Автобусная связь Самары и Тольятти

топ 100 блогов peshkov16309.01.2022        Век назад река Волга была главной транспортной артерией. Добраться, например, из Самары в Ставрополь было в навигацию куда проще по воде. Но были попытки связать два города и по земле. В декабре 1937 года осуществились первые рейсы автобуса между Куйбышевом и Ставрополем, но работа была не продолжительной. Возобновилась она ровно через год и за последний месяц 1938 года на линии перевезено 493 пассажира. А районные автобусы тогда вмещали 12-13 пассажиров. Следующие упоминания о работе маршрута относятся к 1950 году, в годовом отчёте автоколонны №41 он обозначен, как сезонный и летом не работает.

Автобусная связь Самары и Тольятти
Заметка в газете "Волжская Коммуна" от 2 декабря 1938 года
о возобновлении маршрута Куйбышев-Ставрополь
          Новую жизнь в работу маршрута вдохнуло строительство Куйбышевской ГЭС. Была необходима оперативная связь областного центра с районом стройки. Для этого по приказу 2-го Главного управления республиканских автохозяйств в III квартале 1951 года на маршруте должны быть задействованы 10 автобусов ГАЗ-71 Тосненского завода, а до их поступления в автохозяйство, временно использовать 2-3 автобуса ЗИС-5-8.

Автобусная связь Самары и Тольятти
Автобус ГАЗ-71 в Ставрополе, ок. 1952 года (источник: сайт "Автобусный транспорт")
          Но на практике вышло иначе – для работы было достаточно 2 автобусов, а в выходные дни 3-4. Кроме того работал десяток легковых такси ГАЗ-М20 «Победа». Маршрут начал работу с 6 ноября 1951 года. Из Куйбышева автобусы отправлялись в 8 и 12 часов, а из Ставрополя в 7 и 16 часов. В 1951 году автобусы успели перевезти 5832 пассажира. Использование автобусов ГАЗ-71 предполагалось до завершения строительства шоссе между городами. Не исключено, что в те годы из Ставрополя в Куйбышев могли ходить также автобусы Куйбышевгидростроя. По крайней мере, на это указывает книга «Пассажирский транспорт Тольятти. Дела и люди».
           В феврале 1953 года в Ставрополе организовано автохозяйство, которое стало обслуживать маршрут в Куйбышев. Впоследствии он получил номер 2 в нумерации маршрутов Ставрополя. В 1965 году маршрут получил номер 102 и собственное имя «Жигули», позже в 1970х – 302. Маршрутная сеть расширялась, и  в 1980х он стал 602. Появился маршрут и в новую часть города Тольятти – 652.
          С годами улучшался и комфорт пассажиров. Архаичные ГАЗ-71 сменялись на ЗИС-155 и ЗИЛ-158, позже маршрут был укомплектован мягкими автобусами ЗИЛ-127, Икарусами-55, в 1970-1990х уже работали узнаваемые многими Икарусы-250 и -255, как и положено междугороднему маршруту.

Автобусная связь Самары и Тольятти
Автобус ЗИС-155 в Куйбышеве, середина 1950-х гг. (источник: сайт "Автобусный транспорт")
Автобусная связь Самары и Тольятти
Автобус ЗИЛ-158А на Комсомольской площади в Куйбышеве, сентябрь 1957 года (СОГАСПИ)
Волжская коммуна_08 10 1958-4.jpg
Автобус ЗИЛ-127 на Комсомольской площади в Куйбышеве, октябрь 1958 года ("Волжская коммуна" от 8 октября 1958)
Автобусная связь Самары и Тольятти
Автобус Ikarus-255 в Тольятти на улице Победы возле ТПАТК, 1970-е гг. (ЦГАСО)
          Сегодня между Самарой и Тольятти курсируют микроавтобусы разных частных фирм.

Использованые материалы:  ЦГАСО, СОГАСПИ, газета "Волжская коммуна", музей МП "ПАТ".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Было... Главное противоречие Реставрации — между архаической надстройкой общества и производственными отношениями, которые вступают с ней в конфликт. Такое было и во Франции, и в Англии в период Реставрации, что привело в обоих случаях к новым революциям и изгнанию "легитимных" ...
Вступая в гражданство России, я испытываю неописуемый восторг, что с сегодняшнего дня я гражданин самой великой страны на этой земле. И я никогда не предам тебя, Россия, никогда не смогу идти на поводу у твоих врагов и всегда буду гордиться, что я твой сын. И эти шесть букв – Россия – ...
Есть у нас друзья, хорошие, их немного. Вот у одних дочка. Одного возраста с сыном - ...
Будучи живым существом, человеку требуется действовать, чтобы продолжать жить. Деятельность же невозможна без использования ресурсов, которые в реальном мире ограничены. Как минимум требуется собственное тело и пространство в котором оно бы располагалось. В свою очередь, ограниченность ...
...