Антифукуяма
cantanapoli — 30.01.2024Сейчас модно хоронить демократию, указывая на очевидные сложности и проблемы, поднятые сначала ковидом, избранием ряда правых популистов, а потом этой безумной войной (хотя правильнее уже — войнами).
Отрицать проблемы глупо, особенно с учетом того что некоторые из них действительно вызваны иллюзиями начала 90ых, когда Фукуяма с его концом истории не то что не был каким-то фриком, а скорее выражал некоторое разлитое в воздухе после крушения советского союза общее мнение.
Тогда казалось что глобальный рецепт правильной жизни наконец найден, и что демократия и рыночная экономика не просто сами установятся, но затем сами разрулят накопленные веками проблемы.
На этом во многом основывалось тот уровень беспечности, который Европа и Штаты могли себе позволить, разрешая другу Борису, а затем другу Владимиру делать в своей новой свободной россии что их душе было угодно. Просто напомню что то самое ядерное оружие, которое сейчас выходит Западу боком — совершенно спокойно было оставлено на попечение очень свежей российской демократии. «Что же может пойти не так?»
Аналогично, западный мир изо всех сил давил на Израиль чтоб тот наконец дал палестинцам свободу, а они уж мол, начнут строить демократическое (а какое еще?) государство. Не получилось, причем два раза. Сначала не получилось демократическое государство в Иудее и Самарии, а затем в Газе.
Все эти ошибки и нынешний кризис вызывает к жизни разговоры о том что вот мол — не получилось: «монархии как системы управления — умерли, имперские проекты умерли, может пришла пора и демократиям умереть?»
Хочу на всякий случай напомнить что с демократиями вот это все — не в первый раз. Почти ровно век назад, после Первой Мировой по всей Европе прокатился сначала период увлечения демократиями, а затем жесточайший от них откат, результатом и пиком которого стала Вторая Мировая.
У меня нет магического шара для того чтоб рассмотреть в нем наше будущее, но я вижу что ситуация вокруг нас — вовсе не нечто беспрецедентное. Нечто похожее уже было. И демократия сумела стать для части Европы и части мира — работающей системой. Ключевое слово — для части. Это не универсальное решение для всех, оно работает только там, где для нее есть почва и некоторый опыт применения.
|
</> |