artem_r: С фотографией, как мне представляется, и
artem_r — 24.07.2010 С фотографией, как мне представляется, история сложная. Ее уникальная способность к жизнеподобию, до которой далеко даже кинематографу, рождает на свет постоянную неопределенность в вопросах различения в ней искусства и не-искусства. Живые картинки по-прежнему увлекают множество людей; феномен рыбок в аквариуме, которые способны занять человека на пару часов, проявляется и тут – в виде каких-то представлений о запечатленном мгновении, под которым может пониматься – и справедливо притом - все, что угодно, от фиксации дружеских рыл на дружеской попойке до высокоинтеллектуальных опытов по съемке дождевых капель на стеклеВ фотографии, как нигде, безумное количество графоманов. Тот факт, что ты за относительно небольшой прайс можешь пойти и купить в магазине аппарат, способный запечатлевать Красоту и Прекрасное Мгновение, причем фактически ничему не учась (это заблуждение сродни тому, которое существует и в отношении музыки, кстати) – он, конечно, рождает обманчивое ощущение, лучше всего сформулированное в моей окружной газете заголовком «Творить может каждый». Творить-то может – весь вопрос в том, что получится на выходе.
Проблема в том, что под красотой стандартный необученный человек понимает в жизни весьма сходный набор вещей. Закаты, рассветы, дождь, снег, голая баба – вот примерный набор; особенно восторженные натуры не стесняются щелкать котегов и детей. Сейчас история осложнилась еще и тем, что все это добро можно запихнуть в условный фотошоп, применить фильтр и получить на выходе некое подобие художественного отстранения, как его понимают те, кто о таком явлении даже слыхом не слыхивал: то есть, тех же котегов, но размазанных по монитору так, что уже никто, никакой ученый слесарь не скажет, что это котеги, а непременно подопрет, как хохол в известной пародии Тургенева, голову и заплачет от встречи с прекрасным.
Мой отец всю жизнь занимался фотографией. Пока я быль мал, мне нравилось все, что он снимает. Потом я подрос, стал нигилистом и решил, что он снимает все неправильно, а как надо – спроси меня. Затем я еще повзрослел, даже почитал книжки и послушал музыку – но так и не смог определить своего отношения к тому, что он делал. Он был человек сентиментальный, воспитанный на советской традиции лодочных походов, песен у костра и прочей студенческо-строительной романтике; еще он был человек очень хороший, что в искусстве, как правило, является отягчающим обстоятельством. Смысл в том, что хорошие люди склонны к некритическому приятию этого мира во всех его проявлениях; для них поводом восторга могут являться самые обыденные и даже пошлые вещи. У хороших людей редко бывает хороший вкус именно по этой причине. Там, где записная скотина будет заниматься отбором и классификацией того немногого, что не вызывает у нее неудовольствия, хороший человек станет только разводить руками, не понимая, как ему объять все то замечательное, что есть в мире. Недаром критики всякого сорта – обычно народ неприятный и склочный: им часто приходится разбирать сорта прекрасного на первые, вторые и третьи; здесь поневоле станешь циником. Но это все лирика.
Сейчас, когда все наследие отца лежит у меня на пяти полках, я иногда разбираю его снимки со все тою же целью – понять, какое у меня к ним отношение. Определенный уровень профессионализма у отца был, была и кое-какая (как правило, одолженная у более удачливых товарищей) техника. То есть, успокоиться на том, что, мол, горизонт завален, возможным не представляется. Кое-что мне в его снимках нравится, многое – нет; по понятной причине я долго размышлял над тем, где проходит тонкая красная линия.
Особенных критериев я так и не нашел, однако заметил, наконец, некую закономерность, связанную именно с жизнеподобием. Мне оно вообще мало интересно, и не только в фотографии – я не люблю то кино, которое один мой старый знакомый называл «жизненным» (у него в эту категорию попадали, впрочем, семейные мелодрамы и триллеры, в которых бабы наебывают мужиков, типа «Основного инстинкта» - но это уже вопрос личного опыта), я с большой скукой пролистываю ныне все эти бессчетные книги «про себя», начиная с Довлатова, и особенно меня раздражает искусство реалистического портрета – я имею в виду живопись. Это мои тараканы, ладно; однако только через них мне кое-как удалось объяснить хотя бы себе, как выглядит тот критерий жизнеподобия, который меня отталкивает прежде всего: и здесь фотография пришлась как раз к месту, как наиболее внятный пример, в котором добро и зло смешаны поровну и выглядят равно обаятельно.
Жизни свойственна сюжетная избыточность. В одно и то же время на людной улице у кого-то может отлететь каблук, кто-то может ссориться с женой, кто-то в то же время окажется обвешенным в палатке и поднимет ругань с продавщицей, здесь может идти стайка красивых девушек, там – бомж, синий от политуры, а по небу плывут облака, затмевая небесный свет, и все такое. Смысл в том, что среди этих сюжетов нет главных и второстепенных, чтобы их сортировать – жизнь происходит вся в одно сверкающее мгновение, и в ней, как в алефе, сходятся в одной точке сотни картин и миниисторий. В этом ее прелесть, в этом же и проклятие: среди бесконечно сходящихся сюжетов редко находятся удачные, и в конце концов все это надоедает; люди принимаются прыгать с парашютом, ездить в Гоа и всячески искушать судьбу – все для того, чтобы убежать от набивших оскомину сюжетов и отыскать новые. Это, разумеется, паллиативы, новые сюжеты разве только новее старых, но ничуть не интереснее и приедаются точно так же.
