Андрей Илларионов - Отчего Россия не Грузия

![]() |
В российской дискуссии об успехах экономического развития Грузии ее достижения последних лет иногда пытаются объяснить получением страной значительной внешней помощи. Нередко можно услышать (прочитать), что страна ">находится на содержании зарубежных доноров", прежде всего США, что те или иные государственные органы, министерства, учреждения Грузии финансируются из-за границы, что в "отсутствие реальной экономики в стране" другого и быть не может.
Ранее уже приходилось обращаться к анализу фактического положения дел с получением Грузией в 1995–2008 годах внешней финансовой помощи и сравнением ее с размерами внешней помощи, предоставленной в то же время в адрес южноосетинской администрации Эдуарда Кокойты. По имеющимся данным, относительные размеры внешней помощи этой администрации, предоставляемой ей практически исключительно из России, примерно на два порядка превышают показатели помощи, оказываемой Грузии со стороны многих стран мира и международных организаций: по величине внешней помощи на душу населения — приблизительно в 80 раз, по ее удельному весу в ВВП — примерно в 150 раз. Следует иметь в виду, что в указанные размеры помощи южноосетинской администрации не входят расходы военного характера: на строительство баз, инфраструктуры, обустройства границы и т. д. С учетом этих расходов оценка общих размеров помощи правительству господина Кокойты должна быть увеличена не менее чем вдвое.
Для начала сравним объемы грантов, получаемых из-за рубежа правительствами двух стран. Таблица 1. Внешние гранты, предоставленные правительству Грузии в 2002–2009 годах
|
Таблица 2. Нефтегазовые доходы, аккумулированные в федеральном бюджете России в 2002–2009 годах
|
Таблица 3. Официальная помощь развитию, предоставленная Грузии по всем каналам в 2002–2009 годах
|
Таблица 4. Грант от внешнеэкономической конъюнктуры, полученный всей российской экономикой в 2002–2009 годах
|
Таблица 5. Сопоставление абсолютных и относительных размеров финансовых ресурсов грантового характера, полученных Грузией и Россией в 2004–2009 годах
|
Таким образом, если утверждения о ">содержании государственных органов и учреждений за счет внешних доноров" и имеют под собой какие-либо основания, то из двух рассматриваемых стран такие утверждения имеют существенно больше оснований по отношению к России, нежели к Грузии. В течение последних шести лет не менее трети всех расходов российского федерального бюджета финансировалось за счет средств, полученных за счет нефтегазового гранта.
Наконец, следует обратить внимание и на то, что с учетом ожидаемого экономического роста в этом году кумулятивный прирост российского ВВП за 2004–2010 годы составит примерно 33%. За то же самое время — несмотря на тяжелейшие последствия войны, иностранной оккупации части территории, перемещение и обустройство на новом месте десятков тысяч беженцев — ВВП Грузии увеличится приблизительно на 49%. Иными словами, несмотря на как минимум трех-четырехкратное превосходство в размерах притока внешних ресурсов грантового характера относительно ВВП, темпы экономического роста в России были примерно в полтора раза ниже, чем в Грузии. Следовательно, использование экономических ресурсов в нынешней России оказывается практически на порядок менее эффективным, чем у нашего южного соседа. Хотя либеральная экономико-политическая система, созданная в Грузии в результате реформ последнего времени, по-прежнему еще весьма далека до лучших мировых образцов, она уже сегодня демонстрирует существенно более высокую экономическую эффективность, чем нынешняя российская.
Отсюда
Originally posted by >
|
</> |