Азербайджан: коррупция и геополитика

Сложившаяся в Каспийском регионе ситуация определяется
тем, что в этом богатом углеводородными ресурсами регионе
пересеклись интересы ведущих мировых держав - России, США, Китая и
Европейского Союза. Исторические реалии показывают, что с одной
стороны великие державы ищут пути налаживания сотрудничества с
представителями региона на дву- и многосторонней основе, в том
числе в энергетической сфере и в интересах принятия мер по
устранению угрозы международного терроризма. С другой – в той или
иной форме ведут "большую игру", определяемую национальными,
геополитическими и геоэкономическими интересами.
Для России Каспийский регион, в первую очередь Азербайджан,
является традиционной зоной национальных интересов. Россия
заинтересована в укреплении своих позиций на Каспии и в том, чтобы
не допустить здесь доминирования третьих сил. Ее политика
направлена на решение трех основных стратегических задач: защита и
наращивание собственных позиций на Каспии, сохранение стабильности
в регионе, развитие регионального сотрудничества.
После "принуждения Грузии к миру", признания Россией и некоторыми
странами мира независимости Абхазии и Южной Осетии изменилась
геополитическая ситуация не только на Южном Кавказе, но и в зоне
Каспия. Своими действиями Россия ограничила влияние США,
Великобритании и в целом Запада не только на Южный Кавказ, но и на
зону Каспия.
Однако, борьба за изменение статуса этого региона не закончилась,
наоборот - обострилась. Настолько, что вполне можно ожидать попыток
Запада организовать смену власти в странах Каспийского региона на
режимы, менее лояльные Москве. В Иране или Туркмении, где сильны
властные структуры, сделать это будет практически невозможно, но
это вполне может произойти в Азербайджане.
Россия, проявляя добрую волю и желая сохранить стабильность в
Азербайджанской республике и на всем Южном Кавказе, неоднократно
препятствовала определенным, в том числе зарубежным,
заинтересованным силам организовать государственные перевороты и
ввергнуть азербайджанский народ в пучину кровавых столкновений.
В октябре 2005 азербайджанскими спецслужбами был предотвращен
государственный переворот, который планировал бывший министр
экономического развития Азербайджана Фархад Алиев совместно с
бывшим министром финансов Фикpетом
Юсифовым, председателем Партии Народного фронта Али Керимли,
экс-спикеpом Расулом Гулиевым и другими
политиками и бизнесменами. Вряд ли бы история завершилась
благополучно, если бы не помощь российских спецслужб. Тогда
президент Азербайджана Ильхам Алиев встретился с директором Службы
внешней разведки России Сергеем Лебедевым и назвал очень важным
сотрудничество спецслужб двух стран.
Несколько ранее, в 2002-2003 годах, когда тяжело болел и умер
Президент республики Гейдар Алиев, в одном из сопредельных
государств был разработан план по вооруженному захвату власти в
Азербайджане с участием специально подготовленных и обученных
граждан республики, оппозиционных Гейдару Алиеву и не желавших,
чтобы преемником стал его сын Ильхам. Штурмовые отряды были
сосредоточены в окрестностях Баку и ждали команды на начало атаки
на заранее намеченные цели. Буквально за несколько дней до начала
штурма и, вероятнее всего, гражданской войны российским спецслужбам
удалось вывезти в Москву руководителей запланированного военного
переворота и убедить их отказаться от намеченных планов.
"Силовики" сопредельного государства были в полной растерянности и
не могли понять, каким образом российским спецслужбам удалось
"умыкнуть" из-под их, казалось, полного контроля лидеров оппозиции,
а затем убедить их отказаться от запланированного, тщательно
засекреченного мероприятия, разоружить и распустить боевиков.
Естественно, что российские власти преследовали этим шагом
несколько целей. Во-первых, что было самым главным, не допустить
гражданской войны. В той мясорубке могло погибнуть множество ни в
чем не повинных людей. Во-вторых, не допустить геополитического
усиления соседнего государства на Южном Кавказе. В-третьих, лишить
США и страны НАТО предлога для ввода в Азербайджан "миротворческих"
сил с задачей противодействия экспансии соседнего государства. Как
известно, силы НАТО легко входят в страну, но долго уходят, если
вообще уходят.
Однако, есть вопросы, в которых Россия не в состоянии помочь
дружественному государству. Одним из них является коррупция. Если
мы можем объединиться в противостоянии подрывным внешним силам, то
в борьбе с коррупцией, дестабилизирующей экономическую и
общественно-политическую обстановку, каждая страна должна
справиться самостоятельно. Оба государства несут от этого зла
колоссальные экономические, политические и моральные потери. Речь
уже идет об угрозе национальной безопасности.
Коррупция – общая угроха и в России, и в Азербайджане, и на
все пространстве бывшего СССР – вне зависимости от того, кто от
кого отделился и где проходят границы.
