Антимузы - кто они?

топ 100 блогов miumau16.01.2010 Вчера обсуждали Муз, т.е. людей, способных вдохновить другого человека на какие-то творческие порывы или даже подвиги. А сегодня разговорились об их противоположности - людях, профессионально отбивающих вдохновение.

Антимузы - кто они?



Почему они нас вдохновляют?
Как уже обсуждалось вчера, в первую очередь потому, что превносят в нашу жизнь что-то новое. Чего мы сами вот в таком виде не можем видеть, получить, испытать. Они проявляют любопытство к вещам, в которые мы никогда не совали свой нос, они интересуются недоступными для нас областями, потому что у них есть к этому талант, а нам на нужный для этого таланта орган медведь наступил. Они раскрывают перед нами новые миры, и презентуют нам свой взгляд на вещи, столь отличный от нашего. Их глазами все иначе, и т.к. оно для нас новое и неожиданное, оно, естественно, обладает особым блеском и привлекательностью.

Естественно тут уже зарыта первая проблема: большинство людей, придя в нашу жизнь, сначала долго рассказывают и показывают. И т.к. все это для нас новое и необычное, нам интересно и нас все вдохновляет. Однако при таком интенсивном обмене информации довольно скоро достигается точка, когда человека нам все самое интересное рассказал и показал. Через какое-то время мы начинаем замечать, как он повторяет свои любимые шутки и перебирает самые яркие истории. Если бы мы на этом месте говорили о заведении мужей и жен или партнеров на всю жизнь, мы бы сказали, что это как раз то, что делает людей "родными", "объединяет", на основании каких-то пережитых вместе историй или разделенных шуток у людей возникают "внутриплеменные языки" и какой-то новый уровень понимания только между ними. Но Муза, это другое.
Муза должна "притаскивать свежие впечатления" все время. Иначе она надоедает и перестает вдохновлять. И становится пора искать новую.

Кстати, чтобы притаскивать свежие впечатления, Муза должна каким-то образом жить своей жизнью, в своем пространстве, общаться со своими людьми, листать свои книги, одна кататься по далеким странам и переживать свои приключения. Это, опять же, иногда становится проблемой, когда из Музы пытаются сделать мужа или жену. Потому что, чем больше она сидит рядом (как положено жене), тем меньше она набирается впечатлений, и тем меньше вдохновляет.
Если к Музе привязаться слишком сильно, начинаются страсти: Чем больше она живет своей жизнью, тем больше, естественно, вызывает и негативных эмоций (ревности, подозрений, неуверенности - ведь не известно, что у нее там за приключения!). Но и эти самые страсти часто кормят творцов... В общем, с музой все непросто, но если все идет по плану, то она по крайней мере некоторое время заставляет человека творить.

Еще Муза вызывает простое желание понравиться. Многие геройствуют "ради своих Муз", просто потому что им хочется произвести на другого человека впечатление, получить от него комплимент, может быть - занять особое место в его жизни, поразив его своим талантом и достижениями.

А еще Муза часто поставляет творцу "сырье" для его идей: например, Музы могут притаскивать фотографам красивые предметы и показывать им красивые места для съемок. Художникам - показывать свои фотографии, вдохновляющие на картины. Писателям - поставлять повороты сюжетов, или идеи для произведений, приводят примеры из собственной бурной жизни или проявляя фантазию. Та самая Лулу, например, ездила по далеким странам и привозила Ив Сен Лорану тонны цветных побрякушек из Азии и Африки, которые потом вдохновляли его на создание ярких нарядов. Она умела находить на всевозможных рынках, в магазинах или даже в помойках вещи с какой-то особенной деталью, способной вдохновить мастера на целую историю. Он сам утверждал, что вероятно прошел бы мимо тех вещей, даже находясь на том же рынке. Только она умела углядеть в вещи какой-то потенциал. скрытую красоту, отбросить все лишнее, причесать, помыть и подать вещь так, что вдруг становилось видно ее тайну.

