Астафьев....

"Сибирь - китайцам, Курилы - японцам"
Речь идёт о Викторе Петровиче Астафьеве, авторе
таких произведений советской эпохи, как «Звездопад», «Царь-рыба»,
«Печальный детектив» и других, в которых нашли отражение и Великая
Отечественная война, и проблемы русской деревни. Честно признаюсь –
я не являюсь поклонником его творчества. Мне кажется, что на
деревенскую тему Валентин Распутин писал куда интереснее, а
фронтовая проза Вячеслава Кондратьева или Виктора Курочкина гораздо
сильнее…
Впрочем, это дело вкуса – у Астафьева и сегодня немало поклонников.
Поэтому, собственно, пишу про него. При этом хочу остановиться
вовсе не на творчестве, а на гражданской позиции Астафьева. А она,
на мой взгляд, оказалась весьма сомнительной. Потому что под конец
жизни данный персонаж, состоявшийся как успешный писатель при
советской власти, вдруг превратился в оголтелого и злобного
антисоветчика…
«И пропал казак»
Я здесь сразу исключаю якобы имевшиеся у него твёрдые и давние
антисоветские убеждения, в чём нас нередко пытаются убедить его
поклонники. Потому что до начала перестройки Астафьев был вполне
успешным и даже номенклатурным писателем, щедро обласканным властью
не только частым изданием его книг, но и многочисленными регалиями
и наградами: Герой Социалистического Труда, лауреат двух
Государственных премий СССР и Государственной премии РСФСР имени
Горького, кавалер ордена Ленина, депутат Верховного Совета РСФСР…
После этого разве можно поверить в его якобы идейный антисоветизм и
антикоммунизм?!
У меня астафьевским политическим переменам есть только одно
объяснение – несмотря на проявленное этим человеком в годы войны
мужество и, возможно, даже героизм, в мирной жизни он оказался
банальным приспособленцем. Астафьев просто стал меняться вместе с
самой властью, ловко ориентируясь в складывающейся конъюнктуре. Всю
эту позорную эпопею очень красочно описал бывший его друг и
издатель, главный редактор журнала «Наш современник» Станислав
Куняев в очерке «И пропал казак». В частности, там с откровенной
горечью говорится:
«На рубеже 90-х с Виктором Петровичем исподволь стали происходить поначалу необъяснимые перемены. Весной 1990 года я неожиданно получил из Красноярска неприятно поразившее меня письмо. «Дорогой Станислав! Ещё осенью узнав, что Евгений Иванович Носов, мой друг и брат, выходит из редколлегии «Нашего современника», решил выйти и я. (…) Я перехожу в журнал, более соответствующий моему возрасту, и к редактору, с которым меня связывает давняя взаимная симпатия, – в «Новый мир»…»
Дело в том, что во время перестроечной смуты по политическим
убеждениям разделились не только рядовые советские граждане, но и
литературные журналы. «Наш современник», который отнюдь не был
сторонником разлагавшейся КПСС, всё же твёрдо стоял на
государственных, русофильских позициях, не без основания полагая,
что развал Советского Союза может привести и к развалу исторической
России. Именно за эту позицию журнал ненавидели советские либералы
и прочая антисоветская публика, которые в те времена при помощи
предателей из ЦК КПСС с каждым годом набирали политический вес и
влияние. «Наш современник» ими был заклеймён как «опора реакции» и
«рассадник русского красно-коричневого фашизма».
В общем, журналу приходилось очень несладко. И в это самое время
один из его ведущих авторов Виктор Астафьев вдруг объявил не просто
о своём уходе, а о переходе в другой политический лагерь в лице
либерального «Нового мира»! Станислав Куняев поначалу в это не
поверил и потом ещё долго уговаривал Астафьева остаться в «Нашем
современнике». Астафьев же не только не вернулся, но и со страниц
либеральных СМИ принялся откровенно ругать и самого Куняева, и его
товарищей, и заодно всю погибающую на тот момент советскую
власть…
Хотел отдать Сибирь китайцам
А в 1991 году Виктор Петрович докатился до откровенной русофобии.
