"Азбука шедевра" и "Французский вкус князей Юсуповых" в "Новом Иерусалиме"
_arlekin_ — 15.02.2022
"Французский вкус..." - относительно компактная
выставка, интересная все же скорее с точки зрения истории семьи
Юсуповых (еще и в свете недавней премьеры "Птицы Феликса" в
"Современнике", которую я все никак, правда, не досмотрю
целиком...). Она полностью сформирована на основе собрания
музея-усадьбы "Архангельское", но здесь коллекция Юсуповых
преподнесена кураторами в контексте французской живописи 18-го
века, вне интерьерной, бытовой и архитектурной среды;
структурирована по принципу жанрово-тематическому, а не
монографическому или хронологическому; что позволяет в более
выгодном свете подать картины, сами по себе, конечно, далеко не
всегда первоклассные, авторов не всегда перворазрядных: после 1917
года собрание было разделено, все лучшее отправилось в главные
музеи, сейчас показывают то, что осталось; впрочем, осталось не так
мало достойного внимания.
В разделе "портретной галереи", которую открывает кисти
неизвестного художника образ Николая Юсупова, положившего коллекции
начало - и премилый двойной "Портрет братьев Колосовых", внебрачных
детей князя Юсупова от балерины Колосовой, с собачкой и
попугайчиком - работа Никола де Куртейля; и портрет законной жены
Н.Б.Юсупова, княгини Татьяны Юсуповой, племянницы Григоря Потемкина
и любимицы Екатерины Второй - кисти Жан-Лорана Монье; и Марии
Кочубей, в девичестве Васильчиковой, жены будущего канцлера уже
александровских времен - автор Луиза-Элизабет Виже-Лебрен; но
вместе с ними - портреты балерины Анжелики Каталани, также
Виже-Лебрен, и крепостной певицы Анны Боруновой, снова Никола де
Куртейля, причем кураторы предлагают сопоставить композиции
портретов Каталани и Боруновой, и увидеть, что первый послужилой
основной для композиции второго (без подсказки, однако, не
догадаешься...).
Рядом висит еще один портрет Анны Боруновой, и опять-таки
работы Никола де Куртейля, но уже в образе вакханки, и потому
картина отнесена к другому тематическому разделу, озаглавленному
витиевато "Под покровительством Амура". Среди галантно-куртуазных,
фривольных сюжетов, преимущественно из античной мифологии, тут
выделяется полотно Франсуа Буше "Испуганная купальщица"; аллегория
"Амур соблазняет невинность" ла Мартиньера или "Амур и психея"
Бернара - качественная, но обычная для своей эпохи живопись.
Гораздо занятнее разглядывать в подробностях картины из раздела
"Сцены повседневной жизни" - не бог весть какое великое искусство,
зато "повседневная жизнь" имеется в виду, естественно, не
крепостных, хотя бы и певиц с балеринами, а представителей
аристократии, их "повседневность" включает, к примеру, характерные
для эпохи Просвещения (не путать с "просвЯщением" от сегодняшних
фейсбучных паратеатроведов...) забавы, типа запечатленных на
холстах Шарля Амеде Филиппа ван Лоо "Электрического опыта" и
"Пневматического опыта"; в последнем случае из капсулы откачивают
воздух, чтоб продемонстрировать, как без кислорода не может
существовать жизнь, и на глазах у "просвещенных" зрителей птичка
откидывается кверху лапками... - птичку жалко.
Рубрику "В поисках античного величия" составляют разноплановые
картины, и необязательно на древние мифологические, но иногда и на
библейские сжеты, в частности, "Отдых на пути в Египет" Никола де
Куртейля, а то и этнографические, типа динамичного, эффектного, но
совсем вроде бы не на заданную тему полотна Ораса Верне "Турок и
казак", так что изгиб кураторской мысли в этой части экспозиции
остался для меня до некоторой степени загадкой... За "античность" в
узком смысле отвечают "Жертвоприношение Ифигении" Жана Тасселя,
"Похищение сабинянок" Никола де Куртейля - хотя чем сабинянки
"провинились" и уступили вакханке или Психее по линии
"фривольности" либо "невинности", тоже можно думать и спорить.
