«Антикиллер»: как Егор Кончаловский пытался создать русское гангстерское кино


В августе 2002 года в кинотеатрах презентовали первую громкую премьеру от Егора Кончаловского – фильм «Антикиллер», который стал отличным стартом Юрия Куценко в кино. Кончаловский снимал и до этого, как и Куценко тоже снимался до этого. Но именно эти фильм позволили обоим закрепиться в большом кино.

Фильм «Антикиллер» снят по одноименному роману Данила Корецкого. Собственно антикиллером главного героя, майора Коренева, назвала его знакомая, проститутка в исполнении Виктории Толстогановой.
Главный герой – Лис, бывший мент, отсидевший за использование нетрадиционных методов с подследственным. И вот он выходит на свободу и с головой окунается в водоворот бандитской жизни.

Город делят несколько банд, принадлежащих к разным поколениям. Лис пытается разобраться, кто за кого, и кто кому насолил. Попутно он спасает жизнь банкиру в лице Михаила Ефремова, мстит за смерть друга-мента, произнося слова из личного кодекса чести «Милиционеров убивать нельзя», и очищает город от организованной преступности их же руками.
Лис – самый спокойный персонаж фильма, он как тень, наблюдающая среди серости фигур за их эмоциональной игрой.

Теперь о качествах фильма «Антикиллер». Егор Кончаловский попытался создать настоящее российское гангстерское кино. Но при этом ничего нового в этот жанр не привнес. Главные герои фильма – типичные криминальные авторитеты, бандиты разной масти и разных понятий. Именно против них ведет свой крестовый поход Лис.

Странно, что Егор Кончаловский, снимая свое кино, ничего своего в него не вложил – это набор штампов разной свежести. Все это поклонники жанра где-то уже видели. Драки, перестрелки, сходки, беседы бандитов, Бортника в роли Промокашки. Видели такую стрельбу в «Отчаянном», где Родригесу с его черным юмором это вполне простительно, но непростительно Кончаловскому расстреливать дискотеку «бессмертному» герою Виктора Сухорукова. Михаил Ульянов в роли «крестного отца» смотрится красиво и даже органично, но все это мы видели у Копполы.

А вот теперь одна особенность фильма, которую часть критиков в 2002 году поставила режиссеру в укор. Но тут все неоднозначно. Рассказывает киновед Ян Варь:
- У Кончаловского достаточно сухой язык повествования. И тогда, в рецензиях 20-летней давности, писали, что из-за этого фильм плоский и не такой интересный, каким мог бы быть. Но, как мы видим по более поздним работам режиссера, это его фирменный стиль. И многим зрителям он нравится. А как еще излагать такие истории? Так, что тут Егор Андреевич не ошибся, язык повествования, на мой взгляд, как раз подобран очень верно.

В фильме есть еще один плюс – очень верно расставленные на роли актеры – старых воров сыграли признанные классики кино Михаил Ульянов, Сергей Шакуров, Юрий Шерстнев. Более молодые любители власти и денег представлены Александром Балуевым, Виктором Сухоруковым. И, конечно, Куценко здесь на своем месте. Есть в его герое стержень, он настоящий силовик, мент, со своими принципами. Он не психопат, он все выверяет и без ошибок находит того, кто совершил преступление.

Еще стоит отметить замечательный саундтрек. Практически на западном уровне. Он выходил на отдельном CD. При всех минусах фильм стал вехой в истории современного отечественного кино. И сегодня он не выглядит устаревшим.

См.также:
После премьеры фильма " Воры в законе" местный "авторитет" пригласил Валентина Гафта на сходку. Что происходило за кадром
Прототип Антибиотика в настоящее время находится в заключении и выйдет на свободу в 2041 году. Если не добавят новый срок
Как реальный смотрящий воровского общака оценил Садальского в картине «Место встречи изменить нельзя»: Что осталось за кадром
Сериал «Бандитский Петербург»: истории от режиссёра и криминалитет на съемках
"Весь мир в кармане": 10 отличных советских криминальных драм и детективов
|
</> |