Автобусная связь Самары и Тольятти

топ 100 блогов peshkov16309.01.2022        Век назад река Волга была главной транспортной артерией. Добраться, например, из Самары в Ставрополь было в навигацию куда проще по воде. Но были попытки связать два города и по земле. В декабре 1937 года осуществились первые рейсы автобуса между Куйбышевом и Ставрополем, но работа была не продолжительной. Возобновилась она ровно через год и за последний месяц 1938 года на линии перевезено 493 пассажира. А районные автобусы тогда вмещали 12-13 пассажиров. Следующие упоминания о работе маршрута относятся к 1950 году, в годовом отчёте автоколонны №41 он обозначен, как сезонный и летом не работает.

Автобусная связь Самары и Тольятти
Заметка в газете "Волжская Коммуна" от 2 декабря 1938 года
о возобновлении маршрута Куйбышев-Ставрополь
          Новую жизнь в работу маршрута вдохнуло строительство Куйбышевской ГЭС. Была необходима оперативная связь областного центра с районом стройки. Для этого по приказу 2-го Главного управления республиканских автохозяйств в III квартале 1951 года на маршруте должны быть задействованы 10 автобусов ГАЗ-71 Тосненского завода, а до их поступления в автохозяйство, временно использовать 2-3 автобуса ЗИС-5-8.

Автобусная связь Самары и Тольятти
Автобус ГАЗ-71 в Ставрополе, ок. 1952 года (источник: сайт "Автобусный транспорт")
          Но на практике вышло иначе – для работы было достаточно 2 автобусов, а в выходные дни 3-4. Кроме того работал десяток легковых такси ГАЗ-М20 «Победа». Маршрут начал работу с 6 ноября 1951 года. Из Куйбышева автобусы отправлялись в 8 и 12 часов, а из Ставрополя в 7 и 16 часов. В 1951 году автобусы успели перевезти 5832 пассажира. Использование автобусов ГАЗ-71 предполагалось до завершения строительства шоссе между городами. Не исключено, что в те годы из Ставрополя в Куйбышев могли ходить также автобусы Куйбышевгидростроя. По крайней мере, на это указывает книга «Пассажирский транспорт Тольятти. Дела и люди».
           В феврале 1953 года в Ставрополе организовано автохозяйство, которое стало обслуживать маршрут в Куйбышев. Впоследствии он получил номер 2 в нумерации маршрутов Ставрополя. В 1965 году маршрут получил номер 102 и собственное имя «Жигули», позже в 1970х – 302. Маршрутная сеть расширялась, и  в 1980х он стал 602. Появился маршрут и в новую часть города Тольятти – 652.
          С годами улучшался и комфорт пассажиров. Архаичные ГАЗ-71 сменялись на ЗИС-155 и ЗИЛ-158, позже маршрут был укомплектован мягкими автобусами ЗИЛ-127, Икарусами-55, в 1970-1990х уже работали узнаваемые многими Икарусы-250 и -255, как и положено междугороднему маршруту.

Автобусная связь Самары и Тольятти
Автобус ЗИС-155 в Куйбышеве, середина 1950-х гг. (источник: сайт "Автобусный транспорт")
Автобусная связь Самары и Тольятти
Автобус ЗИЛ-158А на Комсомольской площади в Куйбышеве, сентябрь 1957 года (СОГАСПИ)
Волжская коммуна_08 10 1958-4.jpg
Автобус ЗИЛ-127 на Комсомольской площади в Куйбышеве, октябрь 1958 года ("Волжская коммуна" от 8 октября 1958)
Автобусная связь Самары и Тольятти
Автобус Ikarus-255 в Тольятти на улице Победы возле ТПАТК, 1970-е гг. (ЦГАСО)
          Сегодня между Самарой и Тольятти курсируют микроавтобусы разных частных фирм.

Использованые материалы:  ЦГАСО, СОГАСПИ, газета "Волжская коммуна", музей МП "ПАТ".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня по пути в отель стал свидетелем ограбления ювелирного магазинчика. Успел снять. Сейчас еду получать награду: шубу с плеча короля Карла XVI Густава и предложение о принятии шведского подданства. Думаю соглашаться или нет. Когда вернусь, ...
Хочу рассказать одну очень интересную историю... Было дело со мной. Работала я в то время в супермаркете, исполняла обязанности старшего кассира. Часто уходила довольно поздно, пока все сведешь, разложишь, проверишь, везде тыкнешь пальцем лично и ...
. Уважаемые соотечественники! В двадцать два часа в понедельник 30 июня истек срок действия одностороннего прекращения огня. В рамках плана по мирному урегулированию ситуации на Донбассе такой шаг впервые инициировано 20 июня. 27 июня Украина продолжила его еще на три дня. В течение де ...
На самом деле, ребята, хочу обратить внимание на животрепещущую тему. Инторнет узурпировал экономические инструменты от слова совсем. Каждый чудак может заказать оттуда еды, притом деньги на этот заказ он может сделать тоже в интернете. Таким образом, число паразитов растёт в ...
bohemicus , воспитывая в комментах глупую даму, неожиданно выдал настоящий компендиум простейших, азбучных истин , без понимания которых человека вообще нельзя допускать ни к каким разговором "про политику" или "про общество". То есть можно - для смеха, например. Или в целях ...