В России коррупция является питательной средой террора . В
обществе, где все продается и все покупается, где циничные олигархи
бравируют своим презрением к народу, где взятки и откаты являются
нормой, подготовить и осуществить материальную сторону теракта не
составляет труда. Используя коррупцию, террористы легко приобретают
оружие, перемещаются по стране и городам, скрываются, пересекают
границы, обеспечивают информационную поддержку, подкупают
сотрудников правоохранительных органов. Без тотального
распространения коррупции не было бы ни Буденовска, ни Кизляра, ни
взрывов домов в Москве и Волгодонске, ни захвата театра на
Дубровке, ни Беслана, ни взрывов самолетов и т. д. и т. п.
Масштабность коррупции душит Россию, пагубно влияет на обеспечение
национальных интересов, способствует терроризму, значительно
понижает рейтинг в международной классификации, заслоняет собой
инвестиционную привлекательность страны. Теневая экономика и
всепроникающая коррупция создали благоприятную среду для развития
организованной преступности.
Коррупция разлагает власть и чувствительно "бьет" россиян по
карману. В частности, согласно исследованиям фонда "Индем", на
преодоление бюрократических препон в сфере бизнеса граждане платят
в год в виде взяток 33 млрд. долларов США, незаконные поборы в
области медицинского обслуживания составляют около 600 млн., при
поступлении в вузы – 500 млн., сотрудникам ГИБДД – 368 млн., судьям
– 274 млн. долларов.
Общество крайне нуждается в обуздании коррупции, в развертывании
сильной государственной политики, в принятии основательной
законодательной базы (в том числе закона прямого действия), которая
обеспечит защиту прав и законных интересов граждан и
организаций.
"Мы должны создать мотивацию к правовому, юридически корректному
поведению. При помощи нормативных актов, при помощи средств
массовой информации, в результате работы институтов гражданского
общества. И коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна
стать неприличной", - заявил в этой связи президент России Дмитрий
Медведев.
Сегодня борьба с коррупцией приняла в России поистине всенародный
размах. За девять месяцев 2011 года следственными органами РФ
зарегистрировано более 50 тысяч сообщений граждан о фактах
коррупции, по ним возбуждено 12 426 уголовных дел, что составляет
31,8 процента от общего числа обращений. Около 6,5 тысячи уголовных
дел уже направлено в суд.
Что касается положения дел с коррупцией в Азербайджане, то здесь
будет уместно привести выдержку из доклада Международного Валютного
Фонда (МВФ):
"И без того ограниченные финансовые ресурсы Азербайджана, включая
даже кредиты МВФ, в значительной своей части попадают не по
назначению. Все приносящие какой-либо доход коммерческие компании
поделены и розданы в управление представителям правящей верхушки.
По мнению экспертов МВФ, коррупция в Азербайджане охватила все
властные структуры и уже угрожает национальной безопасности. В
частности, по этой причине МВФ отложил предоставление стране
нескольких траншей по трехлетнему займу на сокращение бедности и
стимулирование экономического роста. По оценке МВФ, руководство
страны пока не смогло решить ни одной социально-экономической
проблемы, а ситуация в стране близка к социальному взрыву. Несмотря
на рост добычи нефти и газа в Азербайджане, уровень жизни в стране
падает. По мнению представителей Демократического конгресса
Азербайджана, это происходит потому, что нефтегазовая политика
руководства страны противоречит национальным интересам и ведет к
обогащению только находящейся у власти элиты".
Ситуация с коррупцией в Азербайджане складывается не менее опасная,
чем в России. Нельзя сказать, что власти совсем не принимают мер по
борьбе с коррупцией. Несколько лет назад указом Ильхама Алиева было
образовано Главное управление по борьбе с коррупцией при
генеральном прокуроре республики.
В качестве оказания конкретной помощи руководству и прокуратуре
Азербайджана по борьбе с коррупцией, озвучим одно "деликатное
дело": нынче в Баку только ленивый и прокурор не знают, что глава
Государственного комитета Азербайджанской республики по работе с
религиозными образованиями Гидаят Оруджев продает свой только что
построенный в престижном районе Баку дом - "всего-то" за 12
миллионов долларов США. Говорят, что на предложение одного
иранского предпринимателя купить дом за 11 миллионов долларов
Гидаят Оруджев ответил отказом. Будучи езидом по национальности и
одним из столпов правящего клана, Оруджев, похоже, как и многие
другие чиновники собирает чемоданы. Очевидно, решил, что обстановка
в стране ухудшается и ждать дальше нельзя, иначе можно опоздать и
не обеспечить себе безбедную старость. Вероятней всего Оруджев
двинется в сторону Турции, поскольку Москву он не любит и постоянно
ищет русских агентов в своем окружении.
