Антисемитизм. Почему не любят евреев? Часть 1.

топ 100 блогов hbdnick24.05.2017 Более двух тысяч лет назад в Персидской империи всемогущий министр при дворе царя Ахашвероша Аман задумал уничтожить всех евреев. В книге Эстер приводится речь министра, с которой тот обратился к царю с тем, чтобы убедить его предпринять попытку окончательного решения еврейского вопроса: «И сказал Аман царю Ахашверошу: Во всех областях твоего царства есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный от них. Законы у него иные, чем у всех народов, и законов царя они не выполняют, и царю не стоит оставлять их. Не угодно ли царю будет дать предписание уничтожить их?» Слова эти были произнесены более чем две тысячи лет тому назад. Трудно сказать, что в этом плане изменилось о тех пор. Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа.
История антисемитизма [↑]
Религиозный антисемитизм [↑]
В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах. В сущности, новый Завет содержал в себе обвинение против евреев в том, что они распяли божество. Ненависть к евреям культивировалась на протяжении многих веков священниками, проповедниками и даже Римскими Папами. В дальнейшем, в средние века, появился новый кровавый навет — евреев обвиняли в использовании христианской крови для изготовления пасхальной мацы.
Просвещенческий антисемитизм [↑]
С конца 18-го века, после Великой французской революции, влияние христианства на общественную жизнь стран Европы ослабевает; казалось бы, должен исчезнуть и антисемитизм. Однако он не исчез, а только изменил одежды. Если раньше антисемитизм носил поповскую рясу и исходил, в основном, из стен церквей, к концу 19-то века он надел профессорский фрак. В целом ряде научных центров западной Европы в 70-80-х годах прошлого века стала развиваться расовая теория, первыми жертвами которой пали именно евреи. Любопытное явление: прежде евреев ненавидели по религиозным причинам, теперь — по расовым; причина сменилась, но суть осталась та же. К концу 19-го века почти во всех европейских странах произошел процесс эмансипации. Евреи, получив гражданские права, быстро внедрились во все сферы общественной жизни; казалось, все идет к лучшему, но вот парадокс: именно с середины 19-го века начинается небывалый подъем антисемитизма. В 1848-м году — еврейские погромы в Польше, вслед за этим в конце 19-то века — известное дело Дрейфуса, в 80-е годы в Германии — организация антисемитской партии, затем антисемитское законодательство в России, погромы в России и на Украине, наконец, процесс Бейлиса в 1912 г., погромы Петлюры, в которых погибло по самым скромным оценкам 200 тысяч евреев, и, наконец, то, что произошло во время 2-й мировой войны.
Попытки светского решения проблемы антисемитизма [↑]
Менялись события, изменялась жизнь в странах; одно оставалось неизменным — антисемитизм. Надо сказать, что изменения произошли не только в жизни народов европейских стран, но и в жизни еврейского народа. Прежде духовные вожди евреев относились к антисемитизму как к данности — есть такая вещь, так же как есть холод, например. Они никогда не пытались найти радикального решения еврейского вопроса, не пытались бороться с антисемитизмом как с явлением. Все, что делали вожди еврейского народа испокон веков, — каждый раз, когда приближалась очередная опасность, пытались бороться с ней, пытались ослабить угрозу, и делали это с переменным успехом. В 19-м веке в еврейском народе начинается отход от иудаизма, и новые светские лидеры предпринимают попытки коренного решения «антисемитского вопроса».
Реформисты против антисемитизма [↑]
Понятно, что если вы хотите бороться с каким-либо общественным явлением, нужно, прежде всего, знать его корни, и с того времени до наших дней было выдвинуто несколько теорий, пытающихся объяснить, в чем корни антисемитизма. Первой такой попыткой была реформа, т.е. организация реформатских конгрегаций в Западной Европе, в основном, в Германии, и затем в Америке. Те, кто вдохновил это движение, полагали, что антисемитизм происходит от того, что образ жизни еврея слишком отличается от жизни окружающих народов; отличается, как небо от земли. Это, по-видимому, вызывает чувство у окружающих нас народов, что мы — чужаки. Нас ненавидят за то, что мы чужаки, и виной тому законы иудаизма.
