“At the Mountains of Madness” (Хребты безумия) (2021)
stalhammar — 19.08.2023 “At the Mountains of Madness” (Хребты безумия) (2021). Звонок из университета Мискатоника оказался для архивиста и прославленного исследователя Арктики Билла Льюиса неожиданностью. На том конце провода – заведующий кафедрой геологии Нэйтан Пикман, и у него есть деловое предложение. Билл должен отправиться в давно покинутый лагерь на Северном полюсе, найти там сделанные предыдущей группой видеозаписи, оцифровать их и передать по возвращении Пикману. История предшественников Льюиса не пугает: по словам Нэйтана, они попросту сошли с ума и, перед тем как с Большой землей окончательно пропала связь, несли в эфир откровенный бред о внеземных формах жизни и загадочных подземных туннелях. За теми двумя послали спасательную группу, однако не удалось обнаружить даже останки ученых – они пропали, пропали бесследно, словно их никогда в реальности и не существовало. Но вся оставленная ими аппаратура, по словам Пикмана, должна находиться в рабочем состоянии – главное, ее найти. Чуть промедлить, и будет поздно, к весне от лагеря, скорее всего, ничего не останется. Билл движим, конечно, не только обещанным гонораром, его тянет в дорогу хорошо знакомый дух приключений, пусть даже смертельно опасных. Хижину двоицы он обнаруживает достаточно быстро. Стены исписаны странными символами, в темных углах, на обмороженных койках – обмороженные скелеты со следами изуродованной холодом плоти. Но камеры на месте. Через несколько дней, к вторнику Льюис должен завершить свою работу – и его, на мысе Барроу, заберет давний приятель МакКриди… Так было задумано. Но так не случится..
Всего за три года, начиная с 2020-го и заканчивая 2022-м, Мэттью Купер снял без малого лавкрафтианскую трилогию, первым фильмом которой стал отчасти артхаусный «Маркхэм», работа во многом строго сюрреалистическая, странная, как говорится, «на любителя». Но в ней Куперу удалось выстроить атмосферу, ту самую атмосферу, в отсутствии которой пришлось расписаться абсолютному большинству режиссеров, когда-либо бравшихся за экранизации рассказов Лавкрафта. Из «Хребтов безумия» Гильермо дель Торо должен был получиться настоящий эпик, самый амбициозный фильм «по мотивам». Но его не случилось – и, возможно, это к лучшему. У Мэттью особых амбиций не было, его фильм не следует литературному первоисточнику постранично, это просто вариация на тему, из оригинала взята лишь общая сюжетная канва, частности остались уже за Купером (например, перенос действия с Южного полюса на Северный; единственно верная географическая координата здесь – упомянутый выше мыс Барроу). И посмотрите только на имена и фамилии! МакКриди, Пибоди, Пикман… Неоригинально, но приятно. Снято в черно-белом, хронометраж невелик (55 минут, почти полный метр, но еще не он). Локации подобраны неплохо – и правда кажется, что Льюис находится где-то на краю Земли, неплоха и графика, ни в чем нет чувства откровенной дешевизны (правда, чуждый подземный мир Антарктиды (или Арктики) мы, к сожалению, не увидим). А вот с реалистичностью определенно проблемы. Экспедиция завершилась в 1992-м, и только сейчас, спустя много-много лет, вы отправляете архивиста за 8-миллиметровыми пленками? В условиях вечной мерзлоты им бы настал конец уже через месяц-другой. Вы посылаете спасателей, и те не обнаруживают ни камер, ни тел в хижине? И, наконец, ЛЕС, мать вашу, в Арктике?! ЛЕС, o’rly? Логика хромает. Зато актерам (пусть малоизвестным) веришь. Темп ох какой. А самое главное: Лавкрафта, НАСТОЯЩЕГО Лавкрафта много, очень много. Разве что упор сделан не на тотальный «космический мрак», а, скорее, на сводящую с ума холодную, зимнюю психоделию…
.
7/10
|
</> |