Армагеддон, ч.34

топ 100 блогов anchoret10.10.2025 Хроники Божьего гнева

Я начну с рассказа из Ветхого Завета, который известен гораздо меньше, чем битва при Иерихоне, но не менее ужасен. Действие разворачивается в конце сорокалетнего скитания Израиля по пустыне, как раз перед завоеванием Иисусом Навином Земли Обетованной. Бог уже освободил народ Израиля от египетского рабства (Исх 1-15), затем дал им свой Закон через Моисея на горе Синай (Исх 20-40; Лев 1-27). Следующая задача состоит в том, чтобы войти в Землю Обетованную, но из-за непослушания израильтян Бог не позволяет им этого сделать. Должно смениться целое поколение, прежде чем евреям будет позволено начать завоевание. По прошествии сорока лет Моисей всё ещё жив и руководит начальными этапами операции в области Едомской, на равнинах Моава к востоку от реки Иордан.

Таким образом, именно Моисей начинает резню чужих Израилю народов. Один из его ранних военных конфликтов особенно ужасен и в рассказах о завоеваниях хорошо иллюстрирует, на что нацелен гнев Божий. В данном эпизоде задействованы два народа – моавитяне и мадианитяне.

Некоторые мужчины-израильтяне вступают в сексуальные отношения с моавитянками (Числ 25). Бог Израиля – Яхве, смотрит на это крайне отрицательно, поскольку он ревнует о своём народе и желает, чтобы тот избегал чужого влияния, которое может отвратить его от поклонения только ему одному. И вот что происходит. Мужчины-израильтяне присоединяются к своим женщинам-моавитянкам (блудницам? жёнам? наложницам?) для участия в религиозных церемониях и начинают поклоняться языческому богу Ваал-Фегору (Числ 25:1-3). Бог воспламеняется гневом и насылает на Израиль чуму — на весь народ, а не только на преступников. Прежде чем Бог смягчит свой гнев, умрёт двадцать четыре тысячи израильтян (Числ 25:9), но не за их собственные прегрешения, а за грехи других. Пока чума всё ещё свирепствует, Бог наставляет Моисея отвратить «ярость гнева Господня» (25:4) – для этого потребуются человеческие жертвоприношения. «Начальников народа», то есть вождей различных израильских племён, которые опять-таки не были в числе виновных, приказано было посадить на кол под палящим солнцем, очевидно, потому что они не смогли удержать свой народ в узде. Более понятно, что люди, присоединившиеся к поклонению Ваалу, также были казнены. Когда казни закончились, Бог смягчился. Но это не самая худшая часть истории.

С этим рассказом связан ещё один зверский эпизод, связанный с мадианитянами. Пока эпидемия ещё свирепствовала, один израильтянин «привёл к братьям своим Мадианитянку» (Числ 25:6). Не вполне ясно, женится он на ней или просто приводит её домой, чтобы развлечься. Так или иначе, он уединяется с ней в своей палатке. Но люди видели её, и поняли, что происходит. Один особенно ревностный израильтянин по имени Финеес решает положить этому конец. Он входит в палатку и одним ударом копья убивает обоих любовников в процессе соития. Бог чрезвычайно доволен таким исходом и изливает на Финееса особое благословение, даруя ему «завет мира», поскольку тот «заступил сынов Израилевых» (Числа 25:13). Это было искупление вины кровью убитых любовников.
Но для мадианитян Божье наказание на этом не закончилось. Шестью главами позже Бог повелевает Моисею решить их вопрос раз и навсегда: «отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых» (Числ 31:1). Моисей повинуется, посылая двенадцать тысяч воинов напасть на народ Мадиамский, и те добиваются полного успеха, убив «всех мужеского пола» (Числ 31:7). Но женщин и детей они пощадили и забрали себе вместе со всем их скотом и имуществом, чтобы потом сжечь дотла их города и стойбища.

Моисея, однако, эти массовые убийства и разрушения не удовлетворяют: они недостаточно радикальны. О чём солдаты только думали? И он приказывает уничтожить всех выживших детей мужского пола, включая младенцев, а также всех женщин, побывавших с мужчинами. А вот «детей женского пола, которые не познали мужеского ложа», мужчины-израильтяне должны «оставить в живых для себя» (Числ 31:18). Позже нам сообщают, что таких девственниц, оказавшихся у израильтян в рабстве, было тридцать две тысячи.