Наконец, вынесенное в отдельный зал "Воображаемое путешествие" -
при том что князья в 18-м веке путешествовали очень даже реально:
основное богатство тут - серии панно Юбера Робера, очень удачно,
выигрышно размещенные; к ним впридачу идут работы Клода-Жозефа
Верне "Кораблекрушение", Пьера-Жана Волера "Прогулка в гроте" и
др.
"Азбука шедевра" - куда более амбициозный проект,
сделанный с размахом: в течение двух лет по музеям от Калининграда
до Владивостока (буквально!) отбирались вещи на выставку, где
теперь наряду с некоторыми, допустим, хорошо знакомыми и
неоднократно за последнее время приезжавшими в Москву полотнами
можно увидеть настоящие раритеты; пускай не все из картин, вопреки
объединяющей их "шапке" - безусловные шедевры, кое-что до столь
высокого статуса явно не дотягивает (прежде всего живопись
некоторых советских соцреалистов середины 20-го века, здесь также
представленная), но что касается предметного наполнения - глаза
разбегаются от роскоши и разнообразия; как водится, сложнее с общей
концепцией, она даже в сравнении с довольно спорными аналогичным
позапрошлогодним межмузейным проектом "Нового Иерусалима" под
условным названием "Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья"
-
- оставляет массу вопросов и на каждом шагу ставит в тупик.
Распределены привозные (за редким исключением - из собственной
коллекции "Нового Иерусалима" на огромной выставке от силы пара
картин всего) шедевры по буквам алфавита; не пропущена ни одна,
причем едва ли не самый обЪемный раздел - как ни удивительно, на
"твердый знак", хотя наполнение раздела "обЪект" тоже, если честно,
показалось мне весьма произвольным (хотя феноменально богатым - от
"Натюрморта со свечой" Хруцкого, 1839, из Волгограда, до "Платка на
столе" Антона Левина и "Салюта победы" Павла Кузнецова; а также
Машков, Малютин, Шевченко, Серебрякова... - но неровным -
"Колхозное изобилие" Бориса Щербакова, 1950, музей Алтайского края,
Барнаул - тот еще "шедевр"...)... Да и в целом - как объединяющая
концепция, так и комментарии по каждой букве: где-то раскрывается
этимология названия литер и предыстория их графического начертания,
даже подгоняется иногда под тему раздела; где-то берется обобщенная
тема, где-то жанр, где-то направление; на некоторые буквы заявлено
по две "словарные статьи" ("Смотритель" и "Серебряный век"!
"Марина" и "Музей"); буква "Я" осталась чисто "концептуальным",
фактически без предметного наполнения "эпилогом" к выставке; а на
букву "Ы" предлагаются "измЫ" в разбросе от "экспрессионизма" до
"лучизма" и от "сезаннизма" до "конструктивизма", то есть течения и
направления мешаются с живописными техниками и почти авторскими,
индивидуальными стилями; с конкретными живописными примерами,
кстати, в этом разделе тоже все непросто - так, по разряду
"экспрессионизма" проходит ранний Шагал и его "Портрет брата Давида
с мандолиной", 1914 (из Приморской галереи); а "Лошадки"
Г.Стенберга, 1920 (из Краснодара) лично я бы (не будучи
специалистом-искусствоведом, но уж позволю себе заметить...) отнес
бы скорее по особенностям композиции, внутреннему динамизму и
общему восприятию художником пространства к "футуризму", нежели к
"конструктивизму"; равно и замечательный, никогда мной ранее не
виданный "Портрет Н.А.Русакова" кисти совсем молодого А.Родченко,
1912 (из Челябинска) логичнее и убедительнее иллюстрировал бы
"экспрессионизм", либо "футуризм"... короче, операция "Ы" не
выглядит до конца продуманной.
