Ай-да следователь! Ай-да судья!

Зеленоградский суд постановил вернуть 22-летнему Евгению Корту 200 тысяч рублей, уплаченных им когда-то в качестве штрафа за публикацию на своей страничке в «ВКонтакте» карикатуры, признанной экстремистской. Карикатуру создал видный самодеятельный художник Максим — Тесак — Марцинкевич, изобразивший, как сумел, поэта А.С. Пушкина, которого он, Тесак, прижимает в темном углу и обзывает при этом «чуркой». Сам Тесак объяснил тогда свою нелюбовь к великому русскому поэту тем, что еще школа его «достала» изучением пушкинских произведений как в стихах, так и в прозе.
А Тесак как патриот, оказывается, не любил ни прозы, ни стихотворений.
27 апреля 2016 года в 8 утра в дверь квартиры Евгения Корта позвонили оперативники с ордером на обыск и объявили, что против него возбуждено уголовное дело. Полиция изъяла компьютер, два ноутбука, телефоны, книги по истории Германии и Третьего рейха.
Затем Корта отвезли в Следственный комитет и только там предъявили распечатки с его личной страницы, в частности картинку с «Пушкиным». Кстати, схожесть персонажа с Пушкиным Корт и его адвокат пробовали оспорить так же, как и дальнейшую экспертизу следствия. Но, шалишь! Дело не выгорело.
На суде государственный адвокат предложил своему подзащитному признать вину и выплатить штраф — от 100 до 300 тысяч рублей, но закоренелый «преступник» от этого отказался. Также он отказался подписывать документы, в которых говорилось, что он разместил картинку умышленно, осознавая ее «антиобщественный характер и понимая последствия своих действий».
Он пояснил, что картинка была в Сети с 2013 года, когда ее опубликовал на своей странице сам Марцинкевич. В «Списке экстремистских материалов» на сайте Минюста ее нет.
Следствие тем не менее сочло, что на картинке присутствует «совокупность психологических и лингвистических признаков унижения нерусских».
Экспертиза это предположение подтвердила.
В свою очередь, на странице самого Корта сохраненная им
картинка не получила ни одного лайка или комментария.
Он не занимался распространением изображения, просто
«сохранил его для себя» — что делает честь и его вкусу.
Картинка, конечно, так себе, талантом художника бог Тесака
явно обделил. Но мне совершенно очевидно: те, кто полагает
творчество Пушкина в числе вершинных достижений отечественной
культуры, картинку однозначно оценят как высмеивающую дураков и
ксенофобов. Понимаю, что самой возможности такой трактовки
Марцинкевич никак не допускал. Потому что Александр Сергеевич для
него — «потомок негров безобразный», и только. Суд
солидаризировался с точкой зрения Тесака и приговорил Корта
к одному году в колонии-поселении. Честь великого поэта
была спасена!
В обзоре самых абсурдных случаев борьбы с интернет-экстремизмом, опубликованном в «Новой» уже в 2017-м, эта история заняла достойное место.
Сам же Тесак погиб при неясных обстоятельствах, досиживая очередной срок....
…Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Пробежимся по состоявшимся судебным решениям.
- Итак, в ноябре 2016 года Зеленоградский районный суд приговорил Корта к году колонии-поселения.
- В январе 2017 года Мосгорсуд смягчил наказание, заменив срок на штраф в размере 200 тысяч рублей.
- В сентябре 2018 года адвокат Сергей Бадамшин подал жалобу на приговор в Верховный суд, который постановил передать дело в президиум Мосгорсуда.
- В декабре президиум Мосгорсуда отменил обвинительный приговор и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
- В феврале 2019 года Зеленоградский районный суд дело Корта прекратил…
- И вот суд постановил вернуть уплаченный штраф уже 22-летнему Евгению Корту. Прокуратуру же обязали… извиниться.
Прокурор Зеленограда решение уже выполнил. В письменной форме: «В соответствии с требованиями ст. 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от имени государства приношу Вам официальное извинение в связи с необоснованным привлечением к уголовной ответственности», — сказано в документе с подписью прокурора В. Родина. Любой гражданин, без сомнений, был бы счастлив получить такое извинение. Евгения Корта можно поздравить.
200 же тысяч ему вернут из бюджета, то есть
…Но четыре с лишним года, черт подери!.. Хорошо еще (для нас), что эти 200 тысяч за минувшие годы изрядно полегчали. В отличие от зарплат прокуроров, судей и, конечно же, неутомимых борцов с экстремизмом.
Как бы сделать так, чтобы личная ответственность (в том числе
материальная) ложилась в таких случаях не на нас, а на борцов с
экстремизмом, судей, экспертов и прокуроров? И, конечно же,
парламентариев, благодаря которым все перечисленные и имеют
законную возможность изображать борьбу с пороком.
Павел Гутионтов
обозреватель
|
</> |