Что же до антимуза - то он отбивает всякое вдохновение. Антимузы бывают многих сортов, я навскидку могу назвать такие:

1 - Не хочет и другим не дает.
Человек, который претендует на роль Музы или Муза, но не собирается ее выполнять. Самый обычный пример (к сожалению) - супруг, не разделяющий творческих порывов своей половины. Однако такая вещь, как черпать вдохновение от кого-то еще, кажется ему (ей) крайне подозрительным. Как это черпать вдохновение? А что для этого надо? Секс? Нееет... Вместе проводить время? Да кто он такой, посиди с семьей... И так далее.Такой человек хочет занять все подозрительные вакансии в жизни своего художника, потому что так спокойнее. Но он не может вдохновить. Он говорит: "Ну пошли, я схожу с тобой в музей!" а потом тоскливо бродит рядом с художником, скучным взглядом окидывая картины, в ожидании, когда эта тоска пройдет. Если, сжалившись, отпустить его на часик поесть в соседнем кафе тортик, чтобы он не мучился, он обрадуется. Можно, конечно, сказать, что "не мешает и на том спасибо", но это не то же самое, как бегать по выставке с единомышленником, взволнованно обсуждая гениальные идеи и обнюхивая экспонаты, горячо споря о том, как что сделано.

Такой "антимуз" может сажать художника на привязь самыми разными способами. Аккуратно отваживать от дома особо вдохновляющих друзей и подруг, активно "примазываться" ко всем интересным проектам, но потом делать их скучными. Например, художнику хочется поехать в дугую страну и развеяться - поехали вместе! Но на месте начинаются попытки превратить приключение в пассивный отдых между койкой, пляжем и рестораном. Таким же способом превращаются в "тосклындию" походы в гости, на вечеринки, на разные интересыне мероприятия и концерты. Антимуз увязывается за тсвоей жертвой, чтобы на месте тут же начать скучать, ждать конца пытки, проситься домой, ныть, отговаривать от участия во всем самом интересном.

2 - Хочет, но не может.
Часто такое начинается с бурного романа. Иворчец и его потенциальная Муза (или Муз) встречаются, между ними разгорается страсть, и один принимает решение "Я буду твоей музой!"
А второй соглашается.
Суть этого явления обоим понятна и близка, и вообще между ними много общего и интересы у них похожие, и вкусы совпадают, и они восхищены интересными и яркими историями друг друга. Но при первых же попытках воплотить все это в жизнь становится ясно, что творец не может переработать никакой материал, принесенный Музой. Не может, и все. Фотографии нравятся, но не подходят ни к чему "своему" - ни к работам, ни к мыслям. Истории занятны, но тоже не вдохновляют ни на какие произведения, потому что в творчестве у этого человека совсем другое. Принесенные подарки, красивые предметы и прочие потенциальные источники вдохновения вызывают умиление, расставляются в интерьере и пускаются в ход, но в быту. А в искусстве не находят никакого отражения, потому что... ну не отражает оно ничего такого творческого. Ничего внутри не шевелится.
Из такого расклада быстро рождаются два сорта конфликтов:
- Несостоявшийся Муз или Муза начинает обижаться и ныть: "Я тебя не вдохновляю", а в ответ на пререкания требует доказательств: "Ну где? Где в твоем творчестве хоть что-нибудь вдохновленное мной?!"
Это ужасно, потому что иногда в такой ситуации творческие личности начинают пытаться переработать в своем творчестве вещи, которые совершенно их не вдохновляют, только чтобы сделать приятное никчемной Музе. И получается унылая слабая раюота, и опять то же нытье: "Вот так я тебя вдохновляю, это самое слабое, что я у тебя видел(а).

- У отвергнутого начинается паранойя, что, если из него не получится приличной музы, понятное дело, мастер скоро пойдет искать себе новую кандидатуру. Независимо от того, насколько это вообще соотвествует действительности, сами связанные с этим разборки и конфликты вскоре убивают любые остатки вдохновения вообще.

3 - Может, но хочет совсем другого!
Отличная Муза во всех отношениях, вдохновляющая, вызывающая восхищение и уважение и большое желание удержать (!)
Вообще вызывающая все правильные желания: творить, нравиться, горы сворачивать, рваться в какую-то высь... Вдохновляет, подкармливает идеями и вдохновениями, хвалит, поддерживает, разделяет. Но потом вдруг начинает "гнуть какую-то свою линию".
Например, продвигать своему художнику идею, что вообще-то надо хотеть других вещей. Что он вообще талантливый и рукастый человек, но вот какого черта он самовыражается в жанре, который искусством-то и не назовешь? Почему вот он не хочет писать, как Дюрер, а занимается какими-то вещами, которые не то дизайн, не то иллюстрация. И он красивый и хороший и умный и привелкательный, но жаль, конечно, что такой лентяй - талант есть, а рисовать по-людски учиться лень.

