Бах И.С.

топ 100 блогов kuzmen06.09.2010 Иоганн Себастьян Бах - известный барочный композитор, с подробностями биографии и творчества которого можно познакомиться самостоятельно (википедия и другие материалы). Я напишу кратко о запомнившихся мне моментах биографии, а также подробнее о моём личном восприятии его творчества.

Биография в двух словах.

Бах жил и работал в 18 веке (1685-1750). При жизни он был известен как церковный органист, а не как композитор. К концу 18-го века его работы считались слишком сложными для исполнения и устаревшими в пользу расцветающего классицизма. Хотя многие нынче известные музыканты уже ценили его работы, большой интерес к Баху возник после исполнения упрощённой версии "Страстей по Матфею" в обработке Мендельсона в 1829 году в Берлине. В 1850 был создан клуб любителей Баха, которые поставили своей задачей собрать и опубликовать академическое собрание его работ, что было выполнено к 1900. Всего у Баха написано более 1000 работ. Из того, что мы знаем, у Баха было 20 детей, некоторые из которых умерли в детстве.

Слушание музыки Баха.

Музыка Баха значительно отличается от современной по тому, чем в ней можно восхищаться и как её правильно слушать. По моим наблюдением, Бахом особенно увлекаются инженеры, программисты и деятели науки, потому что эта музыка создаёт ощущение математической точности, красоты и продуманности.

В современных композициях упор делается на течение музыки. Красивая мелодия, с аккомпанементом и декоративным "наполнителем", или же сложная многогоголосная композиция с красивыми переходами. Основные гармонии можно услышать, если держать в голове лишь небольшой отрывок из только что сыгранного. Пример музыкального направления, в точности противоположному Баху - это джаз. Вы можете наслаждаться любым отрывком джаза из середины и прервать в любом месте, и даже исполнители зачастую не знают, куда "завернёт" их музыкальная мысль. Вам не нужно знать начало, чтобы оценить конец. Вообще, как возникает удовольствие от музыки: слушатель мысленно угадывает, что будет дальше, и балдеет, когда ему удаётся угадать правильно. В случае джаза можно "близко попасть", угадывая на несколько секунд вперёд, основываясь только лишь на памяти о нескольких предыдущих секундах, но очень сложно угадывать далеко вперёд. Музыка просто "течёт", а не является частью сложной целостной структуры.

Произведения Баха иные. Начало музыки почти всегда непонятное (при первом прослушивании), и гармонии довольно странные. Но чем дальше двигаешься по произведению, тем больше можешь угадывать, потому что гармонии очень длинные, и они как бы нанизываются на структуру, построенную в первой части. Заключительная часть пьесы Баха уже почти не содержит никаких свобод: её легко угадать, потому что нужно завершить все начатые "незавершённости", которых в голове у слушателя сложилось очень много, и они тянутся с самого начала. Зачастую завершить их можно только одним-единственным способом, который отлично угадывается. Если прервать слушание раньше окончания, чувство незавершённости будет очень сильным. Если начать из середины, то музыка вообще может быть непонятна, не завершена и негармонична.

Такое слушание развивает очень длинную музыкальную память, которая позволяет получать удовольствие от многих других произведений эпохи позднего Барокко, а также более сложные и эмоционально разноплановые произведения эпохи классицизма. Одновременно с этим, такая длинная память сильно затрудняет способность слушать джаз, потому джаз требует "короткой памяти" и способности быстро освобождать голову от недавно прослушанного. В длинную память откладывается слишком много звуков, которые не задуманы композитором чтобы гармонировать с последующим продолжением, и в голове возникает колоссальный диссонанс, в какой-то момент превращающийся просто в белый шум. Как радио, не настроенное на радиостанцию, или звуки хроматической гаммы, извлечённые одновременно.

В силу описанного эффекта (длинная vs короткая память) музыка Баха не несёт какой-либо заметной ценности в качестве фоновой. Её нужно слушать сосредоточенно и не отвлекаясь, от начала до конца. Я нередко резервирую в календаре время для слушания музыки, выключаю вентилятор и посудомоечную машину, закрываю окна, чтобы минимизировать шум, одеваю хорошие наушники, располагаюсь в комфортной позе, закрываю глаза и слушаю в одиночестве, со стопроцентным вниманием, нередко по нескольку раз подряд.

Одна из особых красот музыки Баха - это многоголосье и искусство контрапункта. В большинстве добаховой музыки имелся основной голос, а другие голоса были вспомогательными, исполняли роль аккомпанемента. Фуги (произведения с самостоятельно бегущими голосами), написанные до Баха, слушались не очень гармонично, потому что одна мелодия не всегда являлась аккомпанементом для другой. Контрапункт - это гармоническое сочетание нескольких голосов. Т.е. голоса продуманы и мелодичны не только внутри себя, но и по отношению к другим голосам, звучащим одновременно. Это как новое измерение, переход от плоскости к объёмному пространству, и Бах умел это делать. Таким образом, Бах считался мастером фуги и органных многоголосных произведений.