Проще с разделами, где обозначен конкретный жанр, начиная с
"аза", то есть с буквы А: автопортреты в количестве примерно
десятка штук, все первоклассные, разных эпох, большинство
малоизвестные, а то и совсем уникальные, прежде всего ранний
Дейнека, "Автопортрет в панаме" нач. 1920-х (из Курской галереи,
носящей имя художника); также поздняя, 1956, Серебрякова, и ранний,
1916, Фальк; великолепный, любимейший мой Осмеркин, 1939; Николай
Харитонов, 1919; эскиз к известному автопортрету Петрова-Водкина,
приехавший из Волгограда; "рембрандтовский" автопортрет Сергея
Малютина, 1920 и т.д. вплоть до Александра Поманского и Элия
Белютина ("Автопортрет. Зуб болит"). На "Б" идет "Беспредметность"
с единственной композицией Малевича, тогда как на "В" - воздух, с
обширной и разнообразной подборкой пейзажей от Саврасова и Куинджи
до опять-таки Дейнеки и его полотна "В воздухе" (где главный
"персонаж" все-таки, строго говоря, не воздух, но рассекающий его
самолет).
Один из самых спорных концептуально - но фактически и самых
интересных разделов выставки - на букву "Д" - "Детектив", хотя
казалось бы, детектив тут при чем... И действительно, имеется в
виду не жанр изобразительного искусства определенно, а загадочные
истории холстов; так, на портрете Зинаиды Серебряковой за женским
образом, как показала рентгенография, скрывался другой; похожая
история с пейзажем Константина Горбатова, важнейшего для "Нового
Иерусалима" художника, коль скоро в фондах музея хранится наиболее
крупное собрание его произведений (но и раньше бывая в "Новом
Иерусалиме". я без всякого "просвечивания" отмечал для себя: у
Горбатова на его вечно залитых солнцем до боли в глазу видах не
сразу отличишь, где Венеция, а где Псков или Новгород... что и
требовалось доказать, тут мисс Марпл быть не надо!); позанятнее
история со "Славильщиками-городовыми" Соломаткина - мало куда
выезжая, но все же бывая изредка в других городах, я почти всюду
натыкаюсь на варианты этой картины, а точнее, как наглядно
подчеркивает "детективная" страница выставочного букваря, сюжета;
"Так ли они похожи?" - задаются риторическим вопросом кураторы,
предлагая для сравнения всего три - а их порядка дюжины у автора! -
версии из разных музеев (Вятского, Владимиро-Суздальского и
Курского), и действительно, различия и в интерьерах, и в характерах
персонажей, и в композиционном построении, и в деталях одного и
того же сюжета - налицо!
На букву "Ё" идет "ВсЁчество" - неологизм, изобретенный
футуристом Ильей Зданевичем/Ильяздом; но по крайне мере что-то
можно почитать как про самого Зданевича, так и про историю буквы Ё
(поскольку мы с ней в некотором роде земляки - ввел в оборот ее
Н.М.Карамзин, уроженец Симбирска), то меня эти обстоятельства с
небесспорным кураторским ходом примирили. "Естество" на "Е" - куда
более "естественно" подобранный раздел, тут доминируют женские ню,
из них некоторые хорошо известны и за короткий срок уже не впервые
оказались в Москве - так, "Кацапская Венера" из Нижнего Новгорода"
и "Купальщицы" из Краснодара, если я не путаю, гостили недавно на
персональной ретроспективе Михаила Ларионова в ГТГ -
- и вариант "Русской Венеры" Кустодиева (из Нижнего Новгорода)
тоже вряд ли многое добавит к представлениям о творчестве
художника; но обнаруживаются и раритетные вещи: эскиз "Диана и
Актеон" Серебряковой и "Купальщица" Фешина (то и другое из
Челябинска), модерновая "Натурщица" Федора Боткина (из Серпухова
приехала - художник, допустим, второразрядный в лучшем случае,
однако сейчас пара его вещей экспонируется во врубелевском зале
основного корпуса ГТГ на выставке "Русский модерн", пока собственно
Врубель уехал на Крымский вал -
- так что эта и еще одна на "Азбуке шедевра" картина Боткина в
"Новом Иерусалиме" очутилась ко времени...), "Утренний туалет"
Дейнеки (снова из Курска), "Обнаженная" Машкова, "Купальщицы"
Субботина-Пермяка (из Перми соответственно), а также очень
любопытные "Купальщики" Доры Гуревич 1930-х гг. (из местного,
новоиерусалимского собрания).
