Атомные монстры
Konctanciya — 05.01.2011В«Свободная прессаВ» продолжает публикацию материалов о
самых экзотических проектах советского военно-промышленного
комплекса, связанных с использованием ядерной энергии. Все эти
проекты родились в эпоху холодной войны. Накануне мы рассказали о
двух некогда совершенно секретных проектах — атомном
бомбардировщике и атомной подводной лодке, способной скрытно
доставить через океан батальон морской пехоты, усиленный танками.
Но мало кому известно, что для борьбы с американским флотом в любом
уголке Мирового океана наша страна собиралась обзавестись еще и
атомной армадой. Чтобы запас хода был неограничен, а высокую
скорость, доступную обычным кораблям на час-два, можно было бы
поддерживать сутками. Из-за нехватки средств большинство этих
чудо-кораблей остались на бумаге. Но кое-что построит все же
успели…
В те годы арена глобального противостояния советского и американского флотов выглядела для нас безнадежно проигрышной. По всему периметру границ Советского Союза, как ракушки на давно не чищенном корабельном днище, теснились военные базы вероятного противника. Даже в наиболее приближенном к родной земле Средиземном море у нашей 5-й оперативной эскадре не было никакого истребительного прикрытия. И потому в случае начала войны жизни той эскадры были отпущены считанные часы. Что уж говорить о советских надводных кораблях, которые рискнули бы подойти к Америке?
От этой геополитической безысходности у адмиралов ВМФ СССР созрел план: создать невиданную атомную эскадру во главе с авианосцем. Реакторы должны были иметь все — авианосец типа "Орел", ракетные крейсера типа "Орлан", корабли охранения типа "Анчар". Запас хода соединения — неограничен,
Замысел этот страшно взволновал Вашингтон. Но осуществиться ему было не суждено. Впрочем, обо всем по порядку.
Первым советские конструкторы взялись за воплощение в жизнь В«ОрланаВ». Ничего удивительного, кое-какой опыт проектирования атомных ракетный крейсеров в нашей стране уже имелся, хотя самих крейсеров никогда не было. История этого парадокса такова.
Об атомных кораблях советские адмиралы мечтали давно, с
тех самых времен, как у американцы в 1957 году на своих верфях
заложили В«Лонг БичВ» — первый в мире боевой надводный корабль с
реактором. Потрясенный Никита Хрущев велел и у нас срочно
произвести нечто подобное, только лучше.
В«Лонг БичВ»
В лихорадочной спешке начались работы нашим ответом
Вашингтону. Назван задуманный атомный крейсер был проектом 63.
Постановление о начале работ Совет министров СССР принял в июне
1957 года. Замышлялось к 1964 году построить серию из семи подобных
кораблей.
Ракетный крейсер пр.63. Эскизный проект ЦКБ-17, 1958 г.
Водоизмещение проекта 63 должно было уложиться 15–16 тыс. тонн. Скорость полного хода – 32 узла. Главную ударную мощь корабля должны были составить от 18 до 24 стратегических крылатых ракет П-20, которые создавало конструкторское бюро Ильюшина (ОКБ-240). Если бы ильюшинцам и ленинградским корабелам удалось довести свои детища до ума, американцы вместе с их В«Лонг БичемВ» тряслись бы мелкой дрожью. Длина ракеты П-20 предполагалась порядка 21 метра, размах крыльев – 7,25 метра. Стартовый вес – до 30 тонн. Дальность стрельбы почти как у сегодняшних В«ТомагавковВ» — до 3000 километров. Но главное – ядерный заряд в 1-3 мегатонны.
Ни той ракете, ни атомному крейсеру проекту 63 не суждено было увидеть свет. Работы над ними свернули по указанию того же Хрущева, свято уверовавшего во всемогущество межконтинентальных баллистических ракет и поставившего крест не только на этих планах. Постановлением Совмина от 3 декабря 1958 года работы по атомным крейсерам проекта 63 были прекращены.
Идея создания советского надводного боевого корабля с ядерной энергетической установкой была отложена, но, как выяснилось, ненадолго. Желание заиметь-таки атомную эскадру с почти неограниченными мореходными возможностями в Москве окончательно сформировалось к концу 60-х. В 1973 году был проектирован тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 В«ОрланВ». По водоизмещению оказался он в 1,5 раза больше В«Лонг БичаВ» и в 2,5 раза больше каждого из следующего поколения американских атомных крейсеров типа В«ВирджинияВ».
