Антисоветская дилогия братьев Вайнеров

“Петля и камень в зеленой траве”
1978 год. Алексей - непутевый писатель из “номенклатурной” семьи влюблен в еврейку Улу (Суламифь). Но после того, как у Улы “зарубили” диссертацию, она подает прошение на выезд в Израиль… а в результате попадает в психушку.
На меня этот роман произвел громадное впечатление! 1978 год - я уже родилась и даже вроде бы неплохо помню это время! И мне сложно понять, как братья Вайнеры - благополучные, обласканные властью (чего стоит хотя бы “Место встречи изменить нельзя” по их сценарию!) - страстно ненавидели Советский Союз! Я никогда в жизни не читала произведение, проникнутое такой ненавистью к СССР - причем к псевдоблагополучным “застойным” годам! То, о чем Эльдар Рязанов повествовал с мягкой иронией (помните Институт статистики из Служебного романа”?), тут обрисовано с ненавистью! Неукротимой! Вся эта система лживых отношений, псевдоработы, повального дефицита (и это в Москве!), тотальной зависимости от государства (точнее, от органов)... Все это обрисовано очень ярко и, безусловно, заслуживает внимания.
А еще там очень ярко звучит еврейская тема. Ула - еврейка (настоящая, кажется, даже в Бога верит!). Ее друг - еврей. Одна из главных сюжетных линий - расследование убийства Михоэлса. Опять же отъезд в Израиль. Причем Аркадий Вайнер работал в милиции и, кажется, имел доступ к некоторым материалам (или хотя бы слухам). В общем, израильтянам особенно рекомендую - интересно!
Ну, и тема психушек, конечно. Точнее, принудительного “лечения” неугодных. Можно (и нужно!) возмущаться. Вот только в США был электрошок и даже лоботомия, в Швеции, судя по недавнему фильму, тоже был что-то подобное… Психиатрия, к сожалению, это такая область… Чего далеко ходить, я пару лет назад читала в израильской газете про пациентку, которая больше месяца провела привязанной к кровати! Нет, когда ей приносили еду, то ее развязывали… а потом привязывали снова… Впрочем, сейчас речь не о том.
Пара цитат.
1. Цитата про Маркса меня просто убила!
“Основоположник, который, как Бог, не мог ошибаться, сообщил категорически: «Иудаизм — это погоня за наживой, еврейский культ — это торгашество, еврейский Бог — это деньги». Какое еще учение в мире сможет предложить лучшую индульгенцию базарным погромщикам?
Наверное, ни одна из идей марксизма не проникла так глубоко в сознание миллионов. И теперь, погонявшись всю жизнь за наживой, сотворив себе торгашеский культ, поклонившись деньгам, сижу я с разложенными на столе семнадцатью рублями и сорока шестью копейками. Вот он, мой ревнивый Бог”.
2. Ах, какое это счастье — неведение! Как должны быть счастливы люди с иммунитетом к неизлечимому недугу — обеспокоенности правдой! Боже, какой это высокий и страшный недуг, не признающий благополучных исходов!
“Евангелие от палача”
Главный герой - бывший палач, то есть бывший работник органов. Действие происходит в двух временах: в конце 70-х (настоящее) и в конце 40-х - начале 50-х (прошлое, о котором вспоминает герой).
Книга на редкость неприятная, и как раз ее я не рекомендую никому. Общее с предыдущей книгой - только один второстепенный персонаж. Ну, и время. Да, возможно, все должны об этом знать (но можно просто прочитать “Архипелаг ГУЛАГ”). Главный герой на редкость противен, от некоторых деталей его биографии просто тошнота подступает к горлу… К тому же повествование происходит отчасти в какой-то мистической плоскости (которая так и не разъясняется до конца). Любимая женщина главного героя - тоже еврейка, кстати… но она его ненавидит. Да и главная историческая интрига - Дело врачей и планы всеобщего выселения евреев. Впрочем, я, несмотря на тошноту, все равно дочитала до конца: у меня даже мысли не было бросить все эти интриги позднесталинских времен, да и судьба главного героя не отпускала :).
Цитаты:
1. Про будущее выселение евреев:
— Значит, если в уме прикинуть… — генерал наморщил мудрый лоб, но, не в силах совладать с хитростями арифметики, придвинул блокнот. — Маршевый шаг в колонне — один метр, это, значит, расстояние между шеренгами. Если будем считать отряды по пять тысяч человек — это километровой длины колонна. На ее охрану нужно конвойный взвод.
Значит, нам надо перегнать к местам погрузки в вагоны этапные марши длиной четыреста километров. И четыре дивизии конвоя. Ну, тут есть специалист Министерства путей сообщения, он подскажет, сколько нам понадобится вагонов.
Я думаю, если взять обычный телятник на сорок человек, ну, туда можно набить человек восемьдесят по крайней мере. Конечно, без вещей. Скорость движения предстоит…
Дальше шли бесконечные математические выкладки....
Походя выяснилось, что в нашем традиционном бардаке не решен вопрос, куда все-таки повезем: на полуостров Таймыр — предварительно намеченную базу расселения, или в конец Сибири — Биробиджан. Если далеко на Восток — в Биробиджан, то ехать почти в три раза дальше, но железнодорожное сообщение позволит их компактнее депортировать. Поэтому после долгого обсуждения было решено предложить правительству сделать центром сосредоточения Биробиджан, там у них существует какая-то их опереточная государственность, там их удобнее будет складировать.
2. Ибо семнадцатого июня 1953 года закончилась эпоха. Эпоха Большого Террора. Бывшего. Длящегося. И того, что предстоял. Но новый великий вождь не состоялся. И начиналась эпоха малого террора, выборного. Потом эпоха реабилитанса. Потом стагнации. Потом… А что, кстати говоря, потом?..
|
</> |