Бабочка Ханаэ.
zajcev_ushastyj — 09.03.2012
В честь прошедшего международного дня феминизма хочу рассказать вам
про одну из самых известных японских женщин, которую вполне можно
было бы поставить во главе японских феминисток. Я не хочу сказать,
что всем вам, милые девушки, надо немедленно пытаться повторить
жизненный путь и карьеру Ханаэ Мори.
Но ее жизнь и судьба наглядно показывают, что может женщина, если
очень захочет, даже в такой стране.
Ханаэ Мори, 2010 год.
Зато девочка Ханаэ хорошо запомнила пейзажи вокруг родного городка и особенно - многочисленных бабочек, за которыми могла наблюдать часами.
Когда Ханаэ исполнилось 11 лет, ее семья переехала в Токио. Она еще училась в школе, когда началась война. Оба ее старших брата умерли от туберкулеза во время войны. Отец хотел, чтобы Ханаэ продолжила его дело и стала врачом, но она не чувствовала никакой склонности к этой профессии. На тот момент ее интересовала литература и искусство. Поссорившись с семьей, Ханаэ осталась в Токио и поступила в Токийский Женский Христианский Университет.
На общественных работах в конце войны Ханаэ познакомилась с Кэном Мори, наследником семьи, владевшей небольшой фабрикой одежды. В 1948 году она вышла за него замуж, а в 1949 году уже родился старший сын, Акира. Не смотря на наличие семьи и ребенка, Ханаэ пошла против правил: вместо того, чтобы стать примерной домохозяйкой и домоседкой (тем более, средства семьи мужа вполне позволяли), она пошла учиться в школу шитья платьев.
В 1951 году при поддержке мужа и друзей Ханаэ Мори открывает небольшое ателье на втором этаже обувной лавки в токийском районе Шинджюку. Ателье называлось "Хиёши-я". Чтобы маленькое ателье было заметно с улицы, Ханаэ поставила на первом этаже около лестницы манекены, одетые в сшитые ею платья. Изрядное новшество по тем временам. По вечерам манекены подсвечивались, привлекая дополнительное внимание.
Именно в это время и появилась компания "Ханаэмори" ハナエモリ, где президентом стал Кэн Мори и он же вел все финансовые дела, а Ханаэ Мори занималась собственно дизайном и пошивом платьев. Впрочем, утверждают, что муж частенько помогал Ханаэ и чисто творческими советами.
Ханаэ Мори в начале 50х в своем ателье "Хиёши-я".
Фирменным символом новой компании Ханаэ-сан выбрала бабочку.
Платья, которые проектировала и шила Ханаэ, делали женщин похожими на бабочек: нежные, трепещущие шелка с крупным, ярким рисунком, изысканные и непредсказуемые.
За несколько лет новое ателье стало популярно, от клиенток не было отбоя. Кто-то из них порекомендовал модное ателье начинающим японским кинематографистам. Ханаэ Мори предложили работу художника по костюмам. Она не отказывалась ни от чего. За свою карьеру Ханаэ Мори оформила около четырех сотен фильмов.
В 1960 году молодая женщина приехала в Париж, где познакомилась с Коко Шанель. Встреча и беседа со знаменитой женщиной-кутюрье стали переломным моментом в жизни Ханаэ. Она решила заняться модой всерьез.
В 1965 году в Нью-Йорке Ханаэ Мори представляет свою первую коллекцию как модельер. Коллекция называлась "East meets West" и вызвала живейший интерес у искушенной американской публики.
Платье из той самой, первой коллекции 1965 года.
Обратите внимание: здесь действительно "Восток встречает Запад". Ханаэ Мори соединила в своих моделях эстетику созерцательного мироощущения Востока и деловитую практичность Запада. Можно долго и со вкусом "разбирать по косточкам", что в этом платье от западных мод того времени, а что - от вневременного японского кимоно, и как это все дополняет одно другое.
Заказы полились потоком.
Ханаэ Мори одевала Грейс Келли, Нэнси Рейган, Софи Лорен и многих других знаменитостей второй половины 20го века.
