Анализ со стороны содержания

топ 100 блогов pasha_popolam25.10.2023
Франчабиджо. Венера, Рим, галерея Боргезе
Франчабиджо. Венера, Рим, галерея Боргезе

В трактовке нагой фигуры ни одна нация не применяла тектонического стиля с такой убедительностью, как итальянцы. Здесь мы в праве сказать, что стиль вырос из созерцания тела, и что царственному строению человеческого тела вообще можно отдать должное лишь при понимании его sub specie architecturae. Этого убеждения держишься до тех пор, пока не увидишь, во что обратили предмет художники типа Рубенса или Рембрандта с их иною формою видения, но и при таком понимании кажется, что художник лишь стремится как можно ближе следовать природе.

Рубенс Андромеда, Берлин
Рубенс Андромеда, Берлин

Для иллюстрации этой мысли возьмем скромный, но ясный пример: Венеру Франчабиджо (80). По сравнению с фигурами кватрончето, напр., по сравнению с воспроизведенной в начале книги Венерой Лоренцо ди Креди, Венера Франчабиджо выглядит так, словно на этой картине прямизна впервые была открыта искусством. В обоих случаях мы имеем совершенно прямо стоящую фигуру, но вертикальное направление приобрело в XVI веке какую то новую значительность. Как симметрия не всегда означает одно и то же, так и понятие прямизны не всегда одинаково по своему смыслу. Есть концепция вялая и концепция строгая. Независимо от всех качественных различий и точности подражания, картине Франчабиджо свойствен явно выраженный тектонический характер, который в одинаковой мере обусловливает и размещение фигуры в пределах данной площади картины и построение формы самого тела. Фигура приведена к схеме, чтобы, как и на портретах, элементы формы располагались в простейших контрастах, а вся картина носила тектонический характер. Ось картины и ось фигуры усиливают друг друга. А от того, что одна рука поднята, и женщина смотрится в зеркальце из раковины, получается — идеальная — горизонтальная линия, которая, в свою очередь, мощно усиливает действие вертикального направления. При такой концепции фигуры архитектонические аксессуары (ниша со ступеньками) всегда будут выглядеть как нечто совершенно естественное. Теми же самыми побуждениями руководствовались северные художники той эпохи: Дюрер, Кранах, Орли, когда писали своих Венер и Лукреций, хотя им и не удавалось быть столь строгими; значение их произведений в истории искусства должно быть оцениваемо прежде всего с точки зрения гектоничности концепции.

Когда впоследствии за этот самый сюжет берется Рубенс, то нас поражает быстрота и естественность, с какой картины утрачивают тектонический характер. Большая Андромеда (81) с поднятыми вверх связанными руками стоит, правда, совершенно вертикально, однако впечатления тектоничности от этого не подумается. Линии прямоугольной площади картины не кажутся больше родственными фигуре. Расстояния фигуры от рамы перестают быть конститутивными факторами композиции. Хотя тело изображено фронтально, эта фронтальность нисколько не обусловлена плоскостью картины. Чисто перпендикулярные соотношения направлений отсутствуют, тектоничность тела затушевана и говорит как бы из глубины. Центр тяжести впечатления переместился в другую сторону.

Основные понятия истории искусств Вёльфлин Генрих

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
После фоторепорта с музейного пикника меня уже, наверное, человек 7 спросили: "откуда ты знаешь Мирлас mirlas". Раньше я как-то не задумывался над этим. Ну Мирлас и Мирлас... Подумаешь, ее ж все в Тольятти знают. Красива, обаятельна, умна, общительна. У ...
Нашел самое удачное поздравление и решил сделать перепост всем удачи и помните, что мы (знайки), новый класс, который завоюет мир он будет наш))) Или по крайней мере, очень вкусная его часть [ Spoiler (click to open) ] Оригинал взят у nikolino в С НОВЫМ ГОДОМ!!! ...
Вечерница или ночная фиалка. 1. 2. 3. 4. ...
Помните, этот вопрос задавал Остап Шуре Балаганову? А помните, что он ответил? А вы сами хоть раз отвечали на него честно? Давайте попробуем! Пишите в комментариях, не стесняясь. Я не дед Мороз, но если вы сами для себя сформулируете планку - достигать ее будет гораздо проще, чем абс ...
Большой театр снял анонсированные ранее майские показы балета Кирилла Серебренникова "Герой нашего времени". Вместо него пройдут показы балета "Мастер и ...