Вероятно, профессиональные музыканты могут впервые услышать фугу Баха, понять её и оценить гармоническое переплетение мелодий, но мне до этого ещё далеко. Тем не менее, я могу достичь довольно глубокого понимания, если буду слушать очень много раз. Обычно первое слушание - это просто впитывание, "открытость ко всему", ознакомление. Потом я начинаю обращать внимание на отдельные мелодии - начиная с самой яркой. Когда я уже хорошо её знаю, и способен выделить её из общей массы и мысленно слышать все отдельные звуки мелодии, я слушаю ещё раз, но уже мысленно "вычитаю" первую мелодию: теперь я могу услышать остальное. Когда я могу направить своё внимание на каждую мелодию в отдельности, я начинаю слушать комплексно: как бы рассеиваю внимание, но при этом отчётливо и одновременно слышу разные мелодии, звучащие все одновременно. Теперь я могу обращать внимание на взаимные гармонии и на музыкальную мысль произведения в целом. По мере дальнейшего слушания, я помню всё больше и больше, и это только увеличивает удовольствие, возможность "мысленно угадывать продолжение" и глубину понимания, потому что я слышу всё более отдалённые (отстоящие по времени) гармонии, которые тоже тщательно продуманы композитором! У меня нету любимых произведений Баха, которые я бы внимательно слушал менее, чем 20 раз. Обычно значительно больше.

Бах мне очень нравится тем, что в его музыке почти нет лишних нот, служащих только как "наполнители" или для перехода. Все ноты так или иначе участвуют в гармониях. Отношение количества музыкальной мысли к количеству нот очень велико.

Работы Баха.

Я слушал значительно меньше музыки Баха, чем мог бы. (Но у меня ещё всё впереди! :)). Напишу о своих самых любимых вещах на сегодняшний день.

1. Сюиты для оркестра:
Orchestral Suite No. 1, C-dur, BWV 1066
Orchestral Suite No. 2, h-moll, BWV 1067
Orchestral Suite No. 3, D-dur, BWV 1068
Иногда их ещё называют сюиты для гобоя и оркестра. Многие вещи можно играть на флейте с аккомпанементом на другом инструменте. Моя самая любимая сюита - это си-минорная (BVW 1067), вообще, наверное, это моё самое любимое произведение Баха. Кстати, её заключительная часть - это быстрая и популярная мелодия "Badinerie" ("Шутка"), возможно, отчасти благодаря которой новое поколение знает Баха как великого композитора для рингтонов... Но максимальная музыкальная красота заключена в первой части - в увертюре. Другие части можно рассматривать как уточнение и завершение некоторых поднятых в увертюре тем.
В моих записях исполнение Bath Feastival Orchestra, Dir. Yehudi Menuhin.

2. Концерты для скрипки с оркестром:
Violin Concerto No 1, a-moll, BWV 1041
Violin Concerto No 2, E-dur, BWV 1042
Violin Concerto No 3, d-moll, BWV 1043
Второй концерт я слушаю по большей части потому, что он был на одном диске с первым и третьим. Третий концерт интереснее. Первый вообще шедевр. Очень динамичная и эмоциональная вещь, прямо "кричащая", при этом всё ещё в стиле Баха, с сохранением всех свойств, которые я описал, касающихся музыки Баха в целом.
Эти вещи я слушаю тоже в исполнении Bath Feastival Orchestra, Dir. Yehudi Menuhin.

3. "Английские сюиты" для клавесина. Их существует 6 штук, из которых 2 мажорные и 4 минорные. Минорные мне больше нравятся, поэтому мажорные я в какой-то момент вообще перестал слушать. Вообще, музыка в минорных тональностях обычно более сложная и интересная, с более длинными гармониями. Музыка в мажоре - в целом, более торжественная и популярная. Настоящие шедевры, написанные в мажоре - обычно более редкая вещь (и, может, их сложнее написать?), чем прекрасные вещи для минора.
English Suite No. 2, a-moll, BWV 807
English Suite No. 3, g-moll, BWV 808
English Suite No. 5, e-moll, BWV 810
English Suite No. 6, d-moll, BWV 811
У меня есть записи в исполнении Гленна Гульда. Сумасшедшего великого канадского пианиста, особо известного за интерпретации Баха. Гленн Гульд также известен своим высказыванием относительно важности ежедневной практики: "если я не играю один день - это слышу только я, если два – слышит моя семья, если три – слышит весь мир" (спасибо Бах И.С. [info]raindog_2 за эту цитату).