И вот – последнее…
Получены новые факты похождения сына Министра транспорта
Азербайджана Зии Мамедова – Анара Мамедова. Очевидцы рассказывают,
что недавно Анар Мамедов в городе Габала посетил один из
ресторанов, принадлежащих Кямаледдину Гейдарову – Министру по ЧС
Азербайджана. Анарчик вместе с телохранителями и друзьями
завалились в этот ресторан уже в «готовом»
состоянии.
Подошедшему
официанту министерский сынок
заказал шашлык из медведя, который содержался в клетке у
входа на территорию ресторана. Все объяснения официантов, что этот
медведь не предназначен для умерщвления на Анарчика не действовали.
Не смог убедить Анара и заведующий рестораном, который знал, что
Анар сын министра транспорта республики и не решился удалить
буйного посетителя из своего заведения.
Пойдя на уловку, хозяин ресторана сказал Анару, что это очень
дорогой медведь, его цена 1 миллион манат (1 манат = 1 евро)! Юношу
это не остановило. Он заявил, что
заплатит такую цену за шашлык из
этого медведя и от своего желания не отступит. Увидив такую
настойчивость Анара Мамедова, заведующий рестораном позвонил
министру по ЧС Кямаледдину Гейдарову (бывший начальник таможенного
управления республики) и доложил ему ситуацию. Ответ «хозяина» был
прост: «Сделайте шашлык из этого медведя и дайте им, пусть
едят!»
Несчастный медведь был убит и из его мяса
приготовлен шашлык для Анара Мамедова и его друзей. Пиршество
длилось до утра, сынок министра транспорта всю ночь хвастался перед
друзьями, медведь был съеден и выпито много
спиртного.
Утром после окончания пира, Анару был предъявлен счет на 1 миллион
манат. После того как он оплатил этот счет, ему был предъявлен
также штраф за убийство медведя. К тому времени Анар Мамедов уже
был настолько пьян и невменяем, что и спорить не мог. Учитывая
такое состояние министерского сынка, пришлось срочно вызывать для
него вертолет, который доставил Анарчика домой,
в Баку.
Все это безобразие с тратой 1 миллиона за шашлык из медвежатины
сыном министра транспорта происходит в Азербайджане в то время,
когда простые железнодорожники месяцами не получают зарплаты, у
людей нет денег, чтоб купить семье хлеба( http://gidepark.ru/community/8/article/437431
Сообщения о случившемся всколыхнули республику, обострили и без того сложную проблему коррупции.
Нет особого смысла обсуждать самих руководителей азербайджанской
республики, их ближайших родственников и друзей. Как говорит сам
Ильхам Алиев: "В Азербайджане все обо всем знают. Республика
маленькая". Поскольку в России живет и работает каждый третий
азербайджанец, то в Москве тоже все обо всех знают. Давать оценки
действиям руководителей – право народа, который их поставил собой
руководить. Однако, хочется напомнить, что когда президентом России
был ныне покойный Борис Ельцин, и его "Семья" позволяла себе
слишком много вольностей с бюджетными деньгами, наша страна
находилась на грани развала и полного экономического коллапса.
Сегодня задача – не допустить в России возвращения в «лихие
девяностые», и шире – не допустить «Перестройки-2». Тогда и у
соседей дела пойдут лучше. Думается, возвращение В.В.Путина на
президентский пост в России и в этом контексте является
правильным.
Здесь уместно сказать следующее. Сегодня многие, именующие себя «националистами» говорят о необходимости «отделения Кавказа». Ссылаются на то, что такое «отделение» уменьшит приток мигрантов в города России, и соответственно, этнопреступность, «даст русским людям вздохнуть». Ну вот, Азербайджан от нас отделился. И что? Гонимые коррупцией, безработицей и бедностью жители республики устремились в Москву, Питер, другие русские города. Азербайджанцы верховодят на московских рынках, «азербайджанская мафия» сегодня – едва ли не самая мощная из всех этнических мафий в России. Простые люди страдают, а коррупционеры учатся друг у друга и друг другу помогают – и что границы ?... А когда речь заходит о связях с общим геополитическим противником, «элиты» говорят о независимости, о том, что «империи больше нет».
«Отделение Кавказа» только ухудшит ситуацию с миграцией и этнопреступностью. И с терроризмом – следом за мигрантами двинутся воинствующие исламисты. В дополнение к безпрецедентному оголению российской границы.
А на Кавказе тем временем уже будут стоять войска и ракетные базы НАТО. Углеводороды погонят в Европу – минуя Россию и без России. И не надо говорить, что никто никого не предупреждал.
Сегодня в Азербайджане назревает сложная, чреватая социально-политическими конфликтами обстановка, причиной которой является коррупция. Внешние недруги и их внутренние агенты, вне всякого сомнения, попытаются воспользоваться этой ситуацией в своих интересах и нанести непоправимый ущерб национальной безопасности государства. И безопасности постсоветского пространства в целом.
|
</> |