Багрова-внука

топ 100 блогов delya_rape09.10.2011 "Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Поручаю правительству учесть эту рекомендацию при внедрении новых образовательных стандартов и разработать норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одаренных детей".

Это сказал наш президент в своем последнем послании городу и миру.

Я пытаюсь понять, что он сказал, о каких детях идет речь: об "одаренных-талантливых" или "всех, вне зависимости". Все или некоторые. Разница принципиальная. Вопрос в тексте послания несколько запутан, но если все сказанное понимать буквально, то, конечно, позиция такова: надо специально искать и поддерживать "некоторых", особо талантливых.

Вряд ли президент подозревает, что это позиция не только управленческая, политическая, пропагандистская и т.д., но позиция философская, педагогическая и психологическая. Вполне, давно хорошо знакомая, очень плохая позиция. Вряд ли президент, его консультанты и спичрайтеры понимают, в какой нехорошей компании они оказываются.

Ведь речь идет о сегрегации: детей делят на талантливых и, соответственно, не очень талантливых, лишенных божьего дара, тупых, серых, заурядных. А почему они так разделены, кто это так устроил. Ну разумеется, "от природы". Против природы не попрешь. Никаких других оснований сегрегации кроме как "от природы" здесь усмотреть нельзя. Потому что если бы были другие основания, то и вопрос, и его решение непременно были бы иные.

Вряд ли сочинители этого раздела послания понимают: индивидуальная сегрегация (которую они предлагают) ничуть не лучше сегрегации классовой (пролетарские дети "от природы" тупы), национальной (дети такой-то национальности "от природы" не способны к тому-то или предрасположены к криминалу и т.п.) или расовой (дети таких-то рас "от природы" неполноценны).

Индивидуальная сегрегация не сможет привести в свое оправдание никаких аргументов кроме тех, которые уже приводились классовыми, расовыми и прочими сегрегаторами. Все эти аргументы давно, всесторонне, убедительно, экспериментально, теоретически - как угодно - опровергнуты, разбиты и отправлены в утиль. Осталось - разумеется, не в серьезной науке, а в обыденном, кухонном сознании - убеждение: способности (соответственно, неспособности) - "от природы". Если так, конечно, надо искать одаренных, их специально поддерживать, ну а остальные - что с них взять, их развивай не развивай, ничего не выйдет, нерентабельные траты. (По данным ВЦИОМ, 1/3 населения России думают, что солнце вращается вокруг земли. Убеждение в том, что таланты "от природы", распространено гораздо шире, но оно из той же оперы).

Вопрос: а сколько их, талантливых. Статистику не знаю, не изучал, да если бы и изучал, не поверил бы в силу подозрительности критериев. Проще всего взять за основу работы наукометристов. Они вполне убедительно показали (по индексам цитирования): среди всей печатно-научной продукции работ, которые стоит читать, - 3-5%. Остальное балласт. Эти же цифры (3-5% "элиты"), как ни странно, встречаются в множестве прочих рейтингов. Не удивлюсь, если у нас примерно так же определят процент талантов. Остальные 95-97% отдыхают. Это вполне вероятно и может быть списано на некий закон природы (правда, никем не сформулированный). Только некоторые исключения портят картину. Скажем, среди выпускников царскосельского лицея оказался патологически высокий процент очевидных талантов. Там что, некая биологогенетическая аномалия случилась, законы природы нарушились? Что-то с этими законами не в порядке.

Разумеется: дети действительно различаются по их способностям, о чем тут спорить. В каком детском возрасте таланты определяют, кто, как и по каким критериям это делает, другой вопрос. Я не говорю об очевидных врожденных патологиях (даун и т.п.), понятно, не об этом речь.

Да, у нас проблемы: пьянство родителей, жуткая местами экология, разнообразные депривации в детстве и т.д. Коррекционные учебные заведения необходимы во множестве. Опять же не об этом. А о том, откуда берутся способности. И о том, кто, как и зачем их будет мерить, определять.

