Аризона дрим


Странный фильм. Неоднозначный для меня. Очень интересные образы и, конечно, тест на фрустрацию.
Вот это всё про мечту, эскимосы, любящие друг друга в иглу, пока ребенок бегает с рыбьим пузырём, рыба, серебристая, как мечта - это всё очень красиво. С другой стороны - эти вечные сигареты (хотя в старых фильмах все курят, все и везде) и бесконечные суициды, у меня белое пальто воспламеняется, как тряпка в руке Грейс. А ещё там ваза в виде рыбы!
Мне кажется, этот фильм вообще сложно воспринять вне символизма. Для меня он рассыпается на сцены - живые, завораживающие сцены, собранные вместе по принципу единства актерского состава. Если бы каждая сцена была сыграна разными актерами, фильм был бы ещё немного более непонятным.
А сцены потрясающие, начиная с пролога. Человек внутри безразличной, бушующей стихии (почему он просто не сел в нарты, чтобы собаки везли домой, зачем он вышел с пистолетом - хотел подать сигнал или что?) То, как Аксель маркирует рыбу, как он о ней говорит.
Сцена с Милли. Она его ровесница, невеста немолодого дяди. На минуту они предоставлены друг другу. Он ничего не говорит, не спрашивает, но приветлив, улыбается. Не похоже, что он её презирает, но и подкатить не пытается. И от отсутствия светского разговора неловкости не испытывает. Он в границах, но в открытых.
А потом его разговор с дядей, где тот пытается его сломить с позиции очень сверху: "Аксель, Аксель, Аксель...", а он словно не понимает намёков: "Лео, Лео, Лео" и передразнивает все жесты - так, что это грубым можно назвать только в случае, если дядя действительно имел ввиду что-то неуважительное. А если весь в ностальгии - то и Аксель в той же волне.
Он вообще нигде не спорит и не пытается переубедить. Отказывает и не нуждается в том, чтобы доказывать свою точку зрения кому-то. Передумав - не чувствует необходимости донести, почему.
Сцена с трапезой за столом, где Аксель разворачивает черепашку снова и снова, гася конфликт там, где это в его власти. И как ему неловко и хочется уйти, и как он потом бегает от одной плачущей женщины к другой, утешая, раз уж конфликт случился.
А прекрасная сцена, где Грейс играет на аккордеоне, а Аксель кудахчет в женском нижнем платье?
А вот эта мне больше всех понравилась. Кстати, бьёт он с левой руки, хотя вроде правша. То ли ради кадра так, то ли слабее ударить хотел. Хотя проще регулировать силу удара "рабочей" рукой.
Как и сцена за завтраком. Он так счастлив, она так ревнует, но делает вид, будто ведёт светскую беседу, а его это искренне забавляет. И ещё это её презрительное вздёргивание носом, такое бессильное и рапунцелевское, я влюбилась) Она чудо, как хороша в этом платье!
Роняет что-то на пол, когда ставит кружку, а он проверяет, действительно ли пахнет! :D
А вот героев мне понять сложно. Акселя я не понимаю вообще - то, что он делает, выглядит красиво, но чем он руководствуется, о чём думает - для меня просто супер загадка. Поняла только про интерес к жизни и любовь к мечте.

И про то, что работа, как шляпа - компенсирует голую задницу.
Интересно, как он ждёт ночного налётчика - с огромным гаечным ключом, будто и правда верит, что это кто-то посторонний, несмотря на абсолютно спокойную собаку.
А сцена с пистолетом - почему он вообще вдруг решил, что может и должен кого-то убивать? Будто режиссером жизни себя почувствовал.
Зато в скорой с дядей уехал он один, Поль остался утешать молодую почти вдову, Милли осталась утешаться.
Элен и то, почему она Акселю понравилась - тоже слепое пятно.

Я разделяю его восторг по поводу шикарной задницы, но чем она его зацепила до того, как он увидел её во дворе в костюме с крыльями - понимаю не очень. Вот и тест на фрустрацию - не вижу спонтанности. Признаться, я ждала, что он влюбиться в Грейс, а потом Элен раскроется и он полюбит её. Потом, когда оказалось, что она неплохо разбирается в механике и идёт к своей мечте, а не просто мечтает, посмотрела на неё иначе.
Ещё интересный момент - когда она с ружьём прогоняет дядю Лео и Поля. Сильно, красиво. Только почему Аксель дал себя увести, бормоча "как я зол, как же я зол"? Если бы не Элен, он бы так и уехал?
Грейс мне понравилась, несмотря на решето. Особенно, когда внезапно заиграла на аккордеоне. И так же сразу я её возненавидела, когда она ломала летательный аппарат.

Экспрессией и манерой разговора зацепила. Решительностью. И только это её стремление к самоубийству отталкивает. Зато когда она делает подарок Элен на День Рождения - это так неожиданно и красиво! А в конце остервенело терзает пиньяту под ливнем.
Собака. Она везде. Проще найти кадр с ней, чем без неё.




Она бежит с портретом со свадьбы дяди Лео, она присутствует почти во всех ключевых сценах. Что символизирует в этом фильме собака, ума не прихожу. С уехавшей на Луну скорой понятно, платье невесты - инициация, даже с черепахами есть ассоциации, а собака - это что-то интересное.
Мечта. Мечта поднимает над землёй и человек парит - сам и в глазах окружающих. Мечта летать - она близкая и простая, думаю, многие мечтали летать. Мечта уехать на суровой, зимний север красива, Аксель хотел в Аляску, а я всегда представляла себе Сибирь. Метель, ничего не видно и на километры вокруг - никого, только снега и лес, обязательно лес. Мечта стать знаменитым и богатым, реализоваться в любимой профессии - тоже понятна. Мечта стать морской черепахой - это мечта жить вечно?
Смерть рыбы дарит радость ребенку и его родителям. Смерть мечты - это новая мечта на обломках старой?
Когда Грейс болтается на колготках - это её колебания между небом и землёй или это её натура в принципе - из крайности в крайность, или она всю жизнь чувствует себя в подвешенном состоянии?
А сколько всего, что я увидела и уже забыла. Удивительный фильм.
|
</> |