Насобирала по интернету некоторое количество платьев Ханаэ Мори, пошитых в 60-70х годах.
Помимо рисунка тканей, которые Ханаэ Мори тоже разрабатывала самостоятельно, фирменным знаком ее работ стала и вышивка бисером.
Практически во всех ее работах того периода времени можно обнаружить "соединение востока и запада".
В 1985 году Ханаэ Мори разрабатывала костюмы для оперы "Мадам Баттерфлай" театра Ла Скала в Милане.
Эскизы костюмов, нарисованные Ханаэ Мори.
Сцена из спектакля.
А в 1986 году ее пригласил Рудольф Нуриев для создания костюмов к своему балету "Золушка".
Сцены из балета.
Ханаэ Мори оформляла и другие известные оперные и балетные постановки знаменитых театров и режиссеров.
Она стала первой (и на четверть века - единственной) женщиной-кутюрье из Азии, удостоенной чести быть членом La Chambre Syndicale de la Couture Parisienne.
В 2002 году Ханаэ Мори была награждена французским "Орденом Почетного Легиона".
В каком-то плане вершиной ее карьеры можно считать приглашение сшить свадебное платье для невесты наследного принца Японии Масако Овада в 1993 году.
Это фото вы уже видели. То самое свадебное платье.
В 1996 году умирает муж, Кэн Мори.
А в 2002 компания "Ханаэмори" признана банкротом. Всю компанию целиком выкупила корпорация "Митсуи". Ханаэ Мори осталась должность "творческого директора", ведущего дизайнера.
В 2004-2005 годах Ханаэ Мори представила свою последнюю коллекцию под тем же названием, что и первую: "East meets West".
Несколько фото, найденных в сети.
Последний показ в Париже в 2005 году.
В свадебном платье на подиум вышла внучка Ханаэ Мори, Изуми.
В 2010 году, когда ей исполнилось 84 года, Ханаэ Мори официально объявила, что уходит от дел. Сейчас "творческим советником" компании "Ханаэмори" является ее невестка, жена старшего сына Акира Мори, Памела.
Ханаэ Мори и Памела Мори.
Бывшая американская модель итальянского происхождения, похоже, будет достойной заменой самой Ханаэ-сан.
Выйдя замуж за Акиру Мори и родив ему пятерых детей (два сына и три дочери), она активно занимается делами компании и уже показала себя хорошим организатором и грамотным дизайнером.
Все пятеро детей пары так или иначе связаны с модным бизнесом. Дочери пока предпочитают выступать в качестве моделей (из них самая известная - младшая, Изуми Мори), а сыновья каждый имеют свой независимый бизнес в качестве дизайнеров.
Младший сын Ханаэ-сан, Кэй Мори, является известным дизайнером авторских мягких игрушек из кашимира. Про двоих его детей (сын и дочь) информации обнаружить не удалось. Но вряд ли эти "яблочки" далеко укатились от "яблоньки".
Семья называет бабушку Ханаэ "мама Мори". Она утверждает, что ее отношения с внуками намного лучше, чем с детьми. Потому что ей не надо беспокоиться об их воспитании и образовании и она может просто любить всех семерых.
И еще немного платьев Ханаэ Мори разных лет.
Помимо платьев, компания "Ханаэмори" выпускает массу прочих дизайнерских штучек, начиная от аксессуаров к нарядям, сумок и очков и заканчивая посудой и мелкими интерьерными украшательствами.
Одним из самых успешных на данный момент отделений компании является парфюмерное, основанное еще в 1996 году. Духи, одеколоны и туалетная вода "Ханаэ Мори", как говорится, "пользуются неизменным спросом".
Дизайн флакончиков тоже, понятно, разработан компанией при участии лично Ханаэ Мори. И крышка в виде неизменной бабочки.
В 2008 году была основана "HANAE MORI FOUNDATION" - организация для поддержки молодых японских дизайнеров. Проводятся показы и выставки, как внутри Японии так и за ее пределами, чтобы молодые и пока неизвестные могли показать себя и набраться опыта.
Бабочка все летит...