Аналитический обзор деятельности британского военно-инновационного агентства Defence Science and Tec
elect-assist — 06.02.2016Аналитический обзор деятельности британского военно-инновационного агентства Defence Science and Technology Laboratory
Стремительно менявшийся в ходе второй половины девятнадцатого века и всего века двадцатого облик войны выступил наглядным подтверждением значимости развитой науки для передового государства, желающего занимать достойное место в системе международных отношений.
В течение прошлого столетия сменяли друг друга общественно-экономические формации, появлялись новые методы и способы промышленного производства, создавались новаторские отрасли – прогресс шагал вперед, и тезис о важности инвестиций в научную сферу становился с каждым годом все более актуальным.
Сама история продемонстрировала,
что высокотехнологичное государство является более
конкурентоспособным на мировой арене, притом в совершенно разных
сферах: экономической, политической, ну и само собой, в сфере
военной.
А, кроме того, в самой природе международных отношений заложено то обстоятельство, что у каждой державы, занимающей достаточно высокое место в международной иерархии, имеются стратегические противники, которые, скорее всего, тоже имеют большой внешнеполитический вес. Эти стратегические противники точно так же понимают значимость того факта, что от возможности государства развивать наукоемкие отрасли, разрабатывать и вводить в эксплуатацию инновационные технологии, проводить техническую модернизацию военного производства, зависит национальная безопасность государства[1] – и сами занимаются разработкой и производством новых, высокотехнологичных видов военной продукции.
Тем самым фактически продолжается “гонка вооружений” – гораздо менее напряженная и ресурсоемкая, нежели в годы Холодной войны, но все же не менее интенсивная. Отказ от участия в ней того или иного государства означает автоматическое понижение его внешнеполитического статуса, а также создает большие проблемы для его национальной безопасности, понижая уровень обороноспособности.
А поскольку вопросы национальной безопасности решаются на самом высоком уровне, со второй половины 20-ого века передовые державы начали создавать специализированные агентства при министерствах обороны как часть государственного аппарата – и функцией данных агентств является возможность контролировать и направлять вектор военно-инновационного процесса государством, выступая в роли координатора и посредника между академическими, промышленными и военными кругами.
Самым известным государственным агентством такого рода является легендарная американская корпорация DAPRA. В данной же работе речь пойдет про британское государственное агентство, которое исследователи называют “сходным с DAPRA”[2] — Defence Science and Technology Laboratory (DSTL).
Целью исследования является создание общей картины по данному агентству, незаслуженно обойденному вниманием исследователей.
В реализации поставленной цели нам поможет изучение истории формирования данной Лаборатории, рассмотрение контекста, в котором она функционирует (то есть британский государственный подход к сфере военных инноваций), а также обзор внутренней структуры и непосредственных задач данного агентства.
Defence Science and Technology Laboratory: история формирования
Формирование агентства DSTL стало закономерным результатом изменения курса государственной политики Великобритании в сфере военно-промышленного производства, вызванного окончанием Холодной войны. К началу 90-ых годов производственные мощности британского ВПК перестали соответствовать как бюджетным возможностям островного государства, так и экономической целесообразности[3] – ну а причиной тому стал внешнеполитический контекст. Необходимость в загрузке существующих производственных мощностей отпала в силу изменения характера внешнеполитических вызовов и угроз, что в свою очередь привело к процессу рестурктуризации и реформирования национальных ВПК[4].
Итак, с 1991 года стартует процесс реструктуризации британского ВПК. Соответственно, вместе с этим процессом начинается и реструктуризация организаций из научно-технологической сферы деятельности, выполняющих НИОКР по заказу ВПК.
Сначала происходит слияние государственного военно-технологического истеблишмента, занимающегося НИОКР по ключевым видам войск в общую структуру при Министерстве Обороны Великобритании – Агентство по оборонным исследованиям (Defence Research Agency). Происходит это событие в 1991 году.
Организации, вошедшие в состав Defence Research Agency[5]:
- The Royal Aircraft Establishment
- The Aeroplane and Armament Experimental Establishment
- The Admiralty Research Laboratory
- The Admiralty Compass Observatory
- The Naval Construction Research Establishment
- The Armaments Research Department
Далее, в 1995 году в упомянутый выше альянс государственных оборонных исследовательских организаций вливается еще ряд исследовательских структур, фактически формируя тем самым единый общебританский военно-технологический консорциум – Агентство по оборонной оценке и исследованиям (Defence Evaluation and Research Agency)[6].