Он тогда дал большое интервью журналу «Родина», где измазал дерьмом
память о Великой Отечественной войне, бессовестно оболгав всех её
участников, которых «кровавые коммуняки» якобы чуть ли не силком
гнали на убой. Под конец интервью он призвал отдать родную ему
Сибирь китайцам, которые-де её облагородят куда лучше «ленивых
русских». А Москве пожелал во всём и всегда слушаться умных дядей с
Запада.
После развала Советского Союза Астафьев фактически стал
позорно-идеологической обслугой Ельцина, коего превозносил до небес
за «демократические реформы». Как пишет Станислав Куняев, наверное,
лучшее объяснение феномену Астафьева дал тоже его бывший друг,
писатель Валентин Распутин:
«Он же бывший детдомовец, шпана, а в их среде жестокости много. Они слабого, как правило, добивают. Вот советская власть ослабела, и Астафьев, как бы обидевшийся на неё за то, что она его оставила, бросился добивать её по законам детдомовской стаи…»
Есть и ещё одна версия предательства Астафьева, которую озвучил
Куняев. Во время перестройки известный политический перевёртыш и
член Политбюро ЦК КПСС Александр Яковлев организовал визит ряда
советских писателей в Рим, на встречу с представителями
эмигрантской литературы и влиятельными на Западе издателями. По
слухам, в ходе этой встречи нашим писателям пообещали Нобелевскую
премию по литературе. Но при следующих условиях – жёсткая критика
советского строя, безусловная поддержка «общечеловеческих
ценностей» и либерально-демократического движения России.
На это предложение сразу клюнул Виктор Астафьев, который после Рима
не только быстренько перебежал в либеральный лагерь, но и принялся,
явно под заветную премию, усердно писать роман «Прокляты и
убиты»…
«Ужасный, нечистоплотный роман»
Наверное, это самое отвратительное и мерзкое произведение о Великой
Отечественной войне! Как верно заметил один литературный критик, по
Астафьеву, к примеру, выходило, что «советские русские солдаты были
сплошь скоты безмолвные, офицеры – скоты рыкающие, а уж бездарнее и
подлее высшего командования русской армии в Великой Отечественной
войне и придумать трудно, коль офицерьё с комиссарами лишь тем и
занималось, что развлекалось, брюхатя полковых девок, да ради
победы топило германца в солдатской крови».
А ещё Астафьев в своём романе приравнял Сталину к Гитлеру, объявив
их одинаково виновными в развязывании войны. И вообще, по его
словам:
«конечно, Сталин – это никакой не полководец! Это ничтожнейший человек (…) Если бы немцы не напали на нас, то через год-полтора мы бы напали на них и, кстати говоря, тоже получили бы в рыло…»
Не удивительно, что абсолютное большинство читателей, включая фронтовиков, отнеслись к «Проклятым» резко отрицательно. На критику Астафьев отвечал хамски и грубо. И тут уже не выдержал, наверное, последний искренний друг Виктора Петровича, тоже участник Великой Отечественной, писатель-деревенщик Евгений Иванович Носов, коего, как мы помним, сам Астафьев величал своим братом:
«Астафьев стал много врать и в своих публикациях, и в устных выступлениях. Я попытался урезонить его, но он надулся, пользуясь моментом, кляня прежнюю власть, которая и сделала его писателем, и дала возможность повидать белый свет. Сейчас он перебежал в иной лагерь, где сладко кормят и гладят по шерсти, получил возможность издать аж 15 томов своих сочинений, в том числе ужасный, нечистоплотный роман «Прокляты и убиты…»
…Вот так Виктор Петрович и остался фактически в полном
одиночестве – понятно, что «дружбу» с откровенными прихлебателями и
властьимущими нельзя назвать дружбой. Впрочем, явное предательство
так и не привело Астафьева к заветной премии. Добившись уничтожения
Советского Союза, Запад сразу же и надолго утратил к нашей стране
интерес. И когда Астафьев в 1994 году издал свой роман «Прокляты и
убиты», книгу в Нобелевском комитете даже не стали рассматривать.
Говорят, для Виктора Петровича это стало сильным ударом. Он
буквально заперся в своей деревне под Красноярском и до самой
смерти, за очень редким исключением, не общался с внешним
миром…
Ну что ж, такой финал он выбрал себе сам…
|
</> |