Автоаренда по-турецки
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Почти каждый год мы с друзьями ездим в Турцию. Не на курортное взморье в беспощадном режиме all inclusive, а «дикарями», чтобы без излишеств и суеты побродить среди каппадокийских красот и древностей, беседуя о главном у костра под низкими звездами малоазийского неба. В этот раз мы решили расширить опыт и взять в аренду автомобиль. Причем не просто джип, а минибас, а для разнообразия еще и скутер, который можно в случае чего просто забросить внутрь.
Старенький Форд бог знает какого года стоил 150 турецких лир (около 3000 руб.) в день, а скутер Ямаха - 50. Кроме загранпаспортов не понадобилось никаких документов, я просто вписал в выданный хозяином бланк номер несуществующих прав - ситуация в общем-то типичная для южных стран, приваживающих интуристов. Как выяснилось, из 8 взрослых мужчин и женщин опыт управления «табуреткой с моторчиком» имел лишь один. Впрочем, никто этого так и не заметил: лишь однажды нас тормознули жандармы, но, распознав туристов, сразу потеряли интерес. Из чего можно сделать вывод, что интурист в Турции - нечто вроде священной коровы, доить которую принято лишь в специально отведенных «караван-сараях».
Загрузив рюкзаки, мы с полными баками двинули по дорогам, которыми водил своих гоплитов в Индию еще Александр Македонский. Форд был по-стариковски капризен и скрипуч, но сразу показал, что старый конь борозды не испортит, ощутимо портил он лишь воздух. Войти в него можно было лишь сзади, да еще с водительского места. Скутер же оказался по-молодому резв, он легко разгонялся до 60 км/ч (а больше и не надо), служа своего рода разведчиком. Воздушный поток, цеплясь за козырек шлема (по турецки "башлык"), временами норовил выбросит седока из седла. Иногда скутерок озадачивал новичков тонкостям "погонялова", знакомым более опытным мотоциклистам - например, что заводя движок, нужно придерживать ручку тормоза. В апреле в центральной Турции погода обычно как у нас в мае, но стоит позаботиться о ветровке и перчатках - иначе руки на ветру коченеют, что управленческой сноровки, понятно, не прибавляет. Наибольшие же неприятности при рулежке на скутере причиняют небольшие отрезки грунтовых дорог с разбитой колеей. Несколько раз скольжение колес по мелкому гравию могло привести к падению. Зато весь остальной путь – это полет и наслаждение меняющимся пейзажем.
Известность и своебразие Каппадокии придают маленькие, некогда греческие городки, похожие на огромные древние термитники. Потрясающую катакомбную культуру создали первохристиане, бежавшие сюда от деспотичных языческих правителей. Сегодня в их пещерных жилищах и храмах размещаются не только гостиницы и магазины сувениров, но даже гаражи. А между источенными людьми и временем известковыми конусами торчат зенитными ракетами минареты, с которых 5 раз в день эхом по окрестным каньонам разносится азан - призыв на молитву. Селения соединяет разветвленная сеть дорог, ощущать гладкость которых особенно приятно после 3-дневных странствией по горным тропам.
Проблема транспортной неграмотности решилась просто - пока на привалах в кофейнях члены группы вкушали малоазийские явства и играли в нарды, каждый по очереди объезжал двухколесного ишачка. Дальнейшие навыки совершенствовались в переездах меж греческих храмов, вырытых в горах. Для пущей уверенности в своих силах в городке Ургюп мы исполнили своего рода духовную миссию, оставив табличку, посвященную Ивану Русскому - святому, жившему здесь в 18 веке. Попав в плен к туркам под Таганрогом, он всю жизнь прожил на конюшне, то есть, говоря по-нынешнему, был работником транспортного цеха. Возможно, соотечественник владел и даром Эзопа, поскольку стал покровителем странников и путешествующих посуху, его особенно почитают единоверцы-греки.
Вернувшись в Горем, где находилась прокатная конторка, я с легкой душой передал арендодателю шлем и скутер, но вместо паспорта получил косой взгляд хозяина. Пальцем он ткнул в потертость на обшивке, после чего обнаружил еще с полдюжины проблем и потребовал сатисфакции. Поначалу решив было возмутиться, я по здравом размышлении рассудил, что кто-то из группы мог и упасть, не предавая сей позорный факт огласке (так оно в итоге и оказалось). И задал самый распространенный вопрос международных отношений: «кач пара?» В ответ потомок янычар не спеша насчитал 220 евро. Опыт подсказывал, что можно было бы столь же неспешно поторговаться и сбить цену двое, но Восток дело тонкое - до отправления автобуса на Стамбул оставалось менее получаса. К слову, переезд, длившийся 11 часов, обошелся всего в 20 евро.
Лизинг для бережливых
- Беря транспорт в аренду, тщательно осмотрите его снаружи и укажите на дефекты хозяину – а еще лучше, запишите или потребуйте новый.
- Ознакомьтесь с прейскурантом возможных повреждений, обратив особое внимание на то, сколько стоит пробитое колесо и царапина/потертость на кузове.
- Договоритесь с друзьями заранее, как будете поступать в случае солидарных неприятностей. Оставляя в залог паспорт, имейте в виду, что в случае аварии выкупать его придется именно вам.
- Шлем лучше брать с забралом даже в жару, иначе он будет стремиться придушить вас ремешком, а все насекомые будут идти на таран нос в нос.
- Легкие перчатки не помешают даже летом, поскольку защитят и от пыли, и от солнца.
- Отметьте количество бензина в баке. Обычно он залит не до конца, тогда как хозяева требуют, чтобы вы вернули его полным.
- Если вы слабо знакомы с мототехникой, не просто выслушайте, как заводится и останавливается скутер, но и сами проделайте это пару раз. Иначе вполне вероятно, что вас заставят оплатить барахлящую неисправность. Или же, забыв как с этим домашним зверем обращаться, потеряете немало времени и доброго настроения.
- Катайтесь там, где чисто и минимум движения. На глухих проселочных тропах можно пробить колючкой колесо, и потом несколько часов катить скутер вручную.
- Цена медстраховки на небольшую группу всего $5 в день, но если кто-то пострадает, к этому не добавятся финансовые мучения.
|
</> |