Конечно, не весь Ветхий Завет посвящён такой жестокости по отношению к врагам Бога, но значительная его часть посвящена именно этому. И поразительно, что в данном конкретном повествовании Бог уничтожает своих и чужих. Опасность чужаков в том, что они могут сбить израильтян с пути истинного и заставить их поклоняться другим богам. Бог не может этого допустить, так что лучше полностью зачистить тех и других. Не имеет значения, если жертвами бойни станут порядочные люди, которые любят своих супругов и детей, которые щедро жертвуют нуждающимся, и которые делают всё возможное, чтобы прожить свою жизнь достойно. Авторы Ветхого Завета не желают об этом даже задуматься. Израиль должен быть святым, отдельным народом, отличным от всех остальных. Любой, кто может оказать дурное влияние на народ Божий, должен быть уничтожен.

В других местах Ветхого Завета Бог клянётся уничтожить народы, которые злонамеренно использовали свою власть даже не против израильтян, а против других народов. Пророк Амос, один из самых ранних известных нам авторов (VIII век до н.э.), грозится тем, что Бог разрушит Дамаск и отправит сирийцев в изгнание за недостойное поведение, продиктованное чувством национального превосходства. Он также разрушит филистимские города Газу, Ашдод и Ашкелон, сожжёт дотла город Тир и поразит идумеев, аммонитян и моавитян (Ам 1:3 – 2:6).

Однако большая часть Ветхого Завета посвящена Божьему наказанию своего собственного народа. Одно из самых впечатляющих обещаний того, что Бог сделает со своим избранным народом, содержится в заключительных словах Моисея. Ближе к концу книги Второзакония, непосредственно перед тем, как дети Израиля вступят в Землю Обетованную, Моисей произносит заключительную речь (Втор 28). В ней он описывает благословения, которые Бог изольёт на израильтян, если они будут соблюдать данные им законы, и небесные проклятия, которые их ждут, если они этого не сделают. Четырнадцать стихов посвящены описанию благословений, а пятьдесят три – проклятиям. Смысл в том, что можно получить какое-то достойное вознаграждение, но можно и огрести грандиозный вал проблем.

Благословения относительно просты: если народ Израиля будет повиноваться, он будет благоденствовать. Он будет поставлен выше других народов земли, будет благословен на всех путях своих, урожаи будут обильны, а стада – тучны, люди будут процветать и иметь большие семьи (Втор 28:1-14). Не так уж плохо? Но если они ослушаются, их ждут колоссальные бедствия, и Моисей в своих угрозах приводит немало жутких подробностей. Если люди окажут непослушание, то все благословения обратятся вспять: их ждёт проклятие во всякое время на всяком месте, неурожай, падёж скота и смерть детей ещё в материнских утробах. Люди будут умирать от эпидемий, а кто выживет, того доконают другие смертельные недуги и голод от засухи, вредителей и болезни растений. Израильтяне станут ужасным примером для других народов, проиграют все свои войны и трупы их съедят падальщики. Они будут заживо гнить и сходить с ума, дети окажутся в чужом рабстве, и так далее, и так далее (Втор 28:15-68).

Несколько книг из корпуса Исторических книг Ветхого Завета, следующих непосредственно за Второзаконием (Иисуса Навина, Судей и книги Царств), учёные выделяют в «девтерономическую историю» (Девтерономия – это Второзаконие по-гречески). Данные книги принадлежат одному автору, который воспринял вышеизложенную идею о благословениях и проклятиях настолько серьёзно, что описал дальнейшую историю Израиля именно в свете его послушания и непослушания Богу. По большей части история сообщает о провалах попыток избранного народа жить благочестиво. После многочисленных предупреждений Бог наказывает непослушание жителей северной части страны – Израиля, тем, что его уничтожают ассирийцы, и он навсегда прекращает своё существование (721 г. до н. э.). Жители южной части – Иудеи, продержались ещё полтораста лет, но тоже стали жертвой собственного непослушания и оказались уничтожены вавилонянами (586 г. до н. э.). Народ юга в конце концов восстановится, но сначала пройдёт через невыразимые страдания.

То есть во Второзаконии Бог грозит своим гневом за нарушение его заповедей, и в последующей «девтерономической истории» он совершает полное возмездие во исполнение своих угроз.

