
Атеизм как ощущение

Быть атеистом
сейчас немодно. Когда я со студентами разговариваю о
мифологическом, религиозном и научном восприятии мира, то неизбежно
задается вопрос: «а вы верите в Бога?» И когда я отвечаю «Не верю»,
то неоднократно обнаруживаю удивление. А кто-то (из заочников, тех,
кто постарше) реагирует со снисхождением, в стиле «подрастешь –
узнаешь». Кто-то даже меня жалеет, считая, что мне недоступны
высшие переживания. Немалое количество людей просто не верит,
прибегая к избитому «в окопах атеистов нет».
Иногда я вступаю в разговор о том, почему я не верю в Бога, привожу аргументы, опираюсь на логику и рассуждения, хотя это бессмысленно: вера или неверие по самому своему определению не нуждаются в каких-то доводах. Поэтому чаще всего не вступаю в споры. Я не испытываю нужды переубеждать верующих или считать их «мракобесами».
Я хочу передать свою эмоциональную (а не рациональную) картинку мира без Бога, как он мною ощущается. Бог в данном случае – тот, в кого верит большинство людей, т.е. интересующийся жизнью человека и вмешивающийся в нее. Бог как некий абстрактный принцип или Первотворец меня не интересует, он вообще не вызывает никакого интереса и вполне может быть заменен на законы природы или что-то подобное. Итак…
Зрелище звездного неба летней ночью, когда ярок Млечный
путь, луны не видно, а над горизонтом блестит Пояс Ориона – для
меня одно из самых сильных переживаний в жизни. Это переживание
можно назвать духовным, хотя я предпочитают слово
«экзистенциальный». Есть еще одно слово, пугающее многих –
«трансцендентный», то есть «выходящий за границы». .. Я в этот
момент действительно выхожу за границы обычного опыта простого
человека, живущего в дальневосточном городе. Я вспоминаю, что
нахожусь на планете, которая вращается вокруг звезды. Я вижу
планету как крохотный голубой мир, затерянный в черной космической
бездне, и я испытываю что-то, очень близкое к любви и нежности,
когда представляю наш мир, окутанный облаками и полный жизни…
Глядя на Млечный Путь, я думаю о галактиках и громадных космических пространствах, на фоне которых Земля – песчинка. О скоплениях галактик, квазарах, сверхновых, туманностях… В таких масштабах фигура человекоподобного Бога-Создателя, который слышит молитвы и следит за тем, кошерна ваша пища или нет, в моем сознании просто умаляется до размера Деда Мороза. Такой Бог, с адом и раем, просто убивает благоговение и удивление перед развернувшейся картиной Вселенной и ее Тайной. Нам неизвестны ответы на многие вопросы, касающиеся Вселенной, и эта неизвестность будоражит воображение, порождает удивительное ощущение, состоящие из азарта, тревоги, нетерпения и грусти (потому что я вряд ли услышу ответы…). Ответ на вопросы о происхождении мира, где фигурирует Бог Корана или Библии, убивает это чувство, делает все для меня банальным и скучным.
И все это взаимосвязано. Перед лицом Космоса я ощущаю себя не изолированной, никчемной пустышкой, а частью этого труднопостижимого процесса. Меня совсем не пугает мысль о том, что мое сознание, скорее всего, угаснет вместе со смертью – то, что было мною, продолжит движение дальше, в бесконечном круговороте атомов. На Земле у меня масса «родственников», со-товарищей по пути Жизни: животные, птицы… Все куда-то растет, развивается, меняется, без цели и без плана, и мне нравится это. Когда я предполагаю, что у всего этого есть какой-то «божественный план» - то опять становится скучно и пропадает азарт, потому что обесценивается мой жизненный путь, как подчиненный некой неизвестной мне закономерности… Похоже, что идея Бога устраняет из моей жизни непредсказуемость и подлинную неизвестность, которые тесно переплетены с тревогой и творческой энергией.
Я легко могу вызвать в душе ощущение Божественного присутствия. И на эмоциональном уровне хорошо ощущаю смысл, стоящий за притчами о Божьей помощи. Это не стоит большого труда, потому что таково свойство нашей психики – проецировать на внешний мир что-то свое, внутреннее. Как я могу разговаривать с внутренним собеседником, точно так же я могу представить, что говорю что-то Богу, и Он благожелательно слышит меня. А если я делаю что-то не очень благовидное, то он неодобрительно хмурит брови. Я легко это представляю и легко могу вызвать, при помощи этих образов, соответствующие чувства – потому что мне очень хорошо они знакомы… Из контакта с родителями или другими значимыми фигурами из детства. Мне знакомо удивление перед чем-то чудесным, предвкушение чуда – отголоски этого предвкушения встречи с кем-то необыкновенным посещают меня на Новый Год.
В общем, как я чувствую, идея Бога устраняет из моего мира азарт и любопытство, и сопряженную с ними тревогу. Миф о сотворении человека всемогущим божеством – невероятно скучен. Честно говоря, он нагоняет на меня тоску. Картина происхождения человека, которую рисует современная наука, для меня лично намного более величественная, завораживающая и порождающая то самое благоговение, встречу с чем-то великим и трансцендентным, т.е. выходящим за рамки простого обыденного мира и опыта.
Эта картина включает в себя опыт встречи Предков Человека и Мира, опыт мучительного поиска диалога и своего места. В этой картине вы можете увидеть обезьяну, которая впервые взяла в руки камень и додумалась расколоть его, и использовать острый фрагмент. Это сложно, очень сложно для обезьяны, на грани невозможного… Увидеть одного из наших предков, который смог сделать то, чего не сумело больше ни одно существо на планете – приручить огонь, использовать его в своих целях. Это проблеск человеческого гения, и я чувствую гордость, думая о том, что этот «обезьяночеловек» - один из моих предков.
Мое воображение захватывает великое путешествие «хомо эректус», который вышел за пределы Африки и добрался до дальних уголков Азии. Я читаю о расцвете и трагедии неандертальцев. Некоторые из них ели своих сородичей, но некоторые – хоронили покойных и заботились о тех, кто не мог позаботиться о себе сам. Они шли по ледниковой Европе, и их история – это завораживающая история противостояния Человека и Льда. Умели ли они говорить – я точно сказать не могу. Но они уже задумывались о том, что там – за пределом смерти… Они устремляли свое воображение за границы обыденного мира, проявляя то, что меня так восхищает в человеке. Способность из Первичного, природного творения, созидать мир Вторичный.
Меня еще в детстве
покорили изображения животных в Альтамире. Потом я узнал о дудочке
невероятной древности. Видел остатки ожерелий. А потом и сам
участвовал в раскопках поселений и стоянок каменного века,
некоторым из которых – 10-12 тысяч лет. Держать в руках кремниевый
наконечник стрелы – все еще острый, несмотря на 7 тысяч лет в земле
– и чувствовать связь с бесчисленными поколениями тех, кто был ДО
меня. Задолго до христианства, ислама, буддизма и сонма больших и
малых верований… Они, эти древние люди, как-то пытались объяснить
этот мир, найти себя в нем и обжить его. Поэтому я так люблю
древние мифологии – это в чем-то очень уютный мир, дающий
безопасность, но, одновременно, отгораживающий человека от прямого
контакта с громадным Космосом, который вибрирует в
бесконечности.
Диалог человека с Миром, а не с Богом – вот что меня завораживает. История не послушания, а дерзновения. И я - часть этой истории... Пусть пафосно звучит, но других слов подобрать я не могу…
P.S.
- А как же в ситуации, когда вы одни и вам нужна поддержка? Когда сильно страшно?
- Если мне нужна поддержка – я могу за ней к людям.
- А может быть, это Бог через людей дает вам помощь?
- Если убрать Бога – это как-то обесценит помощь того, кто ее мне оказал?
- Но есть ситуации, когда помочь некому…
- Да. И это страшно и одиноко.
|
</> |
