Английская разведка в Великой Тартарии, или Робинзон Крузо - суперагент. 1.

топ 100 блогов sibariana02.04.2023
Глава первая, в которой автор утверждает, что подозрение не всегда беспочвенно
В данном опусе предлагаю поискать следы Тартарии не в секретных архивах, а среди всем известных нарративов мировой культуры, пример, в повествовании о Робинзоне Крузо Даниэля Дефо. И поразмыслить позднее на досуге как клише, то есть навязанные якобы общеизвестные и общепринятые представления, сами по себе деформируют картину мира до полной противоположности.
И тогда окажется, что даже Робинзон Крузо сможет много что поведать о Тартарии (благо Даниэль Дефо писал об этом открытым текстом, ничего додумывать и дописывать не надо), а история купца-невольника-отшельника-фермера-купца-агента спецслужб добавляет дополнительные пазлы в картину истории Сибири начала 1710-х годов, а также взаимоотношений Тартарии с будущей Российской империй
Я отчётливо понимаю, что существует казус Франсуа Перрена (героя фильма «Высокий блондин в чёрном ботинке»), который заключается в том, что поведению любого человека кажется подозрительным - в том случае, если человек заранее вызывает подозрение. Что не отменяет предположения, что неуклюжий скрипач на самом деле был советским суперагентом, который умудрился обезглавить контрразведку вероятного противника. На это намекает эпизод с обыском в квартире Франсуа, в ходе которого агент спецслужб несколько эпизодов пытался разобрать сувенирных матрёшек и понять, когда же проявится их истинное нутро - прекрасная аллегория истинного смысла сюжета фильма). И, вдобавок, увлечь за собой в даль светлую французскую красотку -- привет Джеймс Бонду «Из России с любовью»!
Тем более, что Робинзон Крузо -- не Франсуа Перрен, а гораздо более честный персонаж, за что огромное спасибо его откровенному времени и его автору.
Глава вторая, в которой автор предлагает знакомство с Даниэлем Крузо, и предупреждает, что это знакомство отнюдь не полно

Английская разведка в Великой Тартарии, или Робинзон Крузо - суперагент. 1.
Даниэль Дефо собственной персоной
Справка из Википедии:
Даниель Дефо́ (имя при рождении Даниель Фо; около 1660, район Криплгейт[en], Лондон — 24 апреля 1731, район Сприндфел, Лондон) — английский писатель и публицист. Известен главным образом как автор романа «Робинзон Крузо». Дефо считают одним из первых сторонников романа как жанра. Он помог популяризовать этот жанр в Великобритании, а некоторые считают его одним из основателей английского романа. Дефо — плодовитый и разнообразный писатель, он написал более 500 книг, памфлетов и журналов на разные темы (политика, экономика, криминал, религия, брак, психология, сверхъестественное и др.). Он был также основоположником экономической журналистики. В публицистике пропагандировал здравомыслие, выступал в защиту веротерпимости и свободы слова.
Родился в Лондоне в семье мясоторговца пресвитерианина Джеймса Фо (1631—1712), получил духовное образование и готовился в пасторы, но от церковной карьеры отказался. Занимался коммерческой деятельностью. В 1681 году начал писать стихи на религиозные темы.
Принимал участие в восстании герцога Монмута против Якова II Стюарта и сражении при Седжмуре 6 июля 1685 года, проигранном мятежниками.
Окончив Ньюингтонскую академию, где изучал греческий и латинский языки и классическую литературу, стал приказчиком у оптового чулочного торговца. По торговым делам часто бывал в Испании, Португалии и Франции, где познакомился с жизнью Европы и совершенствовался в языках.
Впоследствии сам был одно время владельцем чулочного производства и затем сначала управляющим, а потом и владельцем большого кирпично-черепичного завода, торговал вином, но разорился.
В 1688 году Вильгельм Оранский вступил в пределы Англии, и Дефо немедленно присоединился к его армии. Дефо был вдохновлён мыслью о поддержке планов горячо любимого им короля Вильгельма; он имел одну цель — защиту высокопочитаемого, чуть ли не обожаемого им героя от клеветы врагов...