Тут много вариантов, и я думаю, сколько бы я их не назвала, сразу прибегут 10 человек и скажут "вот точно такое со мной сделали!".
Одним говорили "что ты занимаешься этой фигней, это конечно все симпатично, но надо когда-нибудь подумать и о зарабатывании денег?!"
Другого наоборот упрекнули, что он талантлив и всем хорош, но лучше бы занимался искусством, чем бесконечно штамповать то простенькое, что ниже его достоинства. Третьему велели наконец сесть и написать приличную книгу, вместо того, чтобы всю жизнь баловаться статейками в глянец. и.т.д.
Все это аккуратно просачивается сквозь комплименты, активную поддержку и самые благие намерения. Так что, если творческого человека спросить о его Музе, он скажет: "Да что вы! Он меня поддерживает, и ценит мой талант, и любит мои произведения и вообще много мне дал!". Но при этом сам он каким-то таинственным образом постоянно чувствует себя виноватым, когда делает то, что ему самому больше всего нравится. А самые большие аплодисменты все чаще срывает, когда вдруг возьмет себя в руки, "наступит на горло собственной песне" и выдавит из себя то, что вообще-то нравится Музе.
Это, кстати, странно, как люди не замечают, что в первый момент людям нравилось практически одно и то же. Но, стоило им "снюхаться" и потерять бдительность, как псевдо-муза начинает все больше презирать то, что ближе всего ее мастеру, и намекать на то, что надо бы по-другому.

Есть еще вариант "хотения другого" - когда человек с одной стороны бросается вдохновлять, поддерживать и помогать, но на практике через некоторое время становится ясно, что он преследует свои иные цели. Например, он(она) хочет делать большие деньги на таланте своего мастера (вто время как мастер уже отверг эту концепцию, потому что ему не понравилось то, что нужно для этого делать). И тут вдруг начинается: "Ну разве тебе не понравилось, как продалось? Так давай еще? ЧСем ты там занимаешься, давай вот это? Ну? Тебя ждут великие дела!"
И вроде эйфория и успех, а человека все больше тоска берет от этого "Давай!"

Или человек хочет славы. Для себя. Вернее он хочет пожинать очень много лавров за то, что он делает. Посвящений и намеков ему не хватает. Через короткое время начинаются серьезные конфликты из-за того, что мастер почерпнул вдохновение от Музы, но не указал музу в 20 местах в выходных данных, на своем сайте, во всех блогах, и не говорит всем своим покупателям и клиентам, что без вон того полубога ничего бы не было и он бы вообще ничего сделать не мог. Если мастер сопротивляется, Муза часто начинает сама делать свое дело и рассказывать всем, что без нее бы ничего не было. И вскоре вместо взаимодействия остаются только конфликты.

4 - Хочет убить ваше вдохновение просто так.
Человек, которому творец подходит как спутник жизни, интересный собеседник и разносторонняя личность, но лучше всего было бы (по их мнению), если бы он весь свой темперамент и потенциал вкладывал в хозяйство, украшение общего интерьера и пироги. Ну или зарабатывание стабильной зарплаты. Или еще какое нелюбимое дело. Ну и что, что скучно, на то она и работа. Некоторые по молодости задаются наивным вопросом: "Почему они тогда не заведут себе кого-нибудь, у кого действительно нет других интересов? И была бы счастливая жизнь! Ну есть же люди, которые совершенно искренне считают своим главным и любимым проектом свое хозяйство, работу и свободное от нее время, и ухаживание за супругом и совместный отдых, простой и понятный. И ведь было бы людям счастье! Нет, надо (не известно зачем) выбирать себе людей с совершенно иными интересами, амбициями и целями и старательно, преодолевая немалое сопротивление, годами выкручивать им руки. Вгоняя их в тоску и депрессию. Потом по поводу этой же депрессии и раздражаясь. Потом я поняла, что это самостоятельная спортивная дисциплина. Т.е. вот есть спокойная жизнь с человеком, который хочет того же, что и ты. А есть жизнь-война, нацеленная на "делание человека" из кого-то совсем другого. Цели у этой войны странные: в какой-то момент любой гениальный скульптор или живописец или великий композитор откладывает свою "фигню" и идет с кошелкой на базар или чинит крантик. Но это не то. Антимузы, желающие укротить творца не успокаиваются, пока он не погрязнет в навязанных ему бредовых заданиях по самые уши, полностью расставшись со своим призванием. Я неоднократно наблюдала такие сценарии, и увидела, что даже расставить все по местам и отвоевать себе какое-то минимальное пространство у таких творцов не получается. Т.е не получается заниматься творчеством, даже если придумано, как между этим сготовить завтрак, обед и ужин, отмыть все хозяйство и несколько раз в неделю сходить с антимузом (или антимузой) в кино, театр и в гости. Творческий процесс урезается до тех пор, пока от него не остается в лучшем случае жалкое хобби.
Почему объявляется война творческому процессу - понятно. Он содержит в себе страсть, а там где страсть, там неконтролируемые порывы. А вот почему такого кто-то пытается добиться именно от человека, который без этой страсти жить не может, я понять не могу. Как-то в кругу друзей мы пришли к тому, что это как в сказке про золотую рыбку: "Просто хочется, чтобы сама золотая рыбка была у меня на посылках". Т.е. человеку очень хочется получить желанное не от кого-то, кому приятно это желанное дать, а от кого-то, кому надо чуть ли не все святое ради этого предать. Оно просто от этого вкуснее.