На "Ж" следует "Жанр" - более обтекаемое, но все-таки
относительно конкретное понятие, иллюстрируемое реалистическими
холстами разных эпох от "Пирушки водовозов" Лавра Плахова, 1833
(Казань) до "Стрижки овец" Аркадия Пластова, 1935 (Челябинск) со
всеми остановками: "Сумерки" Мясоедова, 1901 (Екатеринбург), "В
ожидании шафера" Прянишникова, 1891 (Серпухов), "Новые хозяева"
Богданова-Бельского, 1914 (Барнаул), "Сирень" (Казань) и "На
террасе" (Нижний Новгород) Кустодиева. Зато в понятие "Зеркало" на
"З" смысл можно вкладывать какой угодно, там еще выгорожен закуток,
проход в который то ли концептуально, то ли временно был закрыт,
так что довольствоваться пришлось единственной "зеркальной"
картиной, и почему ею оказался именно "Портрет М.П.Лентуловой"
кисти, соответственно, Аристарха Лентулова, 1912 (из Приморской
галереи), я, признаюсь, не уловил: ну да, изображение "распадается"
на "фракталы", как обычно у кубистов, футуристов и т.п., выбор же
конкретного полотна кажется абсолютно случайным.
Чрезвычайно познавательно, спору нет, разъяснение по поводу
буквы "К", что "Кракелюр" - а именно он тут идет на "К" -
ассоциируется с неповторимым рисунком ладони, в то время как литера
"К" восходит к финикийскому "Каф" и обозначает "ладонь", но
"иллюстрация к букварю" в данном случае могла быть и посолиднее...
Зато на "Л" - "Личность" - целая портретная галерея, пусть и
разного качества живописи, от великих Серова, "Портрет Е.Балиной"
(из Нижнего Новгорода) и Репина, "Портрет О.Александровой Гейнс.
Первый вариант" (из Казани) или замечательной кубистской работы
молодой Веры Пестель "Портрет В.Е.Татлина с бандурой", 1916 (из
Челябинска) до великокняжеских портретов Осипа Браза (из дворцовой
коллекции Павловска), "Портреты Авроры Демидовой" Брюллова (из
Нижнего Тагила) и "Портрета В.Фаворского" Жилинского, 1961 (из
Волгограда); здесь же и опять Лентулов - "Портрет
К.Рукиной-Лобачевской", 1913 (Таганрог), и Крамской, "Портрет
Н.Боголюбова", 1876 (Саратов), и даже Сомов, с одним из многих
своих "Портретов Г.Гиршман", 1911 (от Приморской галереи
Владивостока).
На букву "М" щедро выделены два раздела - "Марина" и "Музей",
но каждый более чем скромен, так, единственным образцом "марины"
представлены "Ледяные горы" Айвазовского, 1870 (из крымской
Феодосии), правда, зимних, арктических видов у Айвазовского гораздо
меньше и увидеть их можно реже, чем южные. То же и с разделом
"Неофициальное искусство" на "Н" - за всех в ответе Владимир
Вейсберг с несколькими абстрактрно-геометрическими композициями.
Тогда как от "Орнамента" на "О" разбегаются глаза - здесь и снова
Боткин, и Бурлюк ("Расцветшая сирень" из Уфы, 1918), и Экстер, и
Судейкин, и Осмеркин ("Портрет В.Басняцкой" из Тулы, 1946) - на
любой вкус, хотя связь с понятием "орнамента" у этих явно мало
общего между собой имеющих произведений, да и качеством
неодинаковых, прослеживается не всегда явственно... Как и
"Беспредметность" на "Б, "Прорыв" на "П" (кстати, из давнего своего
филфаковского прошлого я припоминаю, что Б-П - это парные звуки по
глухости-звонкости... учитывалось ли это кураторами?!)