Точно так же, как и предшествующее агентство, новая структура находилась в прямом подчинении Министерства Обороны Великобритании, которое и являлось единственным исполнителем оборонных исследований[7]. В него вошли следующие организации:
- Defence Research Agency
- Defence Test and Evaluation Organization
- Chemical and Biological Defence Establishment
- Centre For Defence Analysis
Таким образом, мы можем зафиксировать слияние общебританских мощностей научно-технологической базы в единый военно-инновационный центр. Последнее структурное изменение происходит в 2001 году – когда правительство Британии решает сократить государственное финансирование военных НИОКР, переводя их на рельсы коммерциализации.
Из Агентства по оборонной оценке и исследованиям выделяется две организации: частное QinetiQ, ориентированное на международное военно-техническое сотрудничество и свободный рынок, и Defence Science and Technology Laboratory, ставшее ретранслятором запросов государства в военно-инновационной сфере.
Любопытным нам представляется разделение научно-технологических мощностей и кадров между данными структурами: ¾ мощностей и персонала отходят к QinetiQ, соответственно, а оставшаяся четверть — к вновь образованной DSTL[8].
DSTL как элемент Национальной инновационной стратегии Великобритании.
В ряде исследовательских работ, посвященных британским НИОКР, фигурирует тезис о том, что DSTL это исполнительное агентство Министерства Обороны[9]. Мы считаем, что необходимо рассмотреть контекст — особенности подхода Лондона к сфере военно-инновационной деятельности, дабы понять роль этой структуры.
Для начала отметим, что в наши дни в Британии функционирует немалое количество передовых научно-технологических частных консорциумов: BAE Systems, Thales U.K, а также упоминавшийся выше QuinetQ. Будучи коммерческими структурами, данные консорциумы ориентируются, прежде всего, на рынок, и кроме того, на международное военно-техническое сотрудничество, которое, впрочем, также ориентировано на запросы рынка.
Это обстоятельство обязывает нас внимательнее приглядеться к феномену государственно-частного партнерства в научно-технологической сфере в целом и в Великобритании в частности.
Сам феномен государственно-частного партнерства в научно-технологической сфере исследователями определяется как “система долгосрочных отношений между субъектами, представляющими государство и субъектами частного сектора экономики”[10]. В соответствии с приведенным термином, частные британские консорциумы являются субъектами частного сектора экономики, а правительственные институты и академические структуры – субъектами государственными.
DSTL же, на наш взгляд, выполняет роль “моста” между частными и государственными субъектами в британской инновационной отрасли, и эта часть работы посвящена обоснованию приведенного тезиса. Для этого погрузимся в контекст.
В 2003 году в Великобритании была принята стратегия технологического развития – появилась целенаправленная политика государства в сфере инноваций[11]. Соответственно, военно-инновационный процесс реализуется в рамках Национальной Инновационной Системы[12], являясь, стало быть, составляющей НИС.
На правительственном уровне определяются следующие направления гос.политики в военно-инновационной сфере[13]:
- Обеспечение наличия наукоемких технологий
- Государственные и промышленные инвестиции в науку и технологию
- Совместная работа с промышленными и академическими кругами
- Поддержка партнерства с университетами
- Расширение научного сотрудничества
То есть, принципы стратегии британской военно-инновационной деятельности прописываются на бумаге – как мы помним, во времена функционирования Агентства по оборонной оценке и исследованиям и раньше, главным исполнителем военных НИОКР было государство, или если конкретнее — Министерство Обороны. Более половины государственных расходов, выделяемых на НИОКР, шли в оборонный сектор[14]. Разработки, предназначенные для гражданской сферы, находились в тени.
Сформировав и отдав в частные руки QinetiQ, Министерство Обороны сократило свои обязанности по исполнению военных НИОКР до четверти от общебританских исследований. Промышленные и академические круги в сфере НИОКР, как военных, так и гражданских, начинают играть гораздо более значимую роль. Об этом и свидетельствуют указанные выше направления государственной политики в сфере НИОКР. Государство добровольно сокращает свое присутствие в сфере инновационных разработок.
К 2009 году секторы, выполняющие военно-ориентированные НИОКР в Великобритании, были разделены следующим образом[15]:
- Частное предпринимательство – 85%
- Государственные организации – 13%
- Высшие учебные заведения – 2%
Следовательно, частные консорциумы (BAE Systems, Thales U.K, QuinetQ и т.д.) выполняют 85% НИОКР, британские университеты 2%, а государственные организации (DSTL, а кроме того так называемые “башни превосходства” — Defence Techology Centres) занимаются оставшимися 13% процентами.