Вывод простой — нужно изменить образ жизни, а это означает — отказаться от таких законов Торы, которые нас выделяют, — Шабат, законы кашрута, брит-мила и другие. И лидеры реформатских синагог взялись за эти начинания. Во всем реформисты пытались подражать их окружению: в целом ряде синагог в Германии начали сопровождать молитву игрой на органе, в ряде конгрегаций в Америке были попытки перенести субботние молитвы на воскресенье. Реформа пыталась превратить евреев в немцев, исповедующих религию Моисея, причем вдохновитель и теоретик этого движения, философ Моше Мендельсон, призывал евреев быть евреями дома и немцами на улице. Достигла ли реформа своей цели? Даже беглого знакомства с историческими данными достаточно, чтобы дать ответ на этот вопрос. В сборнике «Антисемитизм в Европе с 1848 по 1914 гг.» (издательство Иерусалимского университета) в статье Августа Роллинга «Талмудический еврей» читаем: «Никакая реформа не поможет, мы знаем очень хорошо, что в самых важных пунктах: отношение к капиталу, отношение к неевреям и стремление завладеть всем миром, — в этих пунктах еврей-реформист идет рука об руку с талмудическим евреем». Реформа не достигла ничего. Очевидно, была ошибка, не иной образ жизни вызвал ненависть к евреям; факт остается фактом: евреи сменили образ жизни, но это не помогло, их отказались считать другими евреями.
Теория ассимиляции [↑]
Тогда возникает новая теория — теория ассимиляции. Ассимилянты предложили самое, казалось бы, простое решение вопроса: нужно прекратить существование еврейского народа, и некого будет ненавидеть. Нужно попросту смешаться с местным населением, не только перенять его культуру и образ жизни, как предлагали реформисты, но смешаться физически — с помощью смешанных браков, с помощью принятия христианства, как угодно, — главное, смешаться. Решение радикальное, должно бы было помочь.
Действительно, на первых порах ассимилированным евреям могло казаться, что они достигли желанной цели, к тому же у них появился серьезный союзник среди окружающих их народов — демократическое интернационалистическое движение, которое выступало за отмену всех национальных преград. Демократы всегда и всюду были готовы принесли в жертву еврея, для того, чтобы спасти человека, т.е. еврей перестанет быть евреем, главное, чтобы остался человек.
Надо сказать, что в самой идее ассимиляции было много презрения к самому себе, была определенная жестокость. Подумайте сами: на протяжении двух тысяч лет еврейский народ идет через погромы, костры инквизиции, насильственные крещения, и при всем при этом старается сохранить себя. И вот появляются люди, которые говорят, что нужно сделать понятие «еврей» достоянием прошлого. Иными словами, они предлагают признать, что все, что было до сих пор — две тысячи лет страданий и усилий — ошибка. Крещенный еврей Борис Пастернак в романе «Доктор Живаго» пишет: «Отчего властители дум этого народа не пошли дальше слишком легко дающихся форм мировой скорби и иронизирующей мудрости? Отчего, рискуя разорваться от неотменимости своего долга, как рвутся от давления паровые котлы, не распустили они этого, неизвестно за что борющегося и за что избиваемого отряда? Отчего не сказали они: “Опомнитесь, довольно, больше не надо, не называйтесь, как раньше, не сбивайтесь в кучу, разойдитесь!”»
Смогли ли ассимилянты победить антисемитизм? Им самим, безусловно, казалось, что они преуспевают. Ассимилировавшись, они получили все права и быстро проникли в экономические круги, промышленность и культуру. Однако прошло время, и настал момент, когда попытка евреев вести себя как неевреи начала раздражать их окружение. «Я бы ничего не имел против евреев, если бы они вели себя как евреи и не лезли бы повсюду как немцы». Знаете, кто это сказал? Адольф Гитлер. Претензии к ассимилянтам нам хорошо знакомы: что делают евреи здесь, почему они овладевают нашей культурой? Что может понимать критик Рабинович в русской (немецкой, польской и т.д.) литературе? Мы видим, что ассимиляция нисколько не ослабило антисемитизм, напротив, она обострила еврейский вопрос.
