Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

топ 100 блогов nord_ursus23.09.2017 Арзамас — третий (после Нижнего Новгорода и Дзержинска) город Нижегородской области, здесь проживает 105 тысяч жителей. Это локальный центр юга области (сто километров на юг от областного центра), более близкий к Мордовии. Эта часть региона заметно отличается от заволжского Нижегородского Севера, — здесь уже нет густых лесов, и вокруг города широкие поля. Сам же Арзамас — очень интересный старинный город, основанный в XVI веке, при Иване Грозном. До революции он был уездным городом Нижегородской губернии. Пейзаж Арзамаса впечатляет большим количеством церквей, которые в его центре видны почти в любом ракурсе (не как в Суздале, но примерно как в Тобольске). А в наше время ещё одна интересная деталь города (относящаяся, правда, к его инфраструктуре) — это действующие автобусы ЛиАЗ-677, которые когда-то были едва ли не в каждом городе, а сейчас их почти нигде не осталось.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

На самом деле, я скажу забавную вещь. Для нас с Арзамас. Купола церквей и старые автобусы andrew_rewsr именно эти автобусы стали поводом для посещения Арзамаса. То есть город, конечно, и без того очень интересный, но мы ограничились только его центром ради того, чтобы осталось время покататься на "скотовозах".

Но обо всём по порядку. Ехали мы из Нижнего в Арзамас рано утром на электричке. Ехать чуть больше трёх часов, но дорогу я запомнил плохо, потому как почти всё время спал. До этого я проезжал Арзамас на поезде, но только ночью. Здесь пересекаются две железные дороги: Нижний Новгород - Саранск (построена в 1901 году и изначально заканчивалась в городе Лукоянове) и Москва - Казань (1909 год). Общей узловой станции у них нет, и поэтому в Арзамасе два вокзала.

2. Сперва электричка делает остановку на Арзамасе-1 — станции на линии Нижний Новгород - Саранск - Пенза. Здесь сохранился вокзал 1901 года постройки.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

3. Постояв десять минут, электричка меняет направление, возвращается на узел и поворачивает на Казанский ход Транссиба, где и прибывает на станцию Арзамас-2, через которую проезжают некоторые поезда, идущие из Москвы на Урал и в Сибирь. Здесь выходим мы. Оригинальный вокзал тут не сохранился, и нынешний уже советский, довольно приятная сталинка. Из примечательного я обратил внимание, что вокзал стоит далеко от перрона и соединяется с ним надземным пешеходным переходом из второго этажа.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

4. Рядом стоит паровоз-памятник:

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

5. А вот так выглядит вокзал со стороны города:

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

6. Итак, что же это за автобусы, о которых шла речь с самого начала этого рассказа? А вот. Нам и не пришлось его специально ждать, — первым же автобусом, приехавшим к остановке у вокзала, чтобы ехать в центр города, был именно ЛиАЗ-677. Наверняка многие из вас их помнят. А многие помнят и то, что их ласково называли "скотовозами" или "луноходами". Ещё лет 12 назад они не были редкостью, но потом достаточно быстро везде поисчезали.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

7. Садимся и едем в центр города. Интерьер автобуса навевает воспоминания о детстве. В Питере скотовозы ходили до 2005 года, и я даже хорошо помню их на нескольких маршрутах рядом со своим домом. Сейчас такие автобусы выглядят как живая машина времени, — тем и странно видеть в их салоне людей с современными гаджетами.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

8. В наше время ЛиАЗ-677 стал раритетом, у которого сохранилось несколько заповедников. Арзамас — один из них, сюда просто попадали подержанные автобусы из Москвы. Ещё в большом количестве они сохранились в Краснокаменске (Забайкальский край) и Амурске (Хабаровский край), — но это слишком далеко, чтобы ездить туда специально ради этого. В общем, как итог, — Арзамас стал настоящим местом паломничества транспортных фанатов.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

9. Ну а пока что перед нами городские пейзажи, которые впечатляют белокаменными стенами и куполами храмов. Это Соборная площадь, которую можно считать главной в городе. Справа находится Свято-Николаевский монастырь (основан в 16 веке как мужской, а после возвращения Церкви в постсоветские годы возрождён уже как женский); в нём слева Богоявленская церковь (1810-е годы), а за ней, правее, видна колокольня Никольской церкви (начало XVIII века). На левой стороне площади видно здание городского магистрата (ныне музей истории русского патриаршества) 18 века. А дальше — ещё два собора: справа, с золотистыми куполами, — Благовещенский (1784 год), а слева, с зелёными — Спасо-Преображенский (1638-43 годы). Ну а совсем вдалеке видны многоэтажные микрорайоны, — так старый Арзамас пересекается с советским.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

10. А ещё на Соборной площади (правее предыдущего кадра) стоит самый большой храм Арзамаса, ставший символом города, — монументальный Воскресенский собор совсем не уездного масштаба, построенный в 1814-42 годах в стиле классицизма в память о победе в Отечественной войне 1812 года. Архитектором его был Михаил Коринфский, ученик Андрея Воронихина, построившего Казанский собор в Петербурге.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

Про "не уездный" размах собора я сказал не просто так. Арзамас ещё до революции заметно выделялся на фоне других уездных городов, будучи особенно развитым: в 1913 году население города составляло 19 тысяч человек, что для уездного города по тем временам немало. Выделяется он и сейчас: если учесть, что, не будучи областным центром, он насчитывает больше ста тысяч жителей, нетрудно догадаться, что город промышленный. В советские времена Арзамас стал одним из центров машиностроения, в том числе работающего на оборонную промышленность. Основные предприятия города — приборостроительный и машиностроительный заводы.