4. Браденбургские концерты (для скрипичного оркестра). BWV 1046-1048. Они мне меньше нравятся, но они хороши как примеры очень интересных и качественных произведений в мажорных тональностях.

5. Органные произведения:
Organ, Toccata & Fugue, d-moll, BWV 565 (токатта и фуга в ре-миноре). Известнейшая вещь для органа, и, на мой взгляд, одна из лучших.
Organ, Toccata & Fugue, d-moll, "Dorian", BWV 538. Вторая любимая вещь.

6. Бах на гитаре. Две известнейших вещи - это сюиты для лютни и скрипичные сонаты, переложенные на гитару, и отлично исполненные Николасом Голусесом. Кстати, фуга BVW 1000, о которой я уже писал, это одна из частей скрипичной сонаты, переработанная и дополненная самим Бахом для исполнения на лютне. Видимо, Бах очень любил эту фугу.
Среди сюит для лютни наиболее популярны вот эти две:
Lute Suite in G minor, BWV 995
Lute Suite in E minor, BWV 996
Я уже играю Bouree из одной из этих сюит, и раньше играл Allemande, надо восстановить.
Но у Баха больше работ для лютни. Некоторые из них гитаристы (и лютнисты) избегают играть, потому что вещи слишком сложные, и ещё не придумана апликатура, которая позволит должным образом осуществить голосоведение, не в ущерб музыкальности. Иногда можно видеть попытки переложить эти вещи в другие тональности.
Скрипичные сонаты три:
Sonata No. 1 in G minor, BWV 1001
Sonata No. 2 in A minor, BWV 1003
Sonata No. 3 in C major, BWV 1005
У меня есть замечательное исполнение Ника Голусеса, а также целый набор разных исполнений фуги из BWV 1001 (AKA BWV 1000 - кстати, BWV 1000 аранжирован для ля-минора, на тон выше, что несколько упрощает исполнение на гитаре. Это +1 к мастерству Голусеса, который чистейше играет всю сонату в соль-миноре).

Есть множество других работ Баха, которые я уже слышал, но они не являются самыми-пресамыми любимыми, потому я не включил их в этот обзор. Есть многое из того, что я ещё не слышал, но уже добавил в свой "TODO" list. В частности, для клавишных инструментов: французские сюиты, партиты и сборник "хорошо темперированный клавир". Последнее - это прелюдии и фуги (BWV 846–893), написанные Бахом во всех тональностях (24 мажорных и минорных), чтобы продемонстрировать гибкость и мощь хроматической гаммы, переход на которую был осуществлён в период жизни Баха. До Баха инструменты настраивали в соответствии с чистыми интервалами и некоторые тональности были удобны для исполнения, а некоторые производили много диссонанса. (Разговор об этом - отдельная большая тема, потому здесь я лишь упомянул о ней).

Что касается гитары, Бах на ней звучит очень здорово, но исполнение сложное. Татьяна Николаевна (учитель, с которой я работал во время отпуска) рассказывала мне, что в музыкальной школе и в консерватории гитаристы добавляют Баха в свой репертуар только в одном случае: если это обязательное требование для экзамена. Чаще всего они валятся именно на Бахе.

Кстати, для гитаристов (и, предположу, для многих исполненилей на других инструментах), умение слушать классическую музыку (и, в частности, Баха) помогает как раз тем, что развитая "длинная память" позволяет играть очень медленно, при этом всё ещё осознавая музыкальную нить произведения. Техника медленной игры очень помогает двигаться вперёд - на мой взгляд, это вообще важнейшая техника, которую нужно осваивать в первую очередь, но в подробностях она заслуживает отдельного поста.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Председатель правительства  - Сергей Иванов. Почти 80%. АП - Володин. Тоже почти 80% Вице-премьерами Кудрин, Улюкаев, Шувалов. Новый министр МВД. Друг самого. МО - шаман. Во главе Первого канала или РТР - женщина. Ещё не менее трёх женщин в правительстве. Ещё масса женщин в медиа и ра ...
добрый вечер! Я несколько с наивным вопросом, но прошу помощи. У моей дочки (1,5 года) более-менее постоянно раздражение между половыми губами, вот сегодня меня ...
Десятки сбитых самолетов, сотни пленных пилотов и недельный траур — ровно 70 лет назад, 12 апреля 1951-го, в небе над Кореей американцы встретились с действительно сильным противником. Как янки пережили "черный четверг" — в нашем материале https://t.co/v0FLdGUiks ...
Спрос, как известно, рождает предложение и книги здесь не исключение. Бесспорно, сейчас продаётся масса хорошего, полезного, интересного, однако и плоды пропаганды вкупе с конспирологией и альтернативным взглядом на происходящее, цветут с невиданной ранее силой. Пройдёшь, бывало, ...
Затоны на речке Вые, в 10 км от нашего городка. Всем доброго утра! Хорошего воскресенья! ...