Возникновение сионизма против антисемитизма [↑]
То, что евреи быстро достигли высокого общественного положения, радовало ассимилянтов, но раздражало юдофобов. Любопытно, что именно немцы поставили последнюю точку над «i» в теории еврейской ассимиляции. Даже те, кому удалось ассимилироваться, даже те, кто родились от браков с неевреями, не избежали общей участи. Первый сильный удар движение ассимилянтов получило во Франции во время известного процесса Дрейфуса. Это произошло в стране, которая первой провела эмансипацию евреев, первой дала им гражданские права. Известно также, что тогда в качестве корреспондента одной из венских газет в Париже находился венгерский ассимилированный еврей Теодор Герцль. Процесс Дрейфуса и все, что происходило вокруг него, произвело в душе этого человека переворот. Герцль, как известно, в дальнейшем становится основателем нового движения в еврейском народе — сионизма. Сионизм рассматривал антисемитизм как часть нашего изгнания. С точки зрения сионизма, причиной антисемитизма является то, что наш народ рассеян среди других народов. Правда, есть французы, которые живут, например, в Англии; а сколько англичан живет по всему свету, сколько американцев, почему они не испытывают ненависти? Сионизм нашел ответ: за спиной у англичанина, который живет во Франции, стоит Англия, т.е. у него есть национальный дом, который защищает его интересы. Если так, то нужно построить национальный дом для евреев, иными словами, нужно построить еврейское государство. Герцль и другие сионисты понимали, понимали, что собрать всех евреев диаспоры — задача невозможная, но считали, что, если будет создано еврейское государство, оно сможет дать защиту и уважение евреям во всех странах рассеяния.
На самом деле, даже теоретически это выглядит довольно слабо. Если количество лауреатов Нобелевской премии среди евреев не вызвало уважения к этому племени, то почему создание государства вызовет уважение? И еще: можно ли утверждать вообще, что само наше рассеяние, то, что мы находимся в диаспоре, вызывает ненависть к нам? Ведь вместе с еврейским народом в ту же самую эпоху были изгнаны с родины его соседи: моавитяне, аммонитяне и другие народы. Почему не возникла ненависть к ним? Кто-нибудь слышал об анти-моавизме или антиаммонизме? Может быть, никто из нас ничего подобного не слышал по той простой причине, что эти народы исчезли. Но тогда почему еврейский народ не исчез, ведь он был в тех же условиях, что и его соседи. Почему же он до сих пор существует, несмотря на постоянные попытки его уничтожить?
Сионисты не задавали себе этих вопросов, а энергично приступили к практическому исполнению идеи — построению еврейского государства. Герцль долго подыскивал подходящее место, обдумывал вариант Аргентины или Уганды, пока, наконец, не решил остановиться на Эрец Исраэль. В результате нескольких десятилетий напряженных усилий государство, наконец, было основано — это был, без сомнения, большой успех сионизма.
Ослабило ли создание еврейского государства антисемитизм? Наоборот, усилило. Поясним. В целом ряде стран еврея ненавидят именно за равнодушие к судьбам земли, в которой он живет. Но в тех же государствах ненавидят его и за чрезмерное вмешательство в общественную жизнь. «Чужак что ты лезешь в нашу культуру? (архитектуру, литературу и т.д.)» Теперь, когда будет построен национальный еврейский дом, отчуждение возрастет.
Практические результаты теоретических выкладок [↑]
Ассимиляция против антисемитизма [↑]
Еврей, даже самый ассимилированный, становится в диаспоре чужаком в квадрате. Кто из нас не помнит призыва: «Убирайтесь в свой Израиль!» Сионистское движение против своей воли только подлило масла в огонь. В германской прессе в 1912-м году было опубликовано эссе Даниэля Фраймана (Генрих Класс) «Если бы я был кайзер». Вот что пишет он по поводу развития сионистского движения: «Они (т.е. сионисты) заявляют, что истинная ассимиляция евреев-чужаков среди народов, оказывающих им гостеприимство, невозможна вследствие расовых законов природы, которые оказались сильнее внешней ассимиляции в чужой среде.