11.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

12. Вид на площадь от музея патриаршества. Правее Воскресенского собора видна церковь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (1794 год). Чуть ближе можно увидеть магазин православной литературы: благодаря большому количеству храмов и монастырей, а также близости Дивеевского монастыря, Арзамас — популярное направление православного паломничества. Поскольку наш приезд пришёлся на выходные дни, это было хорошо заметно.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

13. Церковь "Живоносного Источника" вблизи. Образец позднего барокко.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

14. Колокольня её обращена к соседней улице. Кстати, здесь можно увидеть и другую интересную деталь.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

15. Да-да! Луноходы в Арзамасе сопровождают почти везде, куда бы вы ни шли.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

16. А вот тут два ЛиАЗа разных поколений. За луноходом стоит ЛиАЗ-5256. Таких сейчас во всей стране много, но когда-нибудь и они станут раритетом.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

17. В целом центр Арзамаса примерно такой. Улочки с дореволюционной купеческой застройкой. Старые домики пестрят разнокалиберными вывесками, на улицах многолюдно. Надо сказать, что в наш приезд центр этого города производил довольно безрадостное впечатление, но надо сделать скидку на время года. Это был конец февраля, когда нагрянула оттепель, и под пасмурным небом потемнел снег, появилась слякоть, от которой бежали ручьи по улицам холмистого города. Думаю, в такую погоду, которая была у нас на следующий день в городе Бор, он смотрелся бы приятнее. Да и я видел в сети немало летних фотографий Арзамаса, на которых он выглядит вполне ухоженным и чистым.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

18.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

19. Поблизости от Соборной площади находится автостанция. Как видим, луноходы используются и на пригородных маршрутах. Между ними стоят два ЛиАЗа-5256 (причём первой модификации, которая уже тоже становится раритетом) с необычной расцветкой. Есть, как видим, и ПАЗики.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

20. Вдалеке слева виден Спасо-Преображенский собор (близко мы к нему не ходили), а справа Входо-Иерусалимская церковь (1777).

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

21. Типичный арзамасский пейзаж. Здесь друг на друга накладываются купола Свято-Николаевского монастыря и Воскресенского собора. На переднем плане — многочисленные торговые здания, в том числе и новодельные.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

22. Церковь Владимирской иконы Божией Матери (1802 год):

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

23. И то же самое общим планом:

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

24. А это уже показанный издалека Благовещенский собор (1775-84). Выглядит лёгким и воздушным, — пожалуй, из многочисленных арзамасских храмов он мне понравился больше всего.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

25. Вид с пригорка. Слева видна Владимирская церковь, а вдалеке — церковь Смоленской иконы Божией Матери (1803-15), расположенная уже за городом. Низина, которая видна в этом кадре, — долина реки Тёши (приток Оки), протекающей через Арзамас. Наверное, не считая проводов, этот пейзаж мало изменился века с девятнадцатого.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

26. Входо-Иерусалимская церковь, уже показанная с дальнего расстояния:

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

27. А это ансамбль из двух храмов, исторически одного прихода. Справа — тёплая зимняя церковь Рождества Христова (1835-42), слева — более ранняя летняя церковь Смоленской иконы Божией Матери (1792). В наше время обе они составляют подворье Дивеевского монастыря.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

28. И старые арзамасские улочки:

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

Как уже сказано, Арзамас расположен близко к Мордовии, и, по одной из версий, его название восходит к слову "эрзя" — названию одной из двух субэтнических групп мордвы (вторая называется мокша). Хотя по официальной статистике более 90% населения Арзамасского района составляют русские, среди лиц местных жителей нередко встречаются характерные финно-угорские типажи, которые мне доводилось видеть в Саранске. Также Арзамас является центром притяжения для многих других районов юга Нижегородской области, а возможно и севера Мордовии.

29.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

30. Житель Арзамаса:

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

31. И, конечно же, арзамасский автобус!

