Андрей Ганин "Свергнуть Врангеля и сдать его армию красным!"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Для этого у красных были основания.
Еще в гражданскую войну красные столкнулись с вредительством со стороны бывших офицеров на красной военной службе.
Кроме того ,царские офицеры были переметчивы: в зависимости от обстановки на фронте переходили на сторону победителя.
Они показали себя как "друзья в хорошую погоду"
А поскольку бывшие царские офицеры были частью "бывших" вообще - бывшего превилигированого слоя царской России, то свое недоверие большевики ,в принципе логично, распространили на всю категорию "бывших"
К воспоминаниям об изменах гражданской войны добавились современные (для 30ых годов) события.
В 1936 гв Испании начался военный мятеж бывших королевских генералов против испанского республиканского правительства.
К мятежу прибавились частые измены и вредительство испанских офицеров бывшей королевской армии против республики: про свою "пятую колонну" в тылу республиканцев мятежные генералы говорили открыто.
Советские вожди 30ых годов через советских военных советников в Испании знали про испанскую "пятую колонну" очень подробно .
С учетом этих фактов советская шпиономания 1937-38 гг выглядит не настолько беспричинной, как обычно думают: идея "чистить ряды от тех, кто в случае войны переметнется" тогда, похоже, просто витала в воздухе
в 1920 году Брусилов оказался вовлечен в самую настоящую спецоперацию по сдаче красным белой армии генерала Врангеля.
До сих пор неясно, было ли это провокацией белых спецслужб или же реально в белом Крыму возникла группа белых офицеров, которые хотели свергнуть Врангеля и договориться с красными.
.
Как бы то ни было, в Советской России вопрос рассматривался на высшем уровне с участием Ленина, Троцкого и других партийных вождей.
Был даже издан приказ о вступлении Брусилова в командование врангелевской армией.
Казалось, все шло по плану, но в один момент красные решили отказаться от этого замысла.
.
Андрей Ганин "Новые документы о белом подполье на Украине в 1919 г"
.
В 1928 г. в Париже в альманахе «Белый архив» полковником Я. М. Лисовым были опубликованы сенсационные донесения белых подпольщиков, работавших в Киеве в 1919 г. при большевиках
Чтобы обезопасить упоминаемых в документах лиц от преследований, при публикации Лисовой вычеркнул из рапортов самое ценное – упоминаемые
Белые агенты, составившие эти рапорты для руководства Вооруженных сил на Юге России (ВСЮР), были связаны с Киевским центром Добровольческой армии, которым руководил полковник Н. В. Ерарский.
Разумеется, нельзя безоговорочно верить всему изложенному в рапортах, так как любой, даже глубоко порядочный, агент всегда стремится представить результаты своей работы наилучшим образом.
Что же говорить о периоде Гражданской войны, когда в белом лагере за службу бывших офицеров у красных полагался суд с перспективой наказания вплоть до смертной казни, а моральные принципы для многих остались в далеком прошлом.
Естественным желанием прошедших через службу в РККА в этой ситуации было обезопасить себя документами, в которых бы излагался подлинный
.
В документе он указал, что благодаря его действиям белые смогли взять города Полтаву и Сумы.
.
Другой документ составил подполковник Н. Ф. Соколовский – бывший сотрудник мобилизационного отдела киевского губернского военного комиссариата, работник штаба внутреннего фронта и помощник начальника отдела обороны организационного управления штаба наркомата по военным делам Украинской
Он отметил, что преднамеренно составил невыполнимые расчеты мобилизации населения в украинские советские формирования, утвержденные наркомом по военным и морским делам УССР Н. И. Подвойским.
.
Систематически дезорганизовывалась работа по формированию новых частей.
Кроме того, Соколовский утверждал, что собирал сведения для центра и передавал их через полковника А. В. Станиславского.
Белый агент также намеренно сгущал краски относительно угрожающего положения борьбы с бандитизмом и с петлюровцами на внутреннем фронте, чтобы оттянуть туда войска, предназначавшиеся против белых.
.
Кроме того, Соколовский старался обострить отношения между командованием Украинского фронта в лице В. А. Антонова-Овсеенко и руководством наркомата по военным делам УССР в лице Подвойского.
Подрывная работа велась с марта 1919 г.
Отчасти себе в заслугу Соколовский ставил оставление красными Киева 31 августа 1919 г. и сохранение моста через Днепр, который красные собирались взорвать.
.
Они были адресованы полковнику Р. К. фон Баумгартену.