Гнев Господень у пророков

Тема Божьего гнева на тех, кто не поклоняется ему как должно, проходит не только через Исторические книги, но и через весь Ветхий Завет. Об этом неустанно трубят все пророки: Исаия, Иеремия, Иезекииль, Осия, Иоиль, Амос, да любой, кого ни возьми. Божий народ должен повиноваться Богу, иначе он начнёт судилище. Причина человеческих бедствий – Божие наказание. Если люди хотят нормальной жизни, им нужно вернуться к исполнению заповедей.

Пророческое служение не в том, чтобы предсказывать будущее, тем более достаточно отдалённое. Пророки не предрекают грядущие события, скажем, в 1988 или 2027 году. Также они не заинтересованы и в предсказании прихода мессии, который должен избавить от грехов свой народ через сотни лет. Они обращаются к своим современникам, к избранному народу, живущему на севере (в Израиле) и на юге (в Иудее). Пророков заботит только ближайшее будущее. Их пророческий дар не в предсказаниях грядущих событий, а в том, чтобы возвещать волю Божию, чтобы сообщать людям, что им надлежит делать, дабы спастись и выжить.

В своих речах пророки постоянно упирают на реальность Божьего гнева. Бог жестоко накажет тех, кто не повинуется ему, его гнев должен привести людей к покаянию, и если они не раскаются, то будут ужасно страдать и погибнут. Нет необходимости приводить примеры из каждого пророка; просто возьмите Исаию, Иеремию или любого другого и убедитесь сами. Я же ограничусь тем, что проиллюстрирую это на примерах двух самых ранних пророков – Амоса и Осии.

Пророк Амос

Книга пророка Амоса – подлинная жемчужина Библии, и очень жаль, что её мало читают. Автор говорит ужасные вещи, но с большим риторическим мастерством. Пророк не стесняется в обвинениях народа Израиля в его лютых прегрешениях: евреи забирают в рабство своих собратьев-израильтян за неуплату долгов, гонят нищих и топчут бедняков, как прах земной. Их жадность неугодна Богу и вызывает его гнев так же, как их половая распущенность: он видит, как отец и сын сожительствуют с одной женщиной (2:7). Кроме того, многие препятствуют осуществлять свою миссию тем, кто призван к божественному служению (2:12).

Чем же отвечает Бог? Ведь он сам избрал этих людей, а они отказываются повиноваться ему. Кому много дано, с того и много спросится, поэтому Бог говорит им: «Только вы знакомы со Мной из всех племён земли, потому с вас я взыщу за все ваши беззакония» (3:2). Как он взыщет? Он уничтожит их как народ.

Посему так говорит Владыка Господь:
– Враги, кругом враги, по всей земле!
Переломят они твою силу,
ограбят твои палаты.
(Ам 3:11)


Амос идёт дальше; он продолжает критиковать безнравственность израильтян, в том числе роскошную праздность богатых женщин Самарии, которые притесняют бедных, угнетают нищих и только знают, что требовать со своих мужей выпивки (4:1). Бог особенно разгневан, потому что он пытался заставить людей вернуться на его пути, но они отказались. Он пытался уморить их голодом: «Я сделал так, что во всех ваших городах нечего вам положить на зуб, нет хлеба во всех ваших селениях», но это не сработало (4:6). Он вызвал засуху, «и всё же вы не обратились ко Мне» (4:7-8). Он уничтожал посевы тлёй, плесенью и саранчой, «но всё же вы не обратились ко Мне» (4:9). Он «убивал ваших юношей мечом», «но всё же вы не обратились ко Мне» (4:10). Он погубил их города как некогда Содом и Гоморру, «но всё же вы не обратились ко Мне» (4:11). И вот, когда не сработал ни один способ, у него остался единственный выход.

За это вот что сделаю, Израиль, с тобой,
вот как за это с тобой поступлю:
приготовься, Израиль, встретить Бога своего!
(Ам.4:12)


Гнев Божий.jpg

В данном контексте «встреча с Богом» – это совсем не радужная перспектива. Бог встретит их во всей полноте своей божественной мощи и ярости и просто сотрёт с лица земли.

Пророк Осия

Послание Осии (современника Амоса, также жившего в VIII в. до н.э.), похоже по смыслу, но посвящено обличению других грехов. Здесь проблема не столько в нравственных, сколько в религиозных прегрешениях Израиля. Люди перестали поклоняться своему Богу как единственному. Думая, что получат нужное от иных богов, они обратились к ним, как любовница в поисках лучшего партнёра. И Бог выступает у Осии не просто судьёй своего народа; он – брошенный любовник, а Израиль – шлюха, которая наслаждается распутным сексом с другими. Поэтому её истинный супруг, Бог, воздаст ей по заслугам.