Принципиальный вопрос: в каком возрасте, какие именно способности "определяются" - есть/нет, перспективен/неперспективен. Кто умеет это делать. Есть убедительные доказательства того, что основные, базовые способности формируются еще до школы, в первые годы и даже месяцы жизни. Дальше, конечно, есть еще несколько возрастных перевалов, после которых человек уже в основном "готов" и о нем можно сказать: талант (или не сказать).

Так о чем, собственно, говорится в послании президента. О том, что у нас есть некая абсолютно непрозрачная каша раннего детства и раннего школьного возраста, там что-то варится (видимо, "по законам природы"), оттуда кто-то и почему-то выплывает талантливым, - тут-то мы его и поймаем и будем развивать дальше. Остальные пойдут на производство.

Нет места говорить обо всех возникающих в этой связи проблеиах. Вот только некоторые, которые кажутся принципиальными.

1. Основная задача нынешней российской системы образования - формирование полноценных личностей массы граждан или снабжение экономики рабсилой (эксклюзивно - поиски и поддержка 3-5% будущей "элиты").

2. Кто, как, по каким критериям будет определять талантливых. Есть ли здесь коррупционный потенциал. (Конечно есть).

3. Есть ли внятные и достоверные критерии определения талантов. В каком именно возрасте. Каких именно талантов.

4. Насколько талантливыми окажутся определители талантов. И насколько талантливы (и в чем именно) те, кто будут формировать эту "общенациональную систему поиска талантов". Ннекоторые особо талантливые уже стучатся в двери (и имеют шансы!).

5. Что делать с (условно говоря) 97%. Может быть, средства стоит тратить в первую очередь именно на то, чтобы их дотягивать. Чтобы, как пел Тальков, нам жить в стране не дураков, а гениев. Средств не хватит; да нет, хватит, было бы желание. Было бы понимание.

Почему бы не ставить принципиальную задачу массового формирования талантов. Эта задача не ставится, не формулируется и, похоже, даже не осознается (возможно, сознательно или бессознательно отторгается).

Процитирую еще раз послание. "Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей".

Может быть, заменить "детей" на президентов, премьеров, министров. Может, обнаружите 95% тупых и бесталанных в другом месте. Огромная часть сотрудников нынешнего госаппарата остро нуждается в отставке. Вы видели панорамы лиц, слушавших в Кремле обращение президента. Паноптикум. Очень мрачно, зверинец. Кто там что про отбор талантов. Сочувствую нынешнему президенту. Когда к власти пришел Путин, я и ему сочувствовал: наследие тяжелое досталось. Но недолго сочувствовал, все быстро стало понятно. Там действительно множество талантливых людей. Но их таланты какие-то очень уж специфические, лучше бы их не было.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Жабы, пока я продаю Опель, я на нём езжу со средней 200 км/ч, но вот сегодня, стоя в очереди на выезде со второстепенной дороги, отхватил леща от другого автомобиля, который чуть выехал на проезжую часть, но решил-таки пропустить поливалку, чтобы сохранить свою машину чистой. Всё так быстр ...
Модная форма бровей в 2015г.: Натуральные и выразительные «пацанские» брови. Широкие брови, которые имеют четкую границу в верхней части. Эффект «отсутствующих» бровей. К гламуру я отношение не имею, поэтому тенденциям моды не следую. Но вот следить за бровями, чтобы они были ух ...
Граждане галчатки! Вопрос в чатике: 1) А что, если купить повозку тут, допустим, и обслуживать у дилера в финке? Не дешевле ли будет? Тут каждый второй имеет там олегархические строения в виде фазенды и каждый первый ездит в финку за дешевым фейри и таблетками для ...
Друзья, это ежедневный дайджест в зимнем марафоне. Пожалуйста, оставляйте ссылки на свежие марафонские посты в комментариях к этой записи: ❄️
Вы любите слушать музыку и хотите, чтобы у вас дома была хорошая акустика, приблизительно такая, как в концертном зале. Для этого существуют специальные акустические системы, которые можно использовать в домашних условиях. Естественно если вы живете в квартире, то соседям может не нрав ...