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

32. Ещё один вид на Благовещенский собор:

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

33. И снова колоритные старые улочки. На самом деле, в Арзамасе немало советских районов (как же может быть иначе в городе со стотысячным населением?), то есть далеко не весь город такой. Но мы были почти только в центре.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

34. Казанская церковь (1792 год). Барабан купола у неё, похоже, деревянный.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

35. А вот очень необычный образец гражданской архитектуры — полукруглый деревянный дом с колоннами:

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

36.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

37. А это здание уездного реального училища (1904 год), которое ныне занимает городская администрация.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

38.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

39. Рядом ещё один ансамбль из двух церквей. Это — Знаменская (1801 год). Перед ней стоит памятник художнику Александру Ступину (1776-1861) — местному уроженцу, основателю Арзамасской школы живописи.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

40. Вид со стороны входа:

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

41. Пару со Знаменской церковью образует церковь Сошествия Святого Духа, построенная в 1752 году.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

42. А на гараже по соседству было вот такое забавное граффити. Конечно, сразу подумалось, что здесь не хватает ЛиАЗа-677.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

43. Ещё один интересный деревянный дом — дом купца Попова (начало 19 века), ныне занятый детским садом.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

44.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

45. Примерно таким до наших дней и сохранился уездный город Арзамас:

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

46. А это кинотеатр "Искра", построенный в 1917 году, — образец модерна. Между прочим, это здание выполняет своё изначальное предназначение. Построен он был перед революцией на средства купца Геннадия Терентьева, и изначально назывался "ГЕТЕ" — по первым буквам имени и фамилии основателя. Название "Искра" получил в 1927 году.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

Прогулявшись по центру города, мы вернулись к Соборной площади, после чего решили совершить вторую поездку на скотовозе. Сделав небольшой круг с одной пересадкой, мы посетили одно единственное место за пределами центра города.

47. Это многоэтажный 11-й микрорайон, построенный в конце 1980-х годов. Частично он застроен уже в наше время, а дальше него находится пока ещё пустырь будущего 12-го микрорайона, который начинает застраиваться сейчас.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

В этом месте мы не гуляли — только сделали пересадку с одного автобуса на другой. И на пути обратно в центр вместо лунохода был уже ПАЗик. Кстати, что я успел заметить в арзамасских городских автобусах, — они очень плотно набиваются. Чтобы в выходной день народ в автобусе ехал как сельди в бочке, — такое я редко вижу даже в крупных городах.

48. После возвращения в центр мы дождались третьего скотовоза с кольцевым маршрутом. Он даже выезжает за город, но мы не выходили, — просто сделали достаточно продолжительный круг и приехали вновь к Соборной площади, где и садились.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

49. Ностальгический интерьер ЛиАЗа:

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

И видео. Тарахтит двигатель, автобус скрипит, не хватает только каноничного звука "звенящих пустых бутылок", — видимо, он пропал после капремонта автобуса. А за окном в это время видна поверхность Луны, — это ведь луноход!



Вернувшись на этом же автобусе в центр, мы пошли на автостанцию, рядом с которой перекусили в кафе. а затем уехали обратно в Нижний Новгород на маршрутке.

В общем, как уже говорилось, Арзамас мы осмотрели не очень плотно (хотя исторический центр в основном увидели), да и с погодой не повезло, — хорошо видно, что на всех фотографиях подтаявший снег и лужи. Но в этот город меня, вполне возможно, ещё занесёт. Всё-таки арзамасские храмы никуда не денутся, равно как и советские районы города. А вот старые ЛиАЗы в Арзамасе планируют списать в ближайшие годы, — их и сейчас в городе уже заметно меньше, чем ещё лет пять назад. Так что, любители раритетного транспорта, — торопитесь! Кстати, Арзамас. Купола церквей и старые автобусы griphon даже посвятил арзамасским луноходам отдельный пост.

50.

Арзамас. Купола церквей и старые автобусы

Ну а я на этой ноте завершаю рассказ об Арзамасе и вообще о коротком февральском путешествии на Нижегородскую землю.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Сегодня нам поднимут настроение забавные и симпатичные котики. ...
По предварительным данным убиты двое из трех нападавших и один из сотрудников. Третий нападавший в данный момент засел на парковке. Упд: "Неизвестный открыл стрельбу около дома 12 по улице Большая Лубянка, есть пострадавшие. Нападавший нейтрализован, его личность устанавливается" (с) ...
Фотошоп настолько прекрасный и полезный инструмент, что пользоваться им одно удовольствие. Особенно если постигнешь азы фоторедактирования. Однако есть и такие умельцы, которые совсем не уважают замечательное изобретение и используют его из рук вон плохо. Более того, даже не замечают ...
Из классических дезодорантов для мужчин мне нравится Old Spice. Мы со Стасом тестируем их новую коллекцию "Пробуди зверя". Как мы это делаем? Стас пользуется, я вдыхаю. В то время, как Блондинка Энн утверждает , что самый лучший аромат - Wolfthorn, мы считаем, что наш выбор - Hawkridge, ...
Григорий Егоров Попытка ударить по России при помощи доллара грозит США глобальными последствиями. Об этом заявил экономист Михаил Хазин. Президент США Джо Байден заявил о готовности Вашингтона ввести «невиданные» санкции против России в случае эскалации на Украине. Одним из ...