рейтинг блогов

Астраханщина Ивана Васильевича - 2

топ 100 блогов thor_200630.09.2024
      Итак, в предыдущей части мы остановились на том, что вокруг нашей Астрахани, Хаджи-Тархана то есть, затянулся тугой узел противоречий и интересов больших и малых игроков в геополитические шахматы. Посмотрим, зачем наши игроки втянулись в этот блудняк и что они рассчитывали получить в случае выигрыша.
      Начнем с Крыма. Для крымских «царей» обладание Астраханью ака Хаджи-Тарханом имело весьма и весьма большое значение. Да, астраханский юрт далеко не самый богатый (хотя и не бедный до состояния церковной мыши) и не самый сильный в военном отношении. Но! Астрахань после окончательного распада Большой Орды в начале XVI века естественным образом стала «престольным владением», а это само по себе очень и очень немало. Кроме того, контролируя Астрахань, можно было давить и на ногаев, подмять их под себя, а без ногаев и их 300-тысячной письмяной рати Крымская «империя» смотрелась как-то неполноценно – ногаи пользовались славой свирепых и умелых воинов. Так что смысл побороться за Астрахань более чем был.
      Османы? А вот что они забыли в этих столь удаленных от Золотого Рога краях? Складывается впечатление, что турок Астрахань стала интересовать как некий эвентуальный плацдарм для нападения на проклятых еретиков-кызылбашей с севера. А что, в самом деле, вместо того, чтоб переться по направлениям восточной Турции и Кавказа, поминая всех святых суфиев и дервишей пополам с шайтаном и его прислужниками, по морю перебросить войска, наряд, амуницию, фураж и провиант и ударить по злоумудренным персиянам с севера? Отличный план, надежный, как швейцарские часы! И то, что крымский «царь» готов в этом поучаствовать – так и вовсе замечательно!
      Свой интерес был и ногаев – точнее, у Исмаила. Сказать, кто в начале 50-х гг. Исмаил жил со своим братом Юсуфом как кошка с собакой – значит ничего не сказать. Их отношения стремительно катились в пропасть, и чтоб поддержать свой авторитет, Исмаилу нужны были деньги, деньги и еще раз деньги, на худой случай сойдут и сукна, и другое нечто подобное – короче, верность других мирз надо было поддерживать щедрыми раздачами, и 40 тыс. алтын астраханской казны ( в пересчете на чисто серебро – больше 80 кг) тут были совсем не лишними. Да и опять же – контроль за Астраханью и астраханским «царским седалищем» добавлял Исмаилу значимости не только в собственных глазах, но и в глазах других мирз и тем более соседей. Да, у Исмаила был мотив.
      А как быть с Москвой? Это уже потом, задним числом хитромудрые московские книжники «вспомнили», что Хаджи-Тархан есть ничто иное, как древняя Тьмутаракань, стол отчич и деден, а потому у московских государей есть на него право от «старины». Но то будет потом, а пока, суд по всему, Москва оказалась втянута в этот блудняк только потому, что ее категорически не устраивало ни крымское присутствие в Астрахани, ни усиление ногаев (читай Исмаила). Кстати, именно по последней причине Ямгурчи, несмотря на свою хитрозадость и вертлявость, нашел понимание в Москве и был посажен ею на астраханском седалище.
      Увы, Ямгурчи, заполучив вожделенные подушки, решил кинуть своего благодетеля в самой вызывающей форме. Оставить такое непотребство в Москве без реакции не могли – Восток, как известно дело тонкое, и таких фортелей там не прощают. Но немедленный поход пришлось отложить – сперва надо было оклематься от болезни и разрешить вызванный ею политический кризис в само Москве, затем надо было отразить возможный набег с юга – все лето и начало осени Иван с большей частью рати и со своим двором, еще до конца не оправившийся от последствий тифа (?), простоял на берегу. А потом, поздней осенью, поползли слухи о том что ногаи всели в седло, причем все, и готовятся идти тьмочисленной ратью на Русь. Угроза была более чем серьезная, но, слава Богу, пронесло – Исмаил категорически отказался сам и запретил признававшим его авторитет и дородство мирзам идти с Юсуфом (но при этом закрыл глаза на набеги своих мирз на казанские земли – а чо такова, они против моего брата, царя московского, бунтуют, вот я их и того, немношк буду убивать и грабить для моего брата!)
      Отказ Исмаила поддержать грандиозный поход Юсуфа на Ивана подействовал на бия как капля никотина на хомяка. Он разбушевался не на шутку и потребовал объяснений. Влиятельные мирзы из других ногайских кланов поначалу сумели устроить «стрелку» братьев и те как будто договорились о разрешении разногласий, но потом то ли у Исмаила, то ли у Юсуфа сорвало резьбу, слово за слово, перепалка переросла в рукоприкладство, а там и до крови оказалось недалеко – в общем, Юсуфа прирезали, как барана. Юсуфовичи немедленно подняли в седло своих сторонников и объявили, что им не будет покоя, пока жив Джавдет… И понеслось – Орду захватила волна гражданской войны, какой отродясь не было в ногайской степи. С превеликими увлечением ногаи стали резаться друг с другом, бийство переходило из рук в руки, а тут еще чума. В общем, после всего случившегося Ногайская орда окончательно раскололась на Большую и Малу, которые находились друг с другом в состоянии перманентной войны.
      Москва заняла в этой склоке позицию третьего радующегося и с удовольствием наблюдала за тем, как басурманы сводят счеты друг с другом. Формально она была на стороне Исмаила, однако не забывала привечать и Юсуфовичей, обещая им, что им всегда готовы оказать приют и подобающую честь, а их потным коням – всякий уход и негу. В общем, классика жанра – побивать варваров рукама варваров.
      Так вот, продолжая контактироватьс Исмаилом, в Москве решили поддержать его давнюю идею посадить на астраханское седалище Дервиш-Али, казакующего после того, как он потерял астраханскую шапку, «царевича». Исмаил давно уже ратовал за т чтобы сделать Дервиш-Али «царем» обратно – как не порадеть родному человечку, если он его племянник? В Москве не теряли Дервиш-Али из виду и привечали его, дав ему удел и приняв на службу, а потом, по настоятельной просьбе Исмаила и некоторых других мирз отпустили его в Орду. Увы, здесь он встретил неласковый прием со стороны Юсуфа (и Исмаил запомнил эту обиду – еще одну в длинном списке претензий к старшему брату). Промаявшись пару лет в Орде, Дервиш-Али плюнул на все и отъехал обратно в Москву, на службу к Ивану. И вот теперь, когда измена Ямгурчи стала явственной, решено было использовать вариант Б. Да, Ямгурчи был более подходящим кандидатом уже по той простой причине, что за ним стояли не ногаи, а черкесы, но слишком уж он заигрался. В общем, к Исмаилу отъехал гонец от Ивана с тайными речами на предмет астраханской перемены.
      Гонец приехал к Исмаилу не в самый лучший момент – борьба Исмаила с Юсуфовичами была в самом разгаре, Юнус даже на время сумел согнать Исмаила с бийского седалища, за малым делом не дотянувшись до его горла. Но в Москве решили, что ждать нечего, и, наведя относительный порядок в «подрайской землице», приступили к реализации астраханской затейки.
      Летом 1554 г. князь Пронский-Шемяким во главе судовой рати и присоединившихся к нему донских казаков прибыл к месту встречи с исмаиловой ратью на Переволоке, но ногаев там он не обнаружил. Прождав несколько дней, он двинулся дальше – ногай с возу – телеге легче, Пронский двинулся дальше и подступив к Астрахани, обнаружил ее брошенной. Ямгурчи бежал, и посланные в погоню за ним русские догнать его не смогли – бывый «царь» бежал налегке, бросив свой гарем, присланные Девлет-Гиреем пушки и свои инсигнии – «царские» барабаны-набаты захваченные преследователями в качестве трофеев. Возведя Дервиш-Али на «царское» седалище и заключив с ним договор, согласно которому новый «царь» обязался выплачивать Москве 40 тыс, алтын дани (а Исмаил пускай теперь кусает себе локти!), три тысячи саженных рыбов-осетров, разрешить русским рыбакам беспошлинно ловить опять же рыбов в своих владениях и, самое главное, согласился с тем, что в случае его смерти вопрос о престолонаследовании будет решаться в Москве, Пронский убыл обратно. Перед этим он привел к присяге астраханский белый и черный народ и взял с Дервиш-Али шерть, а для того, чтобы за ханом был присмотр, в городе остался русский комиссар-наместник с гарнизоном…
      To be continued…