Отсюда прорисовывается вывод, что государственная стратегия в сфере военно-ориентированных инноваций является логическим продолжением тех структурных перемен, происходивших в британском ВПК в 90/00-ых годах.
Главный момент в реструктуризации заключается, прежде всего, в том, что поменялась политика организации инновационных НИОКР, и изменился баланс между государственным и гражданским направлением в разработках.
Как известно, научно-технологические разработки в большинстве случаев обладают потенциалом двойного применения[16]. При разработке Национальной инновационной стратегии британское правительство одним из ключевых стратегических направлений выбрало гражданский сектор – так, акцент в британских инновационных разработках делается на технологиях, применяемых в общественном секторе[17].
Одной из причин разворота британской государственной политики в сфере НИОКР стало уже упомянутое выше изменение внешнеполитического контекста, а также то обстоятельство, что Великобритания, в отличие от США, не стремится к мировому лидерству во всех научно-технологических сферах – для британцев представляют интерес разработки, прежде всего, в критических областях военного прогресса[18].
В тоже время, частные консорциумы ориентируются как на военный, так и на гражданский сектор — по принципу экономической целесообразности. В британской научно-инновационной политике получается так, что “и волки сыты, и овцы целы”. Ведь разработки гражданского сектора продиктованы рынком, а разработки сектора военного – тендерами, полученными от Министерства Обороны (а кроме того, международным военно-техническим сотрудничеством, но в работе речь не об этом).
А вот изучать то, какие конкретно инновационные разработки являются необходимыми для правительства и достойны конкурса тендера – одна из непосредственных задач DSTL. Defence Science and Technology Laboratory вырабатывает рекомендации Министерству Обороны в области оборонной науки и техники, а также в сфере обеспечения безопасности[19] — или, говоря иным языком, формирует повестку дня в отрасли оборонных исследований. Также Лаборатория корректирует направление частных военных НИОКР в соответствии с запросами государства.
То есть, DSTL занимается кураторством военных разработок, собирая под своим крылом частные корпорации:
“Министерство обороны Великобритании в 2016 финансовом году (начнется в апреле 2015 года) потратит на разработку боевого лазера — демонстратора технологий 30 миллионов фунтов стерлингов. Как сообщает Defense News, руководить проектом будет Военная лаборатория науки и технологий (DSTL), а компанию-разработчика британское министерство обороны выберет по итогам открытого тендера. Как ожидается, в тендере примут участие компании MBDA, Lockheed Martin UK, Qinetiq, Thales UK и Raytheon UK”.[20]
“Лаборатория оборонной науки и техники (DSTL) Великобритании совместно с несколькими предприятиями оборонно-промышленного комплекса начала работы над созданием новой системы визуализации, которая позволит пилотам вертолетов выполнять задачи в условиях плохой видимости”.[21]
“Компания «BAE Systems» и британское правительственное агентство Лаборатория оборонной науки и техники будут совместно разрабатывать технологии, требуемые для создания боевых беспилотных авиационных систем нового поколения в рамках новой исследовательской программы, финансируемой Министерством обороны страны”[22].
Однако DSTL потому и является связующим звеном между частными и государственными субъектами, что сотрудничает не только с частниками, как указано на примере выше, но и с государственными субъектами. Вот два примера:
- Национальный институт исследований здоровья (National Institute for Health Research)[23]
- Исследовательский совет инженерных и физических наук (Engineering and Physical Sciences Research Council)[24]
Очевидно, что примеров можно было бы привести гораздо больше – но мы полагаем, что в качестве образца достаточно и этого. Что же касается продолжения мысли о том, что DSTL является ретранслятором запросов Министерства Обороны в сфере НИОКР, так тут, на наш взгляд, достаточно упоминания того факта, что DSTL является структурной составляющей этого ведомства. О внутренней структуре DSTL мы упомянем в заключительной, третьей части работы, а пока подведем итоги вышенаписанному.
DSTL является ключевым элементом государственно-частного сотрудничества в британской научно-технологической сфере. Кроме того, это мост между фундаментальной наукой и ее прикладными результатами – то есть между университетами, занимающимися фундаментальными исследованиями, и частными консорциумами-производителями.
DSTL также занимается адаптацией разработок военного сектора для нужд сектора гражданского[25] – если есть такая возможность и необходимость.
