Антисоветизм здорового человека. О новом фильме "Мастер и Маргарита"
k_fon_shwahgeim — 08.02.2024Вчера вечером сподобился я с семейством посмотреть столь обсуждаемую ныне новую версию «Мастера и Маргариты», вызвавшую настолько активное бурление самых разных субстанций в сети и прессе, что я невольно вспомнил похожий информационный шум семилетней давности вокруг фильма «Смерть Сталина», жутко оскорбивший поклонников данного персонажа, продавивших снятие фильма с проката. Впрочем, об этом я писал в своё время.
Начитавшись негативных отзывов от одних негативных людей (коммунистов) и поровну негативных и позитивных отзывов от других негативных людей (либералов), и встретив редкие положительные отзывы от редких позитивных людей (консерваторов), я решил составить собственное впечатление.
Так вот, фильм зацепил, причём зацепил сразу.
Дух времени показан выпукло и с множеством деталей, сюжетный ход с реальной Москвой и, параллельно, с той предполагаемой в те годы и, слава Богу, не реализованной, полной архитектурного гигантизма, венцом чему является мелькнувший в одном из кадров дворец Советов, увенчанный непомерной статуей Ленина, планировавшийся к постройке на месте снесённого храма Христа Спасителя и не построенный лишь благодаря начавшейся войне.
Отдельно умилили кадры разговора Воланда с Берлиозом практически на фоне площади с узнаваемым памятником Ленину и огромного административного здания, в котором любой житель Питера узнает Дом Советов на Московской площади с дорисованным компьютерной графикой навершием, а при взгляде на сам памятник работы Аникушина, вспомнит о его секрете.
Сюжетные линии, сравнительно с книгой и сериалом Бортко, конечно, подсокращены в силу ограниченного времени, но из того, что вошло в фильм, складывается трагическая история любви двух людей, выпадающих из творящейся вокруг вакханалии строительства «нового мира», людей, ведущих себя не как советские, а как русские люди из прежних времён, и уже лишь поэтому обречённых.
Цыганов добросовестно и вполне похоже изображает самого Булгакова, Маргарита вписывается в образ, чувства и поступки героев естественны, и в них сразу же веришь. И смерть главных героев в реальном мире в конце фильма смотрится закономерно, как, впрочем, и задумывал Булгаков.
В целом, несмотря на определённое количество натяжек и ляпов, к которым я бы отнёс, например, постоянно косящего под Джокера Коровьева, очень недолгое и невнятное присутствие в сюжете кота, коего можно было бы нарисовать побогаче и поинтереснее, фильм по духу своему, по разлитой во всём безнадёжности и искусственности, вызвал ассоциации со знаменитым романом Ирины Головкиной (Римской-Корсаковой) «Побеждённые».
Отдельной находкой смотрится Август Диль, в исполнении коего Воланд выглядит не столь привычно и хрестоматийно, как в исполнении Гафта или Басилашвили, но от этого ещё более жизненно и естественно, явственно напоминая нам, нынешним, что дьявол всегда появляется там, где отвергают Бога.
Жизнь Москвы второй половины 30-х годов минувшего века, фоном идущая в фильме, изображена без гротеска и перегибов, но правдиво и пугающе в своей правдивости, отчего лишь укрепляет во вдумчивом зрителе антисоветизм здорового человека.
Смотреть стоит.