Всё это обратило внимание Вильгельма на Дефо. Талантливый лавочник был призван во дворец; король давал ему темы для политических памфлетов и не раз имел случай пользоваться его советами.
После смерти Вильгельма III в 1702 году положение Дефо существенно изменилось. Вступление на престол королевы Анны Стюарт положило начало реакции, характер которой был, главным образом, клерикальным и, в некоторой степени, якобитским.
Дефо не сразу уяснил себе истинное положение вещей при новых порядках... правительство нашло нужным предать Дефо суду. Дефо сперва скрылся, но потом решился «сдаться на милость правительства». Суд приговорил его к штрафу, троекратному стоянию у позорного столба, внесению залога, призванного обеспечить его надлежащее поведение, и тюремному заключению на срок, зависящий от милости королевы.
Во время заключения в Ньюгейтской тюрьме Дефо имел возможность заниматься литературой, печатать и распространять свои произведения. Здесь он, между прочим, написал «Гимн позорному столбу» (A Hymn to the Pillory), благодаря своевременному распространению которого среди публики время стояния у позорного столба обратилось для него в торжество: толпа устроила ему блистательную овацию. В Ньюгейте Дефо стал издавать газету: «Обозрение дел Франции» (A Review of the Affairs of France), выходившую и после освобождения его из тюрьмы, вплоть до 1712 года. Благодаря этому литературно-политическому изданию Дефо считается одним из родоначальников английской периодической печати.
Роберту Харли, весьма ценившему талант Дефо, нетрудно было выхлопотать помилование Дефо, когда он согласился сделаться тайным агентом тори — своих бывших врагов. Спустя неделю после своего освобождения Дефо стал свидетелем катастрофического «Великого шторма», разразившегося 7-8 декабря 1703 года на западе Южной Англии. В следующем году писатель выпустил о нём свою книгу «The Storm».
В течение царствования королевы Анны и затем при Георге I Дефо несколько раз переходил от вигов к тори и обратно. Он служил им и пером своим, и непосредственным влиянием на избирателей, среди которых он вращался в качестве тайного агента, и своевременными извещениями о политическом настроении и мнениях отдельных лиц. В течение всего этого времени ему вполне удалось сохранить в тайне эту деятельность, и репутация его осталась непоколебленной, несмотря на многочисленные обвинения и нападки.
В 1715 году, с целью самозащиты, Дефо издал «Воззвание к чести и справедливости» (An Appeal to Honour and Justice), и с этого времени под его именем появлялись одни только беллетристические произведения. Одному из его биографов — Вильяму Ли — удалось обнаружить в 1864 году шесть писем Дефо, хранившихся в Государственном архиве. Из писем этих обнаружилось, что и после 1715 года он оставался тайным агентом, собирая нужные сведения главным образом в редакциях оппозиционных газет. Главной его жертвой стал некий Мист, который, открыв однажды предательство Дефо, бросился на него с оружием в руках и публично скомпрометировал Дефо на всю оставшуюся жизнь.
Перу Дефо принадлежит более 500 сочинений, среди которых романы «Робинзон Крузо» (1719), «Радости и горести Молль Флендерс» (1722), «Счастливая куртизанка, или Роксана» (1724), «Жизнь, приключения и пиратские подвиги прославленного капитана Синглтона» (1720), «История полковника Джека» (1722), «Дневник чумного года» (1722), труды «Совершенный английский торговец», «Морской торговый атлас», «Путешествие по всему острову Великобритания».[3]
Дефо также приписывается изданная в 1724 году под псевдонимом Чарльз Джонсон книга «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами», сокращённо называемая часто «Всеобщей историей пиратства».
В 1728 году, вследствие семейных раздоров и обременённый долгами, Дефо тайно покинул свой дом и спустя два с лишним года, в апреле 1731 года, умер в Лондоне на руках у чужих людей.
Википедия  (с лакунами)
Тут прекрасно всё, всё как мы любим: это правда, только правда, но не вся правда…
Гораздо более информированный в теме человек вынес свой вердикт, но из профессиональной солидарности умолчав о деталях:
«Меня всегда интриговало то обстоятельство, что один из величайших в истории писателей-шпионов Даниэль Дефо ни слова не написал о шпионаже в своих основных произведениях, хотя считается одним из наиболее профессиональных разведчиков раннего периода истории английской разведки. Он не только был самостоятельным и успешно действующим оперативником, но и стал впоследствии первым шефом организованной английской разведывательной службы, о чем стало известно лишь много лет спустя после его смерти»
Ален Даллес "Искусство разведки"
Мистер Даллес ошибся - Дефо написал об английской разведке в "Дальнейших путешествиях Робинзона Крузо..."
Об этой стороне деятельности автора Робинзона Крузо практически ничего неизвестно, во-первых, ввиду сугубой секретности, которая окружает Дефо в этой сфере деятельности, и которые не подлежат обнародованию на веки вечные, а во-вторых, из-за непонимания (особенно в русском менталитете) целей и механизма деяний джентльменов пера и
кинжала.
Если попытаться дать краткое определение этой части биографии Даниила Яковлевича, то он был «высокопоставленным агентом (идеологом и практиком) британской элиты в её борьбе за мировое господство".
Но в данном случае каждое слово определения в реалиях Англии начала восемнадцатого века имеет совсем иное значение по сравнению с тем, которое предоставляет наш опыт и знание собственной истории.
«Агент» — это не филер на содержании охранки или писака верноподданического издания, как это было в русской истории.
Это человек, в общем искренне разделяющий специфичные воззрения британской элиты (не английские, не королевские, не либеральные, не имперские и не демократические - а лежащие НАД ними и ВНЕ их), имеющий покровительство в этой среде, и, следовательно, протекцию, которая позволяет ему быть успешным в своей профессиональной деятельности, и попутно работать в русле общей деятельности, в силу своих способностей, получить реализацию в разных областях деятельности.
«Британская элита» это не королевский двор, партия, парламент, группа сановников, национальная бюрократия, армия или спецслужбы, то есть вовсе не то, как это было представлено в российской истории (власть у нас всегда имела открытый формальный характер с чёткими разграничениями прав и обязанностей).
Это компактные неформальные объединения людей (как вариант - членов закрытых клубов), частью имеющих официальные должности, частью входящих в верхние слои общества по праву знатности или специфических талантов, частью - остающихся в тени, которые находятся между собой в сложных отношениях, в спектре от вражды до сотрудничества; аморфная масса, не поддающаяся классификации, выявлению явных лидеров, всегда скрывающаяся за подставными фигурами. Весьма отдалённое представление об управлении и деятельности дают масоны, которые, собственно, являются внешним контуром этой системы «власти -- не власти».
Как раз в семнадцатом веке, после завершения весьма драматичных событий вроде казни короля и диктатуры Кромвеля, в английской элите выработались формы и цели управления, которые благополучно существуют до сего времени. Это нечто вроде сетевой структуры, без явно выраженных истинных лидеров (публичные не в счёт  - это марионетки), управляющийся на основе консенсуса мнений
«Мировое господство» - это не установление зримого, формального владычества над континентами, со стремлением контролировать всех и вся, как описано в фантастических романах, фильмах, жёлтой прессе и пропаганде (наоборот, если ТАК описано, то значит делается совершенно иначе).
Это тщательное и незаметное выстраивание системы финансовых и политических отношений, внедрения понятий в общественное мнение с целью установления контроля, который совершенно не ощущается подавляющим большинством населения, но при этом эффективнее; создание коридора мышления и действий, которые ведут в нужном направлении, вполне естественно для всех людей.
Всех интересующихся подобными персонажами, я отправляю к популяризатору Андрею Ильичу Фурсову, посвятившему свою жизнь изучению влияния тайных неформальных обществ на публичную власть в эпоху капитализма, и доказавшему, что именно тайная власть за официальным фасадом создала современный мир. Также в тему некоторые главы совместного труда «Лестница в небо» Михаила Леонидовича Хазина и Сергея Игоревича Щеглова о подлинной природе власти, в особенности в Новой и Новейшей мировой истории. Особенную ценность книге придают пара глав, в которых рассматриваются идеологи семнадцатого века в Англии Томас Гоббс и Джон Локк, которые как раз предшествовали Дефо, и на чьи постулаты он опирался в своей деятельности.
В итоге при описании истинного Даниэля Дефо получается фигура, которая не имеет аналогов в истории Государства Российского, и чью деятельность можно оценить только по деталям, случайно попавшим на всеобщее обозрение.
Создаётся впечатление, что Даниэль "просто" Фо начал «работать» в специфическом смысле ещё в 1685 году, после подавления мятежа герцога Монмута, потому что каким-то образом избежал преследования, в отличие от нескольких тысяч погибших, казненных и сосланных. Такова могла быть цена маршрута мимо эшафота - или вывод из-под удара ценного агента
Позднее он «чем-то» занимался в Европе, откуда в Англию прибыл на царствование Вильгельм Оранский. "Совпадение? Не думаю?" (с)
Эта деятельность приблизила простолюдина, формально - банкрота и неудачника, к свите нового короля, что вовсе не очевидно для человека среднего сословия и  бедняка в сословной Англии. У него были покровители, успевшие оценить его достоинства -- повторюсь, пока не в литературной сфере.
И даже падение его прежних покровителей не смогло уничтожить репутацию Даниэля "просто" Фо. "У Англии есть интересы" (с), которые не зависят от ФИО правителей.
Новая элита эпохи королевы Анны также нуждалась в его услугах.  Предварительно, в воспитательных целях, Дефо даже пришлось подвергнуться наказанию, чтобы перед присягой на верность новым хозяевам у него сложилось правильное представление о власти, вернее - о её возможностях в любой момент наказать за проступок.
Далее до 1719 года (предположительно, шпионов на пенсии не существует в природе), Даниэль "уже" Дефо выполнял некие миссии, которые тогда были предосудительны для джентльменов (пофигу - Даниэль простолюдин, хотя из приличных), о которых информация если и сохранилась, то в секретных архивах, и что сам Дефо предпочитал умалчивать. Частично его деятельность была обнародована недоброжелателем, обвинившим Дефо в наблюдении за соотечественниками. Собственно, в этом заключалось ноу-хау метода Дефо: сборе компромата на всех значимых персон, чтобы при необходимости управлять их поведением в нужном русле.
Более известна деятельность Дефо в момент подготовки унии между Англией и Шотландией в 1706 году: он сам отправился на север, где проводил опросы населения, собирал слухи, сам распространял их и анализировал настроения политически весомых групп населения. Союз, в результате которого состоялась Великобритания отчасти и заслуга нашего скромного автора.
Также Дефо считается инициатором разделения тайной деятельности на внешнюю разведку и внутреннюю контрразведку - для борьбы с иноземными лазутчиками. Специализация всегда шла на пользу делу...
(рекомендация Даниэля Дефо и его героя, Робинзона Крузо, в качестве агента на королевской службе является формально анахронизмом: до 1909 года спецслужбы Британии не имели государственного статуса, и считались результатом действий объединения частных лиц. Но Даниэль Дефо, его предшественники и последователи, хорошо понимали, кому они служат).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Доброе утро! Завтракаете? Прямо у компьютера? Тогда приятного аппетита! Заглядывать в чужой рот как-то нехорошо... А в тарелку? Вроде бы позволительно. Особенно, если владельцы тарелки или тарелок не только не скрывают их содержимое, но даже выкладывают в Инет. Итак... Завтрак туриста: ...
Как-то так :) ...
18-летняя боец Сопротивления, Simone Segouin, во время освобождения Парижа. 19 августа 1944. Подробности: ...
franhotchin from Unsplash " title="Photo by franhotchin from Unsplash " fetchpriority="high" /> Photo by franhotchin from Unsplash Я сегодня впервые в жизни приготовила ...
Скажите, пожалуйста, как вы называете мобильный телефон? Желателен регион проживания и возраст (хотя бы примерный). ЗЫ: Попросили узнать для исследования восприятия людьми всех категорий нововведений (хотя это уже новым не назовешь). Я, кстати, ...