Анна Каренина
drugoe_kino — 01.02.2013

Кинорецензент должен уметь высказаться так, чтобы не бесить публику. Потому что современные авторы рецензий уж слишком сильно скомпрометировали себя пафосом, претензией на интеллектуальность и в то же время глубокой некомпетентностью. Скажем даже так – современный автор кинорецензий раздражает уже одним тем, что он автор кинорецензий. И читая его, публика возмущается: «Да с чего ты взял, тебе ли судить, тоже мне знаток, иди лучше Розенталя почитай!» В общем, мало авторитетных авторов, которые в самом деле могут высказаться по делу, без апломба и грамотно, и таким образом заслужить доверие читателя. Поэтому лучший выход – это не писать рецензию и промолчать, оставив собственное мнение при себе, и пусть все остальные думают, что хотят. Но всё же, несмотря на то, что я не принадлежу к «авторитетным» рецензентам, я выскажусь. Тем более, лучше побесить публику, чем оставлять её равнодушной.
С первых кадров «Анна Каренина» Джо Райта создаёт впечатление самой удачной экранизации одноименного романа Льва Толстого. Хотя в определённых кругах есть мнение, что этот фильм – насмешка над русской культурой (любопытно притом, что эти круги сами имеют к ней весьма сомнительное отношение). Но скорее очевидно противоположное – русский мир XIX века показан с искренней теплотой и любовью, пускай местами и в несколько ироничном ключе. Удачным этот фильм делает в первую очередь мастерская работа режиссёра Райта и сценариста – оскароносного Тома Стоппарда. Во-вторых, актёрский состав – Кира Найтли (Каренина) и Джуд Лоу (Каренин), а также все остальные актёры, менее именитые, но исполняющие свои роли не менее безупречно.
Сюжет оставлен практически без изменений – как и в романе Анна встречает Вронского и между ними вспыхивает преступная (по меркам того времени) страсть. Её законный муж осуждает, страдает, но входит в положение и прощает. Анна мечется между сыном и любовником, болезненно переживает бесправное положение в обществе, страдает от насмешек и безумствует от ревности. Параллельно рассказывается история Левина (близкого по духу самому Толстому), прошедшего путь от любовного отчаяния до исполнения мечтаний. И если сам сюжет не может удивить новизной, что естественно, то способ его реализации серьёзно впечатляет. И дело не в регулярных отсылках к театральным декорациям и сценам, кукольным и опереточным играм, а в том, как за счёт визуальности раскрываются ключевые события. Вероятно, один из самых ярких в этом смысле – эпизод с балом, когда вместе танцуют Каренина и Вронский. Сцена, где Анна после этого смотрит на себя разгорячённую в зеркало, сразу заставляет поверить, без всяких дополнительных пояснений, что она влюбилась, безумно и страстно. Вообще, говоря об игре Найтли, справедливо будет предположить, что фильм удался в значительной степени именно благодаря её назначению на главную роль. И хотя на это могут быть возражения, в том стиле, что Найтли совсем не толстовская Каренина, но всё-таки без неё фильм, скорее всего, оказался бы очередным проходным. Да и возражения в духе «толстовская/не толстовская» вряд ли имеют силу и вряд ли их стоит принимать в расчёт. Например, если бы сам Толстой увидел эту экранизацию, понравилась бы она ему? Скорее всего, нет (особенно в преклонном возрасте). Ну и что из этого следует? Что фильм плохой? Конечно, нет, из этого ровным счётом ничего не следует (разве только, что Толстой ничего не смыслит в хорошем кино).
Психология ставок: почему азарт притягивает и как сохранять трезвый подход
Почему в Ирландии нет змей?
Я пропустила 14.01.2026 - это был День белоснежных птиц
Велосипед
Что съесть, чтобы не проголодаться уже через полчаса
Дыбр зубостучательный
Когда XVIII век посмотрел в объектив: единственный дагерротип герцога
Крым. Инкерманский монастырь, 1905-2014 гг.

