Аутлуков об ономатопической теории

- Отчего же, - ответил Аутлуков и открыл метаксу зубами. - Верна. Но, лишь отчасти. Придумать слово на базе какого-то существующего звука или последовательности звуков, это, на мой взгляд, наиболее естественно для человека. И так создано подавляющее большинство корневых основ индоевропейской лексики, но, достаточно большая группа слов никак не хочет восходить к естественным природным звукам!
- Есть ещё междометная теория и теория трудовых выкриков... - проснулся завкафедрой.
- Есть. - согласился Аутлуков. - Но, эти теории, Макс Фердинандович, по сути, лишь варианты теории звукоподражания.
- Марксистская теория, теория общественного договора?
- Несомненно! - Аутлуков взболтал в бутылке жидкость и, резко опрокинув, в два глотка всосал в себя полбутылки. - Общественный договор имел место быть, он не мог не иметь места быть. Подобный способ словообразования мы наблюдаем буквально сейчас своими глазами, но, для того, чтобы общество могло о чём-то договориться между собой, непременно нужен уже сформировавшийся понятийный аппарат. И он уже был сформирован именно на основе звукоподражаний. Но... - Аутлуков сделал долгую паузу. - Есть слова, необходимые для этого самого общественного договора, которые, черти их побери, никак не возводятся к звукоподражаниям! Хоть ты тресни не возводятся! При всём желании!
- То есть... - кафедра превратилась в слух. - У Вас, Алексан Константиныч, есть ещё одна теория возникновения языка?
- Да, - согласился Аутлуков и отхлебнул из кружки тёмного челябинского. - Есть.
- И в чём же она состоит? - заинтересованно выпучил глаза академик с красным лицом. - Сформулируйте, пожалуйста, свою теорию.
- Пожалуйста. - Аутлуков допил пиво и вылил остатки на голову прикорнувшего рядом приват-доцента. - Всё, что не удается объяснить банальным звукоподражанием, мы заимствовали у предшествующей цивилизации. Дело в том, что звукоподражание есть единственно возможный способ возникновения коммуникативных конструкций, хотя, кажется, я уже это говорил... Если мы слышим слово, которое на наш слух не является звукоподражанием, значит, оно возникло как звукоподражание у существ с иным строением уха и голосового аппарата. Они либо слышали не так, как мы, либо произносили звуки не так, как мы...
Аутлуков икнул. В дальнем углу кафедры кудрявый татуированный аспирант и лысый профессор, обнявшись пели "море, море, мир бездонный".
- Обоснуй! - прохрипел академик, указывая сушеным лещом куда-то вглубь вселенной.
- Я те щас обосную! Я те щас всё обосную! - в дверь ворвалась пожилая мадам со следами былой красоты и макияжа. - Я тебе отдала лучшие годы, а он здесь пьёт, алкоголик несчастный!
- Джульета Андревна, сюда нельзя! - вцепилась в руку вошедшей секретарша. - Здесь проходит учёный совет!
- Учёный совет? - прорычала мадам. - Да, рядом с вами уже три алкомаркета открылось и то по пятницам не справляются. Господа учёные, головы мочёные. Собирайся домой!
И схватив академика за фалду, разъярённая женщина потащила его к выходу.
|
</> |