Англия как прародина фашизма
junycat — 16.03.2021
Друзья!
Некоторое время назад прогремело интервью Меган Маркл Опре
Уинфри, в котором была затронута тема расизма королевской семьи. Я,
честно говоря, даже немного удивился, отчего такой ажиотаж вокруг
вполне очевидных вещей. Королевская семья является частью
англо-американской элиты, которой всегда было свойственно мышление,
которое не то чтобы фашистское, но около того, а королева Елизавета
плоть от плоти этой системы, и я, конечно, ее мыслей не знаю, но
вряд ли буду сильно рисковать ошибиться, если начну утверждать, что
было бы странно, если бы она мыслила иначе.
Но вообще я сейчас хочу поговорить не о королевской семье, а о
британских политических элитах в широком смысле, а точнее - о таком
интересном феномене, как зарождение фашистской идеологии в среде
британской элиты в конце 19 - начале 20 веков (хотя само слово
"фашизм" в тот период еще было не в ходу), и затем ее наследование
и развитие немецкими фашистами.
Собственно, у британцев это явление было не только
теоретическим, но и практическим (по отношению к коренному
населению колоний и населению Ирландии), но мы сейчас не будем
говорить о геноциде ирландцев, коренных австралийцев, африканцев,
североамериканцев, и т. д, об этом и так широко известно. Поговорим
о теории, и тут я приведу высказывания различных британских
вип-персон того периода.
Бенджамин Кидд (1858 -1916) был известным британским
ученым (это не стеб) своего времени, одним из основателей
современной социологической науки. В своих работах он утверждал,
что борьба наций подчиняется принципам дарвиновского естественного
отбора, и что сама природа при помощи механизмов социальной
наследственности низводит или возвышает народы до уровня низшей или
высшей расы, и этот процесс может регулироваться государством. Его
идеи заимствовал немецкий идеолог Альфред Розенберг. Очевидно, с
ними был знаком и сам Гитлер.
Карл Пирсон (1857 — 1936) был одним из основателей
современной математической статистики, проделал большую работу по
внедрению методов мат. статистики в научные исследования.
Общественными науками он тоже занимался, продвигая идея "борьбы
между расами и выживания сильнейших рас".
Тесть сэра Освальда Мосли (основателя британской
фашистской партии) — лорд Керзон (один из крупнейших
британских дипломатов) притворно удивлялся, что англичане из
низшего общества имеют светлую кожу, так как белая кожа отличала
представителей расы господ, а цветная — низшие слои, расово
неполноценные.
Джавахарлал Неру, когда находился в тюрьме, куда попал
борьба за права инийцев, заявлял, что фашизм и империализм -
братья, а борьба за свободу в Индии — часть мировой борьбы против
фашизма и империализма. Неру предупреждал, в конце концов методы
расизма и колониализма начнут применяться в самой Европе (что
началось в 1939 году, а потом в 1941 году). Это хорошо осознавали
элиты Британии и США. Фильмы, затрагивавшие тему фашизма, были
запрещены к показу в Британской Индии, так как это могло сильно
озадачить индийцев. А после вступления США в войну, американская
цензура заблокировала проект фильма компании MGM по произведению
Киплинга (который и сам был весь в пуху по этой теме) «Ким», где
прославлялось британское владычество над Индией. Кстати, британский
вице-король Уиллингтон в 1931 г. назвал себя "Индийским
Муссолини".
Джеймс Фрод, оксфордский профессор истории, высказывал
следующую точку зрения: когда британцы совершают подобные
поступки [колониальный геноцид], то это происходит на благо
человечества, но когда эти же поступки совершает кто-либо другой —
это грех, который нельзя допустить. «Составной частью
правды, благодаря лицемерию (cant), становится польза» — так
звучит немецкое определение этого английского феномена, данное
немецким философом Максом Шелером в середине первой мировой
войны.
Сирил Норвуд, Джордж Тейт, директора английских паблик-скул
(школ для элитных слоев английского общества), в конце 30-х годов
утверждали, что немецкие наполас (созданные нацистской партией
училища) созданы по образу и подобию, и с той же целью
воспроизводства элиты, как и английские паблик-скул. Того же мнения
придерживались и сами немцы, например, обергруппенфюрер СС
Гейсмейер.
В 1939 году, когда Германия и Англия оказались в состоянии
войны, 76 % английских епископов, судей, директоров банков и
управляющих железными дорогами, а также чиновников и губернаторов
доминионов являлись выпускниками паблик-скул. 70 %
генерал-лейтенантов и высших военных чинов вышли из четырех
паблик-скул, главным образом — из Итона и Харроу. По этим цифрам
ясно, что английская элита была крайне кастовой и закрытой, я бы
сказал - крайне недемократичной, и при такой закрытости
распространение идей своего расового превосходства было вполне
естественным.
Обратите внимание, я перечислил выше высказывания не
маргиналов, а крупнейших ученых и политиков Британии, формировавших
идеологию и общественное мнение.
Теперь о преемственности британской и немецкой
идеологии.
В 2000 году известное британское издательство Cambridge
University Press выпустило книгу «Тевтонский остров. Восприятие
Британии нацистами» немецкого историка Гервина Штробля. Одна из
глав называется «Британия как модель для нацистской экспансии».
Цитаты: «одна из фундаментальных задач нацистов заключалась… в
подражании «безжалостности» Британской империи по отношению к
Восточной Европе». «Нельзя не вспомнить отзывы Гитлера об
Индии или Северной Америке как о моделях для будущего германского
правления в России, и его восхищение… непременной «безжалостностью»
Англии… В 1937 г. немецкая молодежь была обязана изучать
англосаксонскую историю, чтобы преодолевать собственные угрызения
совести… Нацистские лидеры ни в коей мере не порицали опыт
империалистической Британии. Они надеялись добиться такого же
результата».
Сам Гитлер говорил в 1935 году: «Только у меня, подобно
англичанам, хватит жестокости, чтобы добиться цели». «Я
восхищаюсь английским народом. В деле колонизации он совершил
неслыханное». После объявления состояния войны между Германией
и Британией, он заметил: «Господь Бог создал мир не для одних
англичан».
Генерал Риттер Франц фон Эпп, с 1933 г. ставший наместником
Гитлера в Баварии, говорил: «Ведь какие колониальные войны вели
другие народы, те же англичане, и хоть бы глазом кто моргнул.
Почему… немецкий народ должен стесняться?»
Карл Петерс, один из основателей немецких колоний в Африке
(современные Намибия и Танзания, во время первой мировой войны
захваченные британцами), долгое время прожив в Англии, говорил: во
время «полезного обучения… когда в нем и созрело решение… основать
где-нибудь немецкую колонию». «Настала пора как можно скорей
усвоить английский принцип:…его нужно рассматривать как безусловно
умный и практичный, и было бы близорукостью не учиться у них
этому», «Мост… соединивший лондонские устремления с немецкой
колониальной политикой, в конечном счете и привел к созданию
Германской Восточной Африки».
Собственно, немецкая колониальная практика от теории не
отстала, так как в начале 20 века в Намибии (в тот момент
германской колонии) немцы почти на 100% уничтожили африканский
народ герреро, совершив один из первых геноцидов 20 века (причем
партия немецких нацистов тогда еще даже не возникла).
Впрочем, при разговоре о теории и практике Британии и Германии
в этом контексте, надо указать не только на сходства, но и
различия. Прежде всего, если германские фашисты установили свой
режим сначала в своей стране, а затем и на оккупированных
территориях, британцы в пределах метрополии соблюдали принципы
либеральной демократии (ну хотя бы фасад таковой, даже с учетом
замкнутости элиты), а фашизмом занимались только в колониях. Также,
если немцы занимались геноцидом на оккупированных территориях в
рамках целенаправленной государственной политики, то британцы на
таком уровне таких целей не формулировали прямо, а геноцидили
индейцев, австралийцев и прочих больше по ситуативно-прагматическим
причинам, обычно не доводя эти процессы до 100 % результата. И
наконец, Британский союз фашистов хоть и возник, но не стал
лидирующей партией в стране, в отличие от Германии. Так что, мы не
можем говорить, что британский империализм сам по себе был
фашизмом, но определенно был его родителем.
Надеюсь, я хотя бы в начальной степени раскрыл тему. Для более
подробного погружения могу порекомендовать книгу немецкого
социолога Эммануэля Саркисяна (1923 - 2015) "Британские корни
германского фашизма". Кстати сказать, книга была запрещена к
изданию в Германии и Британии (интересно, почему), зато издана в
Ирландии, Индии и России (тоже интересно, почему).
Что касается британской королевской семьи, то риторический
вопрос - люди, выросшие в вышеописанной интеллектуальной среде, с
какой вероятностью будут или не будут расистами? Хотя вообще это
для нас вопрос не жизненно важный, пока есть российский ядерный
щит.
На этом спасибо за внимание!