Бог обращается к детям Израиля:
Судитесь с вашею матерью, судитесь;
ибо она не жена Моя,
и Я не муж ее;
пусть она удалит блуд от лица своего
и прелюбодеяние от грудей своих,
дабы Я не разоблачил ее донага
и не выставил ее, как в день рождения ее,
не сделал ее пустынею,
не обратил ее в землю сухую
и не уморил ее жаждою.
И детей ее не помилую,
потому что они дети блуда.
(Ос 2:2-4)


Отповедь с угрозами наказания занимает целых тринадцать глав и, наконец, рисует решительную картину того, что Бог сделает с неверным народом Израиля:

И Я буду для них как лев,
как скимен буду подстерегать при дороге.
Буду нападать на них, как лишенная детей медведица,
и раздирать вместилище сердца их,
и поедать их там, как львица;
полевые звери будут терзать их.
Опустошена будет Самария,
потому что восстала против Бога своего;
от меча падут они;
младенцы их будут разбиты,
и беременные их будут рассечены.
(Ос 13:7-8; 14:1)


Вы можете решить, что Бог праведен во гневе своём. Но разбивать младенцев о камни и вспарывать животы беременным?

Гнев Господень в Ветхом Завете: Итоги

Как я уже говорил, у меня много знакомых, в том числе знатоков иудаизма и еврейской Библии, которые настаивают, что неправильно думать о Боге Ветхого Завета как о Боге гнева. В целом, говорят они, Писание выделяет Божию любовь, благодать, благость и милосердие к ближнему. В какой-то степени я бы согласился. Но на протяжении большей части Библии Божья любовь проявляется далеко не ко всем: Бог вознаграждает лишь немногих избранных, кто строго исполняет определённые им заповеди. Любой иноплеменник, который угрожает чистоте Божьего народа или раздражает Бога своими действиями, испытает на себе его гнев. Но то же самое относится и к его избранным. Причём изливает он свой гнев самыми жестокими способами, причиняя ужасные страдания и смерть невинным детям и младенцам из-за чужих грехов.

Итак, вернёмся к моему первоначальному вопросу: это точно тот же самый Бог, которого мы видим в Новом Завете?

Ответ зависит от того, какие части Нового Завета вы решите прочитать. Многие христиане сказали бы, что нигде в Новом Завете вы не найдёте такой жестокости со стороны Бога, как безжалостное уничтожение всего населения Иерихона в шестой главе Иисуса Навина или безжалостные казни и обращение в рабство мадианитян в книге Чисел, главы 25 и 31. Там действительно дальше некуда. Кажется, хуже уже и быть не может. Оказывается, может: просто прочтите книгу Откровения, которую библеист Джон Доминик Кроссан назвал «самой безжалостно жестокой книгой во всей канонической литературе великих религий мира».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пару недель назад закончила "Осень" от Neocraft. Вышивала по набору, в который влюбилась, увидев в интернет-магазине. И почта и магазин не подвели, я стала обладателем набора уже через пять дней. При вышивке обнаружились и плюсы и минусы. Картинка, ...
Американский социолог Ивон Россдейл сопоставила данные о размере груди и IQ 1200 женщин в возрасте от 21 до 55 лет. Результаты показали, что у женщин с большой грудью коэффициент интеллекта в среднем выше на 5-10 пунктов. В процессе проведения ...
Ранее мы рассматривали камни-трюфели и  каменную кожу Земли , а также кристаллические растения и цветы . В комментариях к первой части этого материала прозвучала версия о техногенном происхождении каменных шаров, которые находят по всему миру. Цитата : На многих ...
            Умер Джордж Форман. Последняя, остававшаяся в живых легенда бокса 60–80 годов ХХ века. Все важнейшие события в тяжелом весе этих лет были связаны с тремя именами. Мухаммед Али (Кассиус Клей), Джо Фрезер и Джордж ...
Космические путешествия долго длиться не смогут, ведь микрогравитация вызывает ряд серьезных заболеваний. Отмечается, что исследователям из Университета Калифорнии (UC) удалось выяснить, что таким образом, нарушается целостность прочного клеточного барьера, которым выстлан наш ...