К достоинствам, способным помочь одержать победу в морском
бою, это отнести трудно. Мы и рады были бы, чтобы В«ОрланыВ»
получились не столь гигантскими, но беда была в изначальном желании
советских адмиралов сделать их универсальными и вооружить всем, чем
только возможно. В результате учета конструкторами всех пожеланий,
на борту В«ОрланаВ» оказалась вся номенклатура вооружений
надводного корабля кроме минно-тральной.
В«КировВ»
Вместе с тем, наш флот получил, может быть, излишне
крупные, но мощнейшие корабли. Первый из них, изначально получивший
наименование В«КировВ», был спущен на воду в 1977 году (после
развала СССР переименован в В«Адмирал УшаковВ»). В 1984 году в
строй вошел В«ФрунзеВ» (переименован в В«Адмирал ЛазаревВ»). В 1988
году – В«КалининВ» (В«Адмирал НахимовВ»). В 1998 году – В«Петр
ВеликийВ» (ранее на стапелях именовавшийся В«Юрием
АндроповымВ»).
В«ФрунзеВ»
Из этой армады в строю сегодня только последний. Слов нет, прекрасный корабль, предназначенный для уничтожения авианосцев. Куда мощнее американских аналогов — атомных ракетных крейсеров типа "Вирджиния" и "Калифорния".
Кстати, американцев очень обеспокоило появление у нас таких кораблей. Уничтожение российской эскадры во главе с В«Петром ВеликимВ», по их расчетам, потребует сосредоточения усилий одновременно сразу четырех авианосных ударных групп. При моделировании такого боя получилось, что уничтожение В«ПетраВ» с кораблями охранения обойдется ВМС США беспрецедентно дорого – на плаву останется только один авианосец из четырех.
Сам "Петр" много не навоюет. Его боевые возможности трагически ограничены именно одиночеством. Ядерные собратья-крейсера фактически уничтожены многолетним отсутствием средств на поддерживающий ремонт.
Прошли времена рейдеров вроде гитлеровского "Бисмарка", наводившего ужас на конвои союзников в Атлантике. Но и того отправили на дно соединенные усилия флота Ее Величества. В век космических спутников сделать это куда как просто. Действовать "Петру" можно лишь в составе отряда. А возможности кораблей охранения с обычными двигателями сильно ограничивают потенциал атомного крейсера.
К строительству многоцелевых кораблей охранения проекта "Анчар" мы так и не приступили. Поддержать "Петра" мог бы атомный авианосец. И было до него — рукой подать. Проектирование "Орла" в 1984 году было поручено Невскому проектно-конструкторскому бюро. Должна была получиться махина водоизмещением порядка 75 тысяч тонн. На борт первенца, названного "Ульяновск", планировали посадить до 70 самолетов и вертолетов: 20 МиГ-29К, 25 Су-33, 8 Як-44, 15 Ка-27ПЛ, 2 Ка-27ПС. От традиционных американских авианосцев наш корабль должен был отличаться наличием собственного ударного оружия — 16 пусковых установок противокорабельных крылатых ракет большой дальности В«ГранитВ».
В 1987 году был подготовлен технический проект. Предполагалось построить четыре таких атомных гиганта. 25 ноября 1988 года головной атомный авианосец заложили на верфи в Николаеве. Спуск на воду планировался на 1992 год, вступление в строй — на декабрь 1995 года.
К моменту кончины Советского Союза "Ульяновск" был готов на 35 процентов. Украине, вместе с независимостью неожиданно заполучившей недостроенный авианосец, был он ни к чему. То, что с "Ульяновском" произошло дальше, наверняка можно отнести к крупным успехам ЦРУ. Один из адмиралов Черноморского флота рассказывал одному из авторов этих строк:
- Тотчас в высоких киевских кабинетах появились представители малоизвестной американской фирмы с предложением порезать "Ульяновск" на металл. Засверкали автогены. 147 резальщиков рвали в клочья корпус девять месяцев. Весь корпус был из брони, толщина которой в районе цистерн авиационного боезапаса и ракетных погребов достигала 70 миллиметров. А когда корпус авианосца уже не подлежал восстановлению, фирма объявила себя банкротом. Но угрожавший безопасности США корабль погиб, не родившись.