Атлантида. Её железо и люди.

Чисто случайно мне в руки попались фотографии из музея теперь уже бывшего завода УАМЗ (АМУР). Фотографий довольно много, и некоторые из них я выложу здесь. Сделаны они были в 70-80-х годах прошлого века. Напомню, что Уральский Автомоторный завод был филиалом Зила. И единственный из многих филиалов советского автогиганта, он имел почти полный цикл производства — от производства двигателей и запчастей до сборки автомобилей. Не было здесь только литейного производства.
Завод интересен тем, что он был вторым по численности рабочих предприятием города Новоуральска. А для меня ещё и тем, что здесь работали мои родители, да и я сам — на практике от школы.
Скоро от завода не останется ничего, большинство заводских цехов разберут. Впрочем, если вы посмотрите у меня в блоге под меткой «УАМЗ-АМУР», то всё увидите и сами. Завод как Атлантида, скрылся в пучине времени, и только немногие воспоминания, вещи или фотографии говорят нам о том, что он когда-то стоял на уральской земле.

Фотографии у меня будут двух видов — оборудование и люди. Эти снимки делали заводские фотографы, их печатали в заводской фотолаборатории. Для чего их делали? Наверное, для того, чтобы использовать в качестве наглядной агитации. А может быть, просто для истории, составляли летопись завода. Тогда ведь люди думали о будущем. Вот посмотрят потомки на то, какими были мы и поймут, насколько они вырвались вперёд, насколько стали лучше, умнее, совершеннее нас. И теперь мы, потомки, смотрим в их лица.
Вот два молодых токаря. Я не знаю, кто они. Может быть, учащиеся ПТУ на практике, может быть, рабочие. Я сам кстати был тоже токарем на практике от школы. Для нас, школьников, был выделен один день, когда мы ходили на завод. Работали мы там, конечно же не полный день, только до обеда. И работа моя мне ужасно нравилась. Это было целое море впечатлений — погрузиться в огромный железный организм завода.

Не знаю, как именно называется профессия этой девушки. Скорее всего, она работница «заточки». Перед ней фреза, зажатая в креплениях станка. Моя мама тоже работала в «заточке», была контролёром.

Токарный станок с электронным управлением. В восьмидесятых на заводе как раз начали внедрять подобные станки.

Фрезерный или сверлильный станок со сменными головками. Справа — шкаф с какими-то бобинами вроде магнитофонных. На них была записана программа работы станка.

Цех. Я даже не знаю, какой именно и с каким оборудованием.

Слесари-сборщики на главном конвейере. Справа от них — задний мост Зила-157. В самом начале главного конвейера на раму крепили три моста. Потом раму переворачивали и постепенно прикручивали к ней всё остальное.

Ещё непонятное оборудование.

А это — обрабатывающие центры. Сделаны они были в городе Иваново. С помощью подобных машин обрабатывали алюминиевые корпуса дизельных двигателей.

Один из руководителей завода. К сожалению, не знаю, кто именно. У меня будет большая просьба ко всем, кто «в теме». Если кого-то узнаете на фото — пишите в комментариях.

Конструкторское бюро.

Бухгалтер.

«Центр управления». Не знаю только, чем именно. Может быть, агрегатами заводской котельной. Кстати. Чей портрет висит по самым потолком? Я не узнаю этого человека. А вы узнаете?

Некоторое количество снимков было сделано в Школе рабочей молодёжи, она же 44-я, она же старейшая школа Новоуральска. В ней мы побывали после пожара с Алей и Александром Ждановым. Где-то у меня есть пост о ней.
Один из немногих подписанных снимков. «Рязанова Л.И. ЭКЦ. 1883-84 уч.год.9-б класс, ШРМ-44».

И ещё один снимок, скорее всего, оттуда же. Учащийся школы за партой. Руководство завода серьёзно относилось к повышению уровня знаний своих рабочих. И тех, у кого было только 8 классов, заставляло доучиваться безжалостно.

Работница заводской типографии.

Ещё один подписанный снимок «Система автоматизированного проектирования печатных плат ЛПЭ ОГЭ». Эти аббревиатуры не всегда понятны. Если ОГЭ — это отдел главного энергетика, то что такое ЛПЭ?

Фрезеровщик.

Машинистка.

Предпоследнее фото — в коридоре портновской мастерской. Может быть, и не только портновской, а вообще заводской службы быта. На заводе всё было устроено так, чтобы люди могли, не выходя за территорию, решить какие-то свои бытовые проблемы — заказать ремонт одежды, обуви, сделать причёску, вылечить зубы. На стендах — расценки на ремонт одежды и раскрой тканей.

Ну и ещё порция какого-то непонятного оборудования.

|
</> |