Самое ужасное, что после всего этого вы наверное ждете какого-то умного заключения и рецепта "как быть", но здесь я вам не советчик.
Если человеку для творчества нужна Муза, эта Муза (или Муз) может стать источником конфликтов. Потомучто Муза, это тоже живой человек, со своими собственными целями, мыслями, пожеланиями и амбициями. Трудно иметь Музу и кого-то еще. Но и трудно найти музу, способную быть еще и другом и супругом (супругой). Так же трудно быть для кого-то Музой и всем остальным одновременно. И трудно терпеть Музу в жизни любимого человека, кем или чем бы оно не являлось. Даже если мастер со своими музами не спит, ему это могут не поверить. Либо просто ревновать к вниманию, к проведенному времени и.т.д. Можно ревновать художника и к любимым котам (да-да, на полном серьезе) и к вдохновляющим вещам, и к книгам, и к музеям, и к событиям и к путешествиям, и к проектам (оно тебе дороже чем семья). Можно пытаться выжать из человека тысячу сортов всякой пользы, в то время как он всего лишь хочет рисовать свои гогульки. Можно пропихивать ему то, чем он будет давиться, не желая обидеть. И все это отбивает всякую охоту вообще подходить к работе.

Я прошла через все сорта антимуз и не придумала ничего лучшего, чем выгонять людей из своей жизни, когда они начинают заметно мешать моему творчеству. Принять это решение было непросто, но у меня не было другого выхода, потому что когда меня перестает радовать мое творчество, или когда я не могу им заниматься так, как я считаю нужным, я вообще не могу жить, меня все не радует, у меня ощущение, будто я не могу дышать. Я не претендую на то, что это - лучшее решение, и не хочу утверждать, что именно вот так я хотела бы прожить до гроба. Но на сегодняшний день я вдохновляюсь тем, что (или кто) меня вдохновляет, пока это возможно, а когда становится невозможно, ищу новое вдохновение. А тем, кто сам меня не вдохновляет и другим не дает, не место в моей жизни. Увы.

Это привело к тому, что я занимаюсь своим творчеством с максимальной эффективностью, и результат меня радует. А что вам делать с вашими антимузами, решайте сами. :-)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда ничего не цветет. Но теперь я "доросла" до роз, - они за всех и отдуваются. :) ...
Фантастический «парашют» Василия Березуцкого в последней шальной и отчаянной атаке принес россиянам ничью со сборной Англии, но результат многие у нас сочли едва ли не победным. Отыграться в компенсированное время действительно дорогого стоит, тут главный тренер Леонид Слуцкий прав. Секун ...
Все пути ведут в Рим. Всегда и везде. В Вероне - особенно. Рим олицетворяет огромное, масштабное, внушительное, заполняющее собой всю площадь здание арены. Мини- Колизей появляется перед глазами внезапно когда ты этого совершенно не ожидаешь, вырастает в полный рост, закрывая небо и ...
...
Россия для грустных, че. Насобиралось тут от художников. Делюсь. Но меня знобит от этой эстетики. Так и не привыкла, хотя вроде в таком росла. Сменила туеву кучу городов. Везде одна и та же панельная и барачная тоска. ...