АРКАДИЙ РАЙКИН
boris_yakemenko — 01.11.2011 Исполнилось сто лет Аркадию Райкину.Удивительно, насколько он несопоставим с этой цифрой.
Советская эпоха, при всей ее противоречивости, была способна порождать людей удивительного масштаба. Парадоксальность, амбивалентность времени, когда стали совместимы гений и злодейство, плач и смех, трагедия и фарс, явили нам Аркадия Райкина. Человека, который стал символом, воплощением смеха и смешного, но не смеялся сам и сам не был смешным. Его тонкие, вдумчивые, щемящие «Воспоминания», интервью, рассуждения за пределами сцены обманывают читателя, как иногда обманывал циркового зрителя гениальный коверный клоун Мусля. Он выходил на манеж и все заранее начинали смеяться. А он брал скрипку и играл. Играл прекрасно. И все молча слушали и эта музыка освежала душу так же, как чистый и искренний смех.
Таков был Райкин. Каждый его концерт имел особую ноту. Вступительный монолог Райкина заставлял задуматься, осмыслить то, что мы каждый день видели рядом, взглянуть иначе. Райкин был единственным, кто мог позволить себе серьезно, с настоящей сердечной болью говорить об очередях, халтурщиках, равнодушии, о тяпляпственности и безалаберности и это не выглядело текстом со стенда в красном уголке, не было пошло, навязчиво, банально. Все понимали, что это касается, как сказал он однажды «нашего личного здоровья». И верили ему. Райкину.
Он был удивительным мастером пантомимы, гением моноспектакля, нашим Марселем Марсо. Если бы судьба распорядилась иначе и он бы стал драматическим актером, то можно лишь предполагать, как гениально звучали бы в его исполнении – даже не звучали, а жили, именно жили – наши классики. Но он был тем, кем он был и остался навсегда. Арбитром качества, эталоном высокого искусства смеха, выдающимся артистом и безупречным человеком. И именно потому, что был он, многие из тех, кто его видели и у кого Райкин остался в сердце, не могут сегодня смотреть «юмористические передачи».
Потому что он не разрешает.