иллюстрируется единственной абстракцией Любови Поповой "Живописная
архитектоника", 1917, (из Краснодара), зато на П тоже... При том
вокруг на "Р" - сплошная "Русь", а в ней самый сок пред- и
послереволюционного авангарда: Лентулов (между прочим, "Вид Нового
Иерусалима", 1917 - но приехавший из Саратовского музея), Малевич,
Гончарова... в комплекте с каноничными образами - "Молодая
крестьянка в красной кофте" Архипова, 1920 (музейное объединение
"Художественная культура Русского севера"), "Голова крестьянина"
Малявина, 1913 (Нижний Новгород), "Купчиха, пьющая чай" Кустодиева,
1923 (Нижний Новгород), "Два лада" Нестерова, поздний вариант 1922
(Екатеринбург).
Также два раздела в "азбуке" и на "С" - "Смотритель" и
"Серебряный век"; об истории музейных смотрителей, впервые
упоминающихся, оказывается, при Екатерине, почитать, в общем,
небесполезно... Что касается "серебряного века" - понят он
максимально широко - от исторического многофигурного полотна
Лансере "Цесаревна Елизавета Петровна и преображенцы в кордегардии
Зимнего дворца в ночь на 25 ноября 1741 года (из Тверской галереи)
до Кузнецова и Судейкина - но по количеству вещей представлен,
мягко говоря, небогато... Ну "Товарищество" на "Т" - это, конечно,
"передвижники" (хотя персонально это Левитан...); ""У" -
"Условность", "Ф" - "Фактура" ("Портрет девочки в красном" Фалька -
почему именно Фальк оказался наиболее "фактурным"? потому что сам
на Ф?), "Х" - "Хранитель" (рифмуется со "Смотрителем"...), "Щ" -
"Щедрость" (речь о коллекционерах-меценатах - для примера дан
"Портрет Саввы Мамонтова" кисти Серова из Тулы").
Про "обЪекты" на "Ъ" и "измЫ" на "Ы" см. выше; "Ч"-"Черный"
без затей проиллюстрирован черным "Яблоком" Андрея Гросицкого, но
про художника попутно ничего толком не сообщается - а ведь недавно
он был удостоен огромной персональной ретроспективы в ММСИ на
Петровке -
- "Ц"-"Цветопись" - "Распылением цвета" Ольги Розановой, 1917
(музейное объединение "Художественная культура русского севера");
"Ю" - вот кто б мог подумать - "Юра", и не "юрский период" имеется
в виду, а имя собственное, и очень конкретное - Юрий Гагарин с
огромным полотном Василия Басова "Здравствуй, Земля!", 1961,
памятным и мне, и всем, кто постарше, из цветных вклеек в школьные
учебники. Буква "Я" отдана под концептуальный выход из "азбучного"
лабиринта - но я предпочел задержаться ради "Э" - "Эпохи": не в
пример большинству остальных понятий "эпоха" здесь тоже выбрана
определенная, конкретная, позднесоветская: качественные и даже
примечательные в своем роде творения Александра Дейнеки ("Пионер",
1934, Курск), Виктора Попкова ("На работу", 1961, Нижний Новгород),
Павла Никонова ("Рыбаки", 1959 - те же, что висели недавно на
Крымском валу в рамках семейной ретроспективы Никоновых -
- снова приехали из Курска), Никиты Федосова ("Отдел
контроля", 1964, Тверь) и, наконец, Нисского ("Аэродром", 1961,
Екатеринбург) соседствуют с сомнительным соцреалистическим полотном
подзабытого Виктора Цыплакова ("После трудового дня", 1954, музей
Алтайского края, Барнаул), и на исчерпывающее представление об
"эпохе" (да и 1954, вроде бы не столь далекий от 1961 - эпохи,
несомненно, разные, 1934 подавно!) вряд ли претендуют, и в качестве
знаковых образцов изобразительного искусства того или иного
времени, направления, тематики (большинство картин объединяет тема
"будней и праздников трудящихся"), ну положа руку на сердце,
сомнительны. После всех "Ъ", "Ы" и "Э"-"Ю" (про "Я" уже не
вспоминаю) почел за лучшее вернуться к "азам", то бишь к
автопортретам, по большому счету, не нуждающихся ни в каких
умозрительных обобщающих концепциях.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++