Очевидно, было согласованным и их написание Парвом и Соколовским при переходе на сторону белых в Киеве 25 и 29 августа старого стиля или 7 и 11 сентября нового стиля соответственно.
.
С его именем связан очень странный эпизод с примирением красных и белых осенью 1920 г.
К этому предложению отнеслись серьезно, проинформировали даже председателя СНК В. И. Ленина и обсуждали в ЦК партии.
Решено было назначить главкомом сдающейся врангелевской армии генерала А. А. Брусилова, а до его прибытия руководить должен был Соколовский.
.
Однако все сорвалось, поскольку перебежчика сочли белым агентом, а всю идею – провокацией.
Сложно сказать, как было на самом деле и каковы были истинные взгляды Соколовского в то время.
Возможно, он действительно сочувствовал красным, почему в итоге и не побоялся вернуться на родину.
.
.
.
.
.
Андрей Ганин "Свергнуть Врангеля и сдать его армию красным!"
.
Причина того, что он при переходе фронта назвался чужим именем, до сих пор неясна (Яковлев был сослуживцем Можаровского в РККА).
.
Перебежчик сообщил, что в руководстве Русской армии генерала Врангеля действует тайная организация генштабистов, участники которой разочаровались в Белом движении, планируют свергнуть Врангеля и сдать всю армию красным.
.
Вскоре и Соколовский перешел к белым.
По рассказам Можаровского в тайной организации состояли 30 генштабистов во главе с полковником Н.Ф. Соколовским, а также один-два человека в каждом штабе дивизии и корпуса.
Офицеры якобы могли исполнять те или иные подрывные приказы и вести пропаганду на случай переворота в белой верхушке, организовывать диверсии и восстания в частях.
Их общим желанием было поскорее завершить Гражданскую войну.
Компромиссной фигурой для объединения разочаровавшихся белых с красными, по мнению Можаровского, мог стать находившийся в Советской России генерал А.А. Брусилов. Не случайно
.
в белой печати, как утверждал Можаровский, было запрещено публиковать о нем дискредитирующие сведения5.
В подготовленном Можаровским для красных докладе «Общая обстановка в Крыму» говорилось о патриотических настроениях белых в связи с Советско-польской войной.
Например, отмечалось, что врангелевцы радовались успехам Красной армии на польском фронте, считая, что поляки воюют не с больше виками, а с Россией6.
.
В докладе содержались славословия в адрес большевиков, утверждалось, что по сравнению с РКП(б) в Гражданскую войну никто не смог так сорганизоваться. Можаровский отмечал, что только эта партия проводила идею великой и неделимой России, возможно, даже помимо своей программы и желания.
Также он сообщил, что глава их тайной организации имел связь с большевистским подпольем в Керчи7 .
Замысел белых оппозиционеров якобы заключался в том, чтобы, «не сходясь в отдельных пунктах программы и тактики, в интересах государства… сойтись в общем и честно пойти общей дорогой туда, куда влекут исторические законы и жизненные потребности страны»8.
.
В интересах страны предлагалось сохранить врангелевскую армию, но с другим главнокомандующим.
Предполагался переворот и арест Врангеля и 20–30 его ближайших соратников, подписание Врангелем отказа от власти с передачей ее другому лицу по выбору организации.
Например, генералу П.Н. Шатилову, «которого можно купить»9.
Все это выглядело довольно наивно.
Однако интересно, что в деле о еще одной попытке переговоров с красными, относящейся к лету 1920 г., также фигурировал Шатилов10.
.
Тайная организация предлагала следующие условия для переговоров с СНК11:
.
1. Полная амнистия младшего и среднего командного состава. Судьба главарей оставалась на усмотрение советского правительства;
.
2. Предоставление возможности непримиримому элементу выехать с семьями за границу без права возвращения;
.
3. Ввод в Крым частей РККА только по вызову нового состава командования. Причины: возможность враждебных действий флота Антанты; самостоятельная защита Крыма бывшими белыми станет агитационным козырем, а ввод частей РККА может вызвать эксцессы; 2–3 недели потребуется для приведения крымской армии (бывшей Русской) в порядок;
..
4. Глава организации Соколовский назначается главкомом крымской армии;
..
5. Назначение в части комиссаров и политработников по соглашению с новым командным составом крымской армии;
..
6. Гражданская власть строится усилиями местных подпольных организаций РКП(б);
..
7. Денежные знаки белых имеют хождение на время по усмотрению советского правительства.
.
Такие предложения выглядели странно.
Оставалось непонятным, насколько влиятельны были недовольные Врангелем и могли ли они на самом деле захватить власть?
