Авиакрейсер Gotland
dieselpunk — 25.03.2010
Любимая фантазия создателей альтернативных флотов - гибрид линкора
(или крейсера) с авианосцем. Между тем был в составе шведского
флота корабль, для которого даже специальный класс придумали -
flygplanskryssare, "самолетный крейсер". Советский
справочник 1936 года классифицирует этот корабль как "легкий
крейсер-авиатранспорт", в более поздних изданиях встречается и
определение "крейсер-гидроавианосец".
Корабль Его Величества Gotland начали проектировать в 1926
году - вначале как "чистый" транспорт гидросамолетов. По требованию
военного ведомства в проект были внесены значительные изменения -
корабль должен был выполнять функции боевого крейсера и минного
заградителя. Представленный проект с тремя башнями главного калибра
оказался слишком дорогим, и во имя экономии две 6-дюймовые пушки
разместили в одинарных башнях по обе стороны мостика.
Крейсер
Gotland был заложен
на верфи G?taverken в 1930 году, спущен на воду в 1933-м и вступил
в строй 14 декабря 1934 года. Он был именно авиатранспортом -
летная палуба отсутствовала, на корме стоял кран для подъема
гидросамолетов. Авиакрыло вначале состояло из четырех бипланов
Hawker Osprey, затем были закуплены еще два. Вообще-то крейсер был
рассчитан на восемь таких бипланов, но никогда не нес больше
шести.
Важно отметить, что самолеты служили только для разведки и
корректировки огня. В бой
Gotland должен был идти
без них. Более того, действовал приказ
в боевой обстановке сливать запас авиационного топлива после того
как последний самолет ушел в полет.
Ни в какой бой
Gotland не
пошел, но сыграл довольно важную роль в истории войны на море: 20
мая 1941 года он обнаружил германский линкор
Bismarck и
тяжелый крейсер
Prinz Eugen, о чем было сообщено по радио в
морское министерство. Далее версии расходятся - то ли радиограмма
была перехвачена британцами, то ли норвежский офицер в Стокгольме
узнал о ней и сообщил ее содержание британскому морскому атташе.
Так или иначе, с этого началась знаменитая "охота", закончившаяся
27 мая потоплением германского линкора.
На практике самолеты, размещенные на сравнительно низкобортном
крейсере, регулярно заливало. Тем не менее послужили они на
удивление долго - до 1947 года. Последние годы они находились на
береговых базах, а
Gotland
был модернизирован и превращен в крейсер ПВО. Его авиатранспортная
карьера закончилась в 1943 году, а служба - в 1956-м. Крейсер был
списанв 1960-м, продан на слом в 1962-м и демонтирован в
1963-м.
Герб HMS Gotland: