Антихрист
bocharoff — 19.05.2011 Если вдруг кто-то, сидя в шкафу, пропустил самое интересное, вкратце сообщаю: режиссер Ларс фон Триер, любимец всех мизантропов, в разгар Каннского фестиваля объявил, что он как бы нацист, и как бы симпатизирует Гитлеру. С фестиваля фон барон был выгнан вон, а критики наверняка готовятся произвести переоценку его вкладов в искусство.Признаться, я нечто подобное от него давно уже ждал, Триер просто слегка опередил все мои смелые графики. Датчанин, которые последние лет пятнадцать однозначно был лидером мирового снобского кинематографа, в то же время воплощал в себе образцово-показательного кинематографического тролля.
Тролль-созидатель - явление нередкое в современной культуре вообще. Лучше всех эту хитрейшую тонкую науку освоили художники, чьи труды с приходом фотографии постепенно превращались в никчемный балласт цивилизации. Как только до владельцев галерей и хозяев аукционов доперло, что хороший художник - это мертвый или полоумный (а лучше - и то и другое вместе), произведения отошли на второй план. Даже на двадцать второй. На первый вылезли пиар и ценообразование.
То, что обычно зовут "фестивальными" фильмами, или "кино не для всех" в значительной массе существуют ровно по тем же законам. И Буньюэль, и Феллини, и Годар, и Гринуэй совершенно намеренно трахали в мозг кинокритиков, добиваясь требуемого результата. Оттраханные критики не имели права признать, что им это не нравятся - кто ж наберется смелости признать, что его извращенно имели три часа, а он оргазма не получил.
Ларс фон Триер в этом умении столь преуспел, что подсел на троллинг как на иглу, и испытывал столь жестокую ломку, что был вынужден поднимать дозу. В фильме "Антихрист" 2009 года (сюжетно достаточно скупая, не бог весть какая изобретательная история) тролль уже сидел на тролле и троллем погонял. Каждый кадр создавался с единственной целью - чтобы о нем непрерывно говорили даже те, кто потерял дар речи посреди показа.
Троллям от искусства такие выкрутасы не только сходят с рук, но и приносят целый ворох пользительных приобретений: слава, деньги, статус, роль в истории и прочие никому ненужные глупости. Сам творческий тролль обычно расплачивается всякими мелочами - вроде алкоголизма и непроходимой депрессии.
Но то, что мы наблюдали во всей этой оказии с Ларсом на Каннском фестивале - редчайший, и потому крайне любопытный случай полного выхода тролля из-под контроля.
Однако Ларс - троль не просто опытный, он король кинотроллей! Потому даже из такого эпичного фейла он просто обязан выкрутиться. А если он виртуоз троллинга, каких мир доселе не знал - то должен заполучить новые бонусы из этой, казалось бы, непоправимо позорной истории. Мне будет очень интересно посмотреть, какой путь для этого он изберет.