.
В качестве гарантии Можаровский предлагал выдать красным разведывательную сеть белых на советской территории, однако и здесь была странность — сделать это он мог, якобы только отправив сообщение в белый Крым, что добрался до Саратова, тогда бы из Крыма прислали явки.
.
.Перебежчик требовал выпустить воззвание СНК и воззвание генерала А.А. Брусилова к белым, назначить в Крым советского представителя, который бы туда поехал вместе с самим Можаровским с письменными инструкциями и полномочиями и просил выдать 10 миллионов рублей николаевскими или думскими (деньгами выпуска Временного правительства).
.
Все документы нужно было заготовить в миниатюрном виде (сфотографировать).
..
Высшее руководство Советской России серьезно отнеслось к показаниям перебежчика и взялось за обсуждение возможного ответа на предложение белых.
В те недели успехи в Советско-польской войне для красных сменились неудачами, тяжелым было и положение на врангелевском фронте, в связи с чем Ленин ухватился за возможность ликвидировать белых, чтобы высвободить силы.
Мысль о возможной сдаче в плен всей врангелевской армии настолько взволновала большевистского лидера, что он вновь и вновь возвращался к этому вопросу
..
Казалось бы, все шло к скорой сдаче белых, но, несмотря на одобрение на самом высоком уровне, план сорвался.
..
.
Занять соответствующий пост Брусилова убедил заместитель председателя РВСР Э.М. Склянский.
.
Сам же Брусилов, как потом оказалось, вынашивал планы антибольшевистского переворота.
В своих воспоминаниях он писал:
«Я думал: армия Врангеля в моих руках плюс все те, кто предан мне внутри страны и в рядах Красной армии. Конечно, я поеду на юг с пентаграммой, а вернусь с крестом и свалю захватчиков и безумцев в лучшем случае. Суди меня Бог и Россия»19.
..
Однако чекисты пожилому генералу не доверяли и держали его под постоянным наблюдением, прослушивался даже его телефон.
А работой с Можаровским и Брусиловым занимался один и тот же сотрудник Особого отдела ВЧК — Я.С. Агранов20.
Однако в какой степени ВЧК была осведомлена об истинных намерениях Брусилова, неизвестно.
..
По-видимому, решающим обстоятельством стало обнаружение у Можаровского удостоверения ликвидированной белыми керченской подпольной организации РКП(б).
Документ был заверен печатью, которую изъяла белая контрразведка22, следовательно, мог быть заготовлен только спецслужбами белых.
Фальшивку 20 сентября разоблачил начальник Особого отдела Юго-Западного фронта Е.Г. Евдокимов, у которого Можаровский жил.
..
Уже 24 сентября перебежчика арестовали.
Ввиду важности его перевели в Москву, во Внутреннюю тюрьму Особого отдела ВЧК. Белые офицеры, направившие его в советские штабы, так ничего и не узнали.
.
Тщетно Можаровский пытался добиться своего — заверял, что организация на самом деле существовала, предлагал в заложники свою семью23, сетовал, что «каждый бесплодно потерянный день несет за собой лишние жертвы и оттягивает время»24.
..
Все было напрасно — большевики ему больше не верили. Пока тянулось следствие, белые были вынуждены оставить Крым, и вопрос о переговорах сошел с повестки сам собой.
.
В январе 1921 г. Можаровский вышел на свободу, но был завербован чекистами и стал секретным сотрудником.
Агент, однако, повел себя неадекватно — предлагал другому агенту ограбить свою супругу, в 1922 г. симулировал последнюю стадию чахотки, для чего приносил целые стаканы зараженной крови, занимался вымогательством.
..
Кураторы из ВЧК — ГПУ — ОГПУ считали его способным на грабеж и убийство.
..
Хуже всего, с их точки зрения, было то, что Можаровский обладал богатой фантазией и многое выдумывал26.
В частности, сообщал вымышленные сведения по различным делам об антисоветских организациях.
В конце концов агент потерял доверие: он слишком много знал о методах работы органов госбезопасности и, будучи морфинистом, мог выдать такие сведения иностранной разведке27.
..
Это предопределило его участь — в феврале 1924 г. Можаровский был арестован в Москве, обвинен в провоцировании органов ОГПУ, а уже в марте решением Коллегии ОГПУ расстрелян, унеся с собой в могилу тайну переговоров 1920 года.
.
https://orenbkazak.narod.ru/PDF/White_underground_new.pdf
https://orenbkazak.narod.ru/PDF/Brusilov.pdf