Сионизм против антисемитизма [↑]
Сионисты подтверждают то, что противники евреев, придерживающиеся расового принципа, утверждают давно. Пусть они горстка среди их братьев по расе, но истину, которую они провозглашают, невозможно более заглушить. Германские и еврейские националисты единодушны в том, что невозможно разрушить еврейскую расу. Кто же может поставить под сомнение право немца сделать из этого политические выводы?» Так реагировали немецкие антисемиты на сионистское движение в 1912-м году. Сионизм дал им дополнительную легитимацию требовать изгнания или уничтожения евреев. Если расовая уникальность еврея неуничтожима, если ассимиляция невозможна, осталось сделать выводы. Немцы их сделали тридцать лет спустя…
Создание государства Израиль — против антисемитизма [↑]
Теперь посмотрим, как повлияло на еврейский вопрос само создание государства Израиль. В первые годы его существования в стане антисемитов — затишье: кончилась война, мир узнал о злодеяниях нацистов, и определенное время народы мира испытывали некоторый комплекс вины по отношению к евреям. Исключением была Россия, для которой Израиль быстро превратился в фактор внутренней, а не внешней политики. Вспомним события: разоблачение псевдонимов в 1946-м году и последовавшая за ним травля «космополитов», разгром еврейского антифашистского комитета и убийство Михоэлса, казнь еврейских поэтов, наконец, дело врачей в 1953 году — последний аккорд сталинской власти. После нескольких лет «оттепели» — новый взрыв антисемитизма в результате шестидневной войны 1967г., разнузданная травля евреев в средствах массовой информации в начале 80-х годов, «Память», жидо-массонский психоз 90-х годов. За последние два десятилетия в России опубликованы сотни статей и книг, мишенью которых стали сами евреи, их прошлое, их культура, традиции, религия. Общее утверждение: иудаизм и его литература (Танах и Талмуд) — источники расовой идеологии и наиболее антигуманных идей в истории человечества. «Протоколы сионских мудрецов» снова выплыли на поверхность. Идея о том, что евреи издавна стремятся овладеть миром и они уже почти постигли своей цели, становится все более популярной.
В 1975-м году ООН принимает резолюцию, приравнивающую сионизм к расизму. Так блестящим пропагандистским актом отождествили евреев с сионизмом, а сионизм с расизмом (о нацизме тогда еще вслух не говорили). Эта резолюция привела к быстрому распространению антисемитизма в третьем мире; в странах, где никогда не видели евреев, охотно приняли этот идеологический шаблон для объяснения их внутренних и внешних проблем. Чем менее рационально объяснение, тем оно более приемлемо. Вместо того чтобы поразмыслить о причинах кризисов в третьем мире, развивающиеся страны обвиняют во всем традиционного козла отпущения, с которым познакомить их резолюция ООН, — еврейский империализм. Он стремится овладеть миром и грабит развивающиеся страны. «Если в кране нет воды — воду выпили жиды» — сегодня этот глубокомысленный вывод принят в странах Азии и Африки, не знавших прежде о том, кто такие евреи.
Создание государства Израиль вызвало взрыв антисемитизма в арабском мире, особенно в Египте. Там антисемитизм — удел интеллигентов, деятелей культуры, которые время от времени публикуют в журнале «Октобер» статьи, утверждающие, что только Гитлер до конца понял опасность, исходящую от мирового еврейства. Новый очаг антисемитизма, на этот раз религиозного, — мусульмане-шииты, вдохновляемые айтолами из Тегерана. В Западной Европе с 50-х годов растет неонацизм, а в освободившихся странах Восточной Европы антисемитизм вспыхнул в конце 80-х.
Мы видим, что за первые сорок лет существования Израиля антисемитизм не только не ослаб, но, наоборот, усилился. Может, эта волна антисемитизма берет начало в арабо-израильском конфликте и является реакцией на политику Израиля? Но если дело только в локальном конфликте, то почему же оно принимает универсальный масштаб? Почему на страницах мировой прессы появляются утверждения, что Израиль угрожает безопасности всего мира и идеалам гуманизма, за которые борется передовое человечество? Скорее всего, новая волна антисемитизма в мире направлена против самого существования государства Израиль как воплощения мирового еврейства.