      Бий Юсуф от Мастера:

Астраханщина Ивана Васильевича - 2 nogaiskii-bii-yusuf-v-boevom-oblachenii-seredina-xvi-veka-rekonstrukciya-mv-gorelik-tzcnhtdx-1622109601


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Попав под дождь, ты можешь извлечь из этого полезный урок . Если дождь начинается неожиданно, ты не хочешь намокнуть и поэтому бежишь по улице к своему дому. Но, добежав до дома, ты замечаешь, что всё равно промок. Если же ты с самого начала решишь не ускорять шаг, ты ...
Фонтан Старая Лодка или Баркачча в Риме. Находится на площади Испании в Риме, рядом с Испанской лестницей. По легенде , в 1598 году Тибр вышел из берегов и было наводнение. Это наводнение принесло лодку. После того, как вода ушла, то лодка осталась на площади. Архитектор фонтана: ...
Picture Perfect at 500px Wuthering heights by Izidor Gasperlin Published on 500px Don't Look Back In Anger by Thomas Kern Published on 500px Untitled by Pandora Selezneva Published on 500px xx by Besim Mazhiqi Published on 500px Вчера и сегодня к нам присоединилось большое количество новых фотографов из ...
Мужчины, не проходите мимо! Вы же знаете, как много одиноких девушек ждут вашего внимания. Не бросайтесь на глянцевых баб, тратящих деньги на ненужную косметику и спа-процедуры, проникнитесь настоящим человеческим чувством любви к нежному ...
Все! Можно поздравлять дона Серхио с новой гитаро! Вот такие вкусы у меня по части внешнего вида гитаров. Санберст должен быть еле заметным, то есть без контраста. "Полосатость" клена также должна быть едва уловима - не зашкаливать. Красного ...