Антон Шпинев "Вождь раскола"
jarbond1985 — 22.02.2023 К тому моменту вопрос церковной реформы приобрёл политический окрас. Шла война с Польшей, ставкой в которой стали украинские земли. Проживавшие там люди исповедовали православие, но более близкое к Константинополю, чем к Москве. Так что унификация книг и обрядов с греческими образцами теперь преследовала цель религиозного единства. Выпады же Аввакума воспринимались как вызов государственным интересам.Реакцию Алексея Михайловича легко было предсказать. В 1664 году протопопа выслали в Мезень. Но ссылка приобрела несколько иной характер, чем ранее. Аввакум стал признанным авторитетом среди противников перемен, и в небольшой посёлок под Архангельском начали съезжаться желающие услышать своего лидера. Отсюда же по всей стране расходились проповеди.
Непокорного священника заставили предстать перед судом церковного собора. Аввакум в очередной раз высказал свою позицию: реформа церкви является ересью, отходом от подлинного учения Христа. Закончилось всё взаимным преданием анафеме, что стало точкой раскола русской церкви на никониан и старообрядцев.
В пустозерском остроге
Аввакума увезли в Пафнутьев монастырь, где около года продержали в кандалах. Затем в последний раз попытались склонить к признанию реформы, убеждая, что она сближает русскую церковь с другими православными церквями. Протопоп в ответ предложил всем приезжать учиться истинной вере в Россию.
"Русская история".
|
</> |