Прочие виды искусства от сюжетного изобилия жизни защищены собственными техническими параметрами. Музыка вообще шутка абстрактная, на картину остебенеешь рисовать двадцать не связанных друг с дружкой фигурных групп, напихав в роман в самом начале пяток сюжетных линий, потом не будешь знать, что тебе делать со всей это оравой вызванного ими к жизни народа, который слоняется сам по себе и никак не желает синхронизироваться по времени, месту и делу друг с другом.
Не то фотография. В объектив можно поместить прорву народу и прорву Красоты, совершенно при этом не вспотев – только на кнопку жми. Понятно, что выйдет лабуда, но ведь кто объяснит, почему лабуда, если на резкость наведено и даже вывески читаются. Есть, конечно, понятия композиции, симметрии и прочая манлихеровина, заимствованная у живописи и нарушаемая так часто даже самыми большими мастерами, что возникает желание на нее махнуть рукой. Ну и, наконец, аргумент «зато как в жизни» работает на полную катушку. Поди разбери. Когда же тебе говорят, что у тебя на снимке что-то всего полно, и хрен поймешь, куда смотреть, можно вспомнить школьные уроки эстетики или как они тогда назывались, когда экскурсовод в Третьяковке рекомендовал к вниманию на картине Васнецова лягушку под корягой. Вот интересно – если у Васнецова даже сраная лягушка в дело пошла, то какие ко мне претензии, если у меня на снимке все люди, небо, закат и еще куча всего прекрасного? Ну, скажите?
Фотографический графоман, в сущности, лишен того простого понимания, что фотография – такое же сюжетное дело, как и любое другое искусство, и подчиняется тем же законам сюжетосложения, что и какой-нибудь жанровый кинематограф. Если в кадре блондинка убегает от маньяка, то человек в костюме гориллы на заднем плане будет решительно лишним. Он, безусловно, насмешит зрителя, однако убьет весь замысел – в конце концов, блондинки убегают от маньяков не за тем, чтобы зритель при этом гоготал как гусь. Навести на фокус – дело нехитрое; куда сложнее придумать сюжет и выбросить из него все лишнее. Особенно когда это лишнее – часть жизни и само убираться не спешит.
Хороший сюжет всегда нацелен на выбраковывание лишнего. Это не стоит, однако, понимать в рамках бытующей ныне теории, что писать надо нераспространенными предложениями, а монтировать фильм так, чтобы у зрителя от мелькания кадров случился эпилептический припадок. У разных сюжетов разная скорость: она зависит от темперамента и манеры рассказчика. Чехов писал коротко, Достоевский длинно; чаемых результатов добивались и тот, и другой.
Нынешнее презрение к сюжету в угоду жизнеподобию, в сущности, связано с анемичностью мышления современного человечества. Малахольное созерцание окружающего мира по принципу «счастье катится горой» - шутка, вне всяких сомнений, куда более незатратная, нежели попытка увидеть в окружающем мире разум и чувство, Божий промысел и повод к рефлексии. Безусловно, попытку эту следует делать не всегда – иногда и отдыхать надобно – но сейчас это не разговор: малахольность возведена в принцип, собственный вид в зеркале стал эстетической категорией, а колотье в боку признано удовлетворительным поводом, чтобы садиться и писать рассказ на пару абзацев. Сюжет, меж тем, требует логики не только от писателя, но и от читателя: не только затем, чтобы следить за его перипетиями, но и – в первую очередь – для того, чтобы понимать, для чего сюжет этот тянется и что он в итоге сообщает. Умение принимать сложные, растянутые во времени сообщения – это вот и есть то, что отличает человека от домашних животных: сообщение «фас» и собака понимает.
В конечном итоге, фотография оказывается главным вызовом, которое сделало себе человечество. Фотография видит мир таким, каков он есть – или, точнее, видит поверхность мира, по которой относительно равномерно размазаны те события, что составляют жизнь почти каждого из нас. И чтобы не заскучать в этом мире, на этой поверхности его, нужно, может быть, самое важное, на что способен отважиться человек – нужно признать, что жизнь наша лишена смысла, что смысл в ней создаем мы сами, фокусируясь на том, что важно, и отбраковывая лишнее. Нужно перестать смотреть на жизнь плоскими глазами созерцателя. Нужно что-то делать в нем. Раздвигать его изобилие своею волей. Учить его композиционные законы. Отказываться от частей, чтобы получить целое.
И нужно уже выгнать, наконец, гориллу из кадра. Она очень смешная, она привлекает внимание. В журнале «Вокруг света» вам за нее денег, может быть, заплатят.
Только лишняя она.