Такую точку зрения высказал и обосновал на страницах вестника Объединенного кибуцного движения «Акибуц амэухад» профессор Йеуда Бауэр. Он рассматривает в своей статье мировую печать после Ливанской войны 1982-го года, когда, наконец, мировое общественное мнение освободилось от комплекса вины по отношению к евреям и обвинило их в нацизме. В 1975-м году говорили только о расизме, теперь же вслух называли евреев нацистами. Сам Бауэр, убежденный сионист левого толка, выступавший против политики правительства в Ливане, признает, что антисемитские настроения мировой печати не вызваны политикой Израиля. Ведь мировая пресса критиковала не только войну в Ливане. В шведской и французской печати обвиняли израильских солдат в том, что они отрезали головы арабским детям в религиозных целях! Средневековые обвинения в ритуальных убийствах появились в либеральных, демократических газетах западноевропейских стран.
Газеты эти утверждали что жестокий еврейский народ выместил на палестинцах в Ливане всю свою ненависть к человечеству, накопленную им на протяжении веков. Такие обвинения — не критика израильского правительства и его политики, это кровавый навет на израильтянина как такового со всеми вытекающими отсюда последствиями для евреев стран диаспоры.
В заключение своей статьи Бауэр подводит итог: «Прежде всего, необходимо признать, что не оправдалось предположение о том, что сионизм или основание государства ослабят антисемитизм в мире или позволят эффективнее бороться с ним. Наоборот. Можно сказать, что само существование государства Израиль вызывает усиление антисемитизма. Вторая сторона медали состоит в том, что государство Израиль не способно бороться с антисемитизмом, потому что у него попросту нет сил…» Таков вывод Йеуды Бауэра, сиониста и кибуцника. Государство Израиль не только не ослабило антисемитизм, но, напротив, его существование обострило еврейскую проблему.
Итоги борьбы с антисемитизмом [↑]
Подведем итог: ни одно из предложенных решений проблемы антисемитизма не достигло своей цели. Серьезные люди, мыслители, на протяжении двух веков не могут понять, в чем суть этого явления. Может быть, каждый из них ошибся в расчетах? Вряд ли. Если все один за другим ошибаются, если никто не может найти то, что ищут, — то, может быть, ищут не там, где надо искать. Все ищут рациональную причину существования антисемитизма, а, может быть, ее нет? Может быть, антисемитизм по сути своей нерационален, и нет никакой рациональной причины?

Продолжение следует... Читайте во 2 части.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Оригинал взят у xenopus в Воскресным вечером... Продали мне сегодня на рынке вот такую рибку: Принёс я её домой, вывалил в раковину, сел рядом, и стал думать: как бы её так поудобнее приготовить, чтобы, значит, возни поменьше, ...
Вот прикол, собралась было написать позитивное) А неделя-то позитива,  прошла уже!!! Теперь могу дать волю своему накопившемуся ЗЛУУУУУ Нет, зла не будет. Не на что и не на кого)) Сегодня, как и обычно, я ленилась Вот думаю завтра ...
Когда мне грустно и трудно, слушаю эту песню. Соледад Браво родилась в испанском Логроньо — столице винодельческого региона Ла-Риоха. В детстве её семья эмигрировала в Венесуэлу, спасаясь от франкистского режима. После смерти диктатора Соледад на несколько лет вернулась в Испанию, став ...
Наблюдал на днях как быдло-мамаша отвесила ребенку весомый подзатыльник всего лишь за то, что он засмотрелся на клочок бумаги в луже. Эдакий импровизированный кораблик под порывом ветра весьма бодро поплыл. Малыш, года три может, не больше, застыл, открыв рот. А это с позволения сказать р ...
Чистка снега с крыш на даче это у нас в семье что-то навроде зимнего ритуала и повода собраться семьёй Организовалась данная традиция лет двенадцать назад, когда появились всякие сараи и пристройки с крышами, с которых снег сам не сваливается.Именно в тот год у соседа под снегом сложились ...