DSTL это механизм международного военно-технического сотрудничества – так, Лаборатория является площадкой для совместных британско-американских военных НИОКР[26] и разработок с привлечением невоенных транснациональных небританских корпораций[27].
Ну и, разумеется, DSTL самостоятельно занимается инновационными разработками – четверть общебританских научно-технологических мощностей используется не только на совместных проектах с частными hi-tech корпорациями: так, DSTL в настоящий момент занимается разработкой технологии квантового компаса[28], и надо полагать, это не единственное автономное исследование Лаборатории.
DSTL: Общая информация
Вся информация про функциональную роль DSTL, указанная во второй части данной работы, получает свое подтверждение на интернет-странице Лаборатории, которая, к слову, не является самостоятельным сайтом – раздел про DSTL находится на сайте правительства Великобритании.
Итак, на странице DSTL ответом на вопрос “What we do” идет следующая информация[29]:
- “Работаем над тем, чтобы инновационные отрасли науки и технологии были использованы в области обороны и безопасности Великобритании” — (The Defence Science and Technology Laboratory (Dstl) ensures that innovative science and technology contribute to the defence and security of the UK).
- “Поставляем специализированные услуги в Министерство обороны и другие гос.органы. 60% научных и технологических программ, заказчиком которых выступает Министерство Обороны, выполняются нашими партнерами по научно-технологической сфере” – (We supply specialist services to the Ministry of Defence (MOD) and wider government. 60% of MOD’s science and technology programme is supplied by our external partners in industry and academia worldwide.)
Далее идет вопрос “Who we are”[30]:
- “Государственная организация, занимающаяся научно-технологическими исследованиями в области обороны и безопасности” – (As trading fund of MOD, DSTL is run along commercial lines. It is one of the principal government organisations dedicated to science and technology in the defence and security field.)
Отделения DSTL географически разбросаны по Великобритании следующим образом[31]:
- Headquarters — военно-исследовательский центр Портон Даун,
графство Уилтшир.
- Defence Science and Technology Laboratory Portsdown West —
графство Хэмпшир.
- Defence Science and Technology Laboratory Fort Halstead —
графство Кент.
- Defence Science and Technology Laboratory Alverstoke — графство
Хэмпшир.
- Centre for Defence Enterprice — графство Оксфордшир.
Кроме того, приведем список департаментов, функционирующих в зависимости от направления и специфики НИОКР[32]:
- Air and Weapons Systems
- Biomedical Sciences
- Detection
- Environmental Sciences
- Information Management
- Joint Systems
- Land Battlespace Systems
- Naval Systems
- Physical Sciences
- Policy and Capability Studies
- Security Sciences
- Sensors and Countermeasures
Главой DSTL является один из младших министров Министерства Обороны, в оригинале Minister for Defence Equipment, Support and Technology[33]. Общий бюджет DSTL – 410 миллионов фунтов стерлингов[34].
И последний момент – Defence Science and Technology Laboratory, помимо всего прочего, является и “фабрикой мысли” в классическом понимании этого термина. Так, на странице DSTL указано, что Лаборатория занимается разработкой рекомендаций к британской Стратегии Национальной Безопасности и к Strategic Defence and Security Review[35].
О том же нам сообщает первый пункт из короткого списка словесных конструкций в разделе “Our Priorities”[36]:
- Идентификация и мониторинг национальных вызовов, угроз и возможностей (identify and monitor national security risks and opportunities)
Любопытным нам представляется и второй пункт, впрочем, это скорее лаконично сформулированный общий вектор деятельности DSTL, нежели констатация роли Лаборатории как think tank’а.
- Защита Великобритании и её интересов на территории государства и за ее пределами (protect the UK and our interests at home, at our border, and internationally, in order to address physical and electronic threats from state and non-state sources)
Собственно, именно это утверждение и подчеркивает принципиальную разницу между DSTL и частными британскими консорциумами.
Заключение
Итак, из рассмотренной нами информации мы можем сделать ряд выводов:
- DSTL является связующим звеном между государственными и частными субъектами, которые занимаются или имеют определенные ресурсы для осуществления НИОКР военной направленности.
- DSTL является полигоном для разработок инновационного характера, которые по определению являются дорогостоящими и рискованными.
- DSTL функционирует как снизу вверх, так и сверху вниз – снизу вверх поступают того или иного характера рекомендации и непосредственно выполненные НИОКР, сверху вниз поступает запрос на рекомендации и финансирование.
- DSTL формирует повестку дня как в военно-инновационной сфере, так и в сфере аналитической.
- DSTL является инструментом международного военно-технического сотрудничества
DSTL помогает Британии эффективно расходовать средства на НИОКР, за счет взаимовыгодного взаимодействия государственной оборонной лаборатории и частных консорциумов. По большому счету, разделение Агентства по оборонной оценке и исследованиям (Defence Evaluation and Research Agency) на QinetiQ и DSTL стало созданием новой британской системы военных НИОКР по прообразу американской модели.
И вместо завершения мы скажем, что действительно не будет ошибкой назвать DSTL британской DAPRA – ведь, во-первых, сферы деятельности данных структур действительно схожи между собой, а во-вторых, модели государственно-частного взаимодействия в сфере НИОКР Британии и США с 2001 перестали иметь принципиальные различия.
Литература и источники
[1] Куницына Е.А. Военно-инновационная деятельность Великобритании на современном этапе – Политические и военно-экономические аспекты обеспечения международной и региональной безопасности – М.: ИМЭМО РАН, 2012. – 11 с.
[2] Николаев А.Е. Государственно-частное партнерство в научно-технической сфере оборонной промышленности: российские реалии и международный опыт – Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз – № 2, т. 20, 2012. – 129 с.
[3] Власов Н.А., Малыгина А.А., Павлов А.Ю. Мысль и меч: эволюция оборонной политики стран Западной Европы и развитие военных технологий во второй половине ХХ – начале ХХI вв. – М.: Издательство МБА, 2013 г. – 146 с.
[4] Там же
[5] Wikipedia. Defence Research Agency // URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Defence_Research_Agency. Дата обращения: 27.12.2014
[6] Wikipedia. Defence Evaluation and Research Agency // URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Defence_Evaluation_and_Research_Agency. Дата обращения: 27.12.2014
[7] Куницына Е.А. Место и роль военно-ориентированных НИОКР в Национальной инновационной системе Великобритании – Политические, военные и экономические факторы обеспечения безопасности в современных условиях – М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 57 с.
[8] Там же
[9] Куницына Е.А. Военно-инновационная деятельность Великобритании на современном этапе – Политические и военно-экономические аспекты обеспечения международной и региональной безопасности – М.: ИМЭМО РАН, 2012. – 14 с.
[10] Николаев А.Е. Государственно-частное партнерство в научно-технической сфере оборонной промышленности: российские реалии и международный опыт – Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз – № 2, т. 20, 2012. – 125 с.
[11] Чернова Д.В., Малышкина М.В. – Особенности инновационных систем зарубежных стран. – Вестник Самарского государственного экономического университета.: ИМЭМО РАН, 2012. – 138 с.
[12] Куницына Е.А. Военно-инновационная деятельность Великобритании на современном этапе – Политические и военно-экономические аспекты обеспечения международной и региональной безопасности – М.: ИМЭМО РАН, 2012. – 11 с.
[13] Там же
[14] Куницына Е.А. Военно-инновационная деятельность Великобритании на современном этапе – Политические и военно-экономические аспекты обеспечения международной и региональной безопасности – М.: ИМЭМО РАН, 2012. – 12 с.
[15] Куницына Е.А. Военно-инновационная деятельность Великобритании на современном этапе – Политические и военно-экономические аспекты обеспечения международной и региональной безопасности – М.: ИМЭМО РАН, 2012. – 15 с.
[16] Николаев А.Е. Государственно-частное партнерство в научно-технической сфере оборонной промышленности: российские реалии и международный опыт – Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз – № 2, т. 20, 2012. – 122 с.
[17] Чернова Д.В., Малышкина М.В. – Особенности инновационных систем зарубежных стран. – Вестник Самарского государственного экономического университета.: ИМЭМО РАН, 2012. – 138 с.
[18] Николаев А.Е. Государственно-частное партнерство в научно-технической сфере оборонной промышленности: российские реалии и международный опыт – Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз – № 2, т. 20, 2012. – 129 с.
[19] Николаев А.Е. Государственно-частное партнерство в научно-технической сфере оборонной промышленности: российские реалии и международный опыт – Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз – № 2, т. 20, 2012. – 129 с.
[20] Lenta. Ru. Великобритания проведет тендер на разработку боевого лазера// URL: http://lenta.ru/news/2014/09/01/laser/. Дата обращения: 29.12.2014
[21] Lenta. Ru. Британских пилотов вертолетов снабдят системой трехмерной визуализации // URL: http://lenta.ru/news/2011/03/24/3dvision/. Дата обращения: 29.12.2014
[22] ВПК. Новости. Диверсификация разработок // URL: