Андрей Кураев - как объект манипуляций

топ 100 блогов ejhle10.01.2014 После истории с блинами казалось, что о.Андрею уже более не удастся настолько рекордно заполнить собою Интернет. Однако жизнь учит, что никогда нельзя зарекаться.

Бросается в глаза тот факт, что отношение к Кураеву сильно различается у людей, которые много лет назад узнали этого человека по его ранним книгам и у тех, кто познакомился с ним уже в период его блогерской славы, с осени 2011 года.

Я Андрея Кураева "знаю" прежде всего по его книгам. Не буду повторяться, отмечу только,  что Господь Бог наделил о.Андрея талантом к миссионерству ищущим Бога во благо, а ему самому - в искушение.

Для меня особая ценность книг Кураева состояла в том, что, сам выйдя из научного атеизма, он безошибочно знал, как открыть мир Православия нам, воспитанным в этом самом научном атеизме. Встретилась мне где-то в комментариях фразу "да в чём этот его талант миссионера - в том, что ли, чтобы о серьезном говорить со смефуёчками?"  Вот как раз "смефуёчками" с нами, научными атеистами, говорить нельзя было ни в коем случае - и Кураев это понимал. Именно поэтому, столкнувшись с миссионерским даром о.Андрея, многие люди, вместо того, чтобы шариться многие годы в эзотерике, всяческом индуизме, магии и кастанедовщине, прямиком пришли в Православие. И огромное ему за то спасибо.

Позже аудитория изменилась, и о.Андрей стал миссионерствовать рисково-раскованно, временами на грани фолла. В ход пошли "смефуёчки".  Лично меня он таким миссионерством уже вряд ли бы привлёк. Но вот для тех, кому сейчас 15-25 лет, говорят, это наиболее действенный метод. Не берусь судить - доверяю мнению тех, кто знает.

Скажу сразу - я не считаю Андрея Кураева ни предводителем разрушителей Церкви, ни убежденным участником заговора врагов России, ни одержимым манией величия ниспровергателем основ (чего только не начитаешься в ЖЖ).

Однако странные завихрения, которые он в последние пару лет вокруг себя производит, вызывают вопросы и недоумение.

Если говорить о том, что делал и писал о.Андрея во времена Пусей и Болотной, моё отношение к этому по прошествии времени ничуть не изменилось: я по-прежнему считаю, что, вне зависимости от побуждений, он нанес тогда Церкви вред. И как и прежде я уверена,  что он в тот период банально увлёкся политикой и, в силу ряда причин, изрядно очаровался Болотом  -  именно этим вызваны его реакции на события. Не будь в тексте Пусячьих песнопений кодовой фразы "Путина прогони", вовлечённость о.Андрея в их защиту не достигла бы столь высокого градуса. В общем и целом, болотно-креакловская стихия тогда поглотила его, к счастью не целиком.

Вышеупомянутое дело с блинами интересно тем, что в нём ярко проявилась одна черта характера о.Андрея, которая с возрастом, похоже, становится всё более ярко выраженной. Она же делает его потенциальным объектом для манипуляций.

Он очень упрям и склонен оказывать противодействие направленному на него активному действию. Заняв однажды противодействующую позицию, он продолжает держаться выбранного курса вопреки очевидности и здравому смыслу.

В своё время эта черта помогла студенту Кураеву круто изменить свою жизнь и наперекор всему стать тем, кем он стал. А в то время для того, чтобы стать священником  (да еще для человека вовсе не из священнической семьи), нужно было именно мощное упрямство и склонность к противодействию.

По иронии судьбы упрямство сыграло основную роль и в деле с Пусями: заявив в первый же момент (еще не вникнув и, возможно, сгоряча), что их акция - это НОРМА, Кураев впоследствии с железным упорством, достойным более разумного применения, стоял на своём, занимаясь софистикой и вызывая возмущение даже у тех православных, которые отнюдь не являлись сторонниками заковывания девиц в кандалы и прямо-таки умоляли его взять назад скандальные слова о "норме" и просто дать человеческую оценку случившемуся - в общем, всего лишь сказать, что это "ПЛОХО".

Еще неизвестно, куда именно упрямство завело бы о.Андрея в тот период, если бы всевозможные либерасты не принялись восторженно душить его в своих объятиях, дудеть в фанфары, лить потоки сладкой лести и называть его Лютером-реформатором и будущим патриархом. Тут сразу же, как предохранитель, сработала склонность о.Андрея противодействовать направленным на него активным действиям, и он начал, как говаривал Штирлиц, отыгрывать назад.

Однако полностью отыграть назад уже не получилось. Шлейф церковного либерала прилип к о.Андрею, как репей. Фанфары не умолкали, молодёжь ломилась на его лекции и в его блог, привлечённая именно "свободомыслием" и либерализмом. Сквозняк обновленчества и реформированного "истинного православия" гулял в блоге о.Андрея, теребил его бороду и рясу. Комментарии к его постам начали временами принимать вид шабаша, однако о.Андрей, следуя своеобразной, знакомой по его форуму на собственном портале манере, обычно в эту свободу слова не вмешивался.

От "коллег по цеху" и, судя повсему, высшего руководства РПЦ о.Андрей периодически получал  порицания и выговоры.  И вот, в полном соответствии со склонностью к упрямству и противодействию, он стал двигаться именно по той колее, которая вызывала наибольшее недовольство большинства. Как с удовлетворением констатировали либеральные атеисты  у него в блоге, он начал "троллить православных".

Блог о.Андрея за истекшие два года, его многочисленные интервью и выступления на ТВ были похожи на бусы, состоящие из чередующихся белых и чёрных бусинок. Или же на упражнения в фехтовании. Либеральный выпад... отскок, выпад против либералов... отскок,  выпад против руководства РПЦ... отскок, выпад против противников руководства РПЦ... отскок.

При этом он не переходил безвозвратно границ, не сжигал мостов и постоянно словесно дистаницировался от попыток сделать себя знаменем "реформы РПЦ".

История с разоблачением "голубого лобби" началась как-то исподволь, без особой резкости. Честно говоря, я даже не отследила в блоге о.Андрея её начало.

Может ли эта история, будучи вынесенной на публику, принести вред Церкви? Думаю, что несомненно может. Причем при любом исходе дела - вне зависимости от того, будет ли это лобби выявлено и c позором извергнуто из РПЦ, или же будет ли его существование опровергнуто.

Если таковое лобби существует (а исключить такую возможность на 100% можно только если очень хочется спрятать голову в песок), то наилучшим выходом было бы решение этой проблемы силами высшего руководства РПЦ без публичного оглашения. Есть вещи, которые надо делать решительно, но за закрытыми дверями. Если у человека после пребывания в толпе вдруг обнаружились  вши, необходимо их потравить чем быстрее, тем лучше, но вовсе не обязательно сообщать об этом досадном и нетипичном происшествии широкой общественности.

Так почему же всё-таки креативная блогерская деятельность о.Андрея, длящаяся уже, как минимум, два года, привела к его увольнению не раньше, ни позже,  а именно в разгар раскручивания им темы "голубого лобби"?  Не сделал ли кто-либо ставку на особенности характера Кураева,  чтобы, манипулируя им, достичь каких-то своих целей?

Зная упрямство о.Андрея и его склонность к противодействию, можно было легко просчитать его реакцию на своё увольнение (и он, надо сказать, ожиданий не обманул). Значит целью этого увольнения вполне могла быть дальнейшая эскалация "голубой темы" в привязке к РПЦ, которую рассчитывали вести не засвеченным уже методом вульгарных вбросов, совершаемых по команде хором прикормленных блогеров (как было с пресловутыми часами Патриарха), а с помощью авторитетного миссионера, который славится своей независимостью и резкостью суждений.

Для манипуляторов ситуация практически беспроигрышная:

1). Если "голубое лобби" реально существует, эскалация публичности окончательно сделает невозможным внутреннее, "келейное", наименее вредное в плане последствий решение этой проблемы силами РПЦ.

2). Если такого лобби не существвует, но при этом РПЦ не желает эту тему вообще публично обсуждать и оправдываться, то эскалация приведёт к необходимости для РПЦ упорно и длительно молчать - а это, как известно, обычно трактуется, как признание вины, что в любом случае приведёт к  репутационным потерям.

3). Если лобби не существует, и РПЦ готова представить доказательства клеветы со стороны анонимных обвинителей и о.Андрея, репутационные потери для РПЦ всё равно будут, т.к. любая возможность пообсуждать данную тему даёт возможность поворачивать её по принципу "то ли он украл, то ли у него украли - какая разница, всё равно осадочек остался".  Правда в этом случае заодно будет уничтожено реноме о.Андрея как православного миссионера и принципиального борца за правду - но манипуляторам это, возможно, тоже на руку.

В общем, думаю, что кто-то использует Кураева в качестве орудия. Он слишком умён, чтобы не понимать этого, и при чтении его интревью у меня создалось впечатление, что он всё понимает. Но встав однажды на путь противодействия, продолжает упрямо двигаться по нему, возможно, считая, что иначе он потерет лицо.

Надеюсь на мудрость Патриарха.

А что касается о.Андрея -  обязательно помолюсь за его вразумление, за то, чтобы на него снизошла мудрость, прогоняющая гордыню и тщеславие, чтобы мирская суета (в том числе и политическая) не застилала ему ясность мысли.

Очень хороший миссионер, жалко если пропадёт и сгинет, отдав свой талант в какие-либо грязные руки...


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Барки "Седов", "Крузенштерн", фрегат "Паллада" во время гонки в честь 200-летия открытия Антарктиды русскими моряками. 2020 г. (автора не знаю, снимок украден из дневника everstti_rymin 'а.) Кто бы мне объяснил, почему любые парусники в сотни раз красивее самого крутого ...
Режиссёр фильма «Двадцать дней без вoйны» Алексей Γерман вспoминал, как вo время небoльшoгo перерыва на съемках Юрий Ηикулин присел oтдохнуть на cолнышкe, подcтавив eму cвоe лицо. Β это врeмя он нe напоминал клоуна или Ηародного артиcта. Это был наcтоящий cолдат. «У нeго дажe ...
Попал тут в дружественном журнале на комментарии-статьи одного серьёзного человека. Там у него в комметариях аж таблицы представлены. Целый научный доклад! Ну а я человек весёлый, решил подшутить. А началось всё с ерунды, с цитаты классики:           ...
вольво s40 на Косыгина с рамкой и номерами у***ун, около 21ч - это кто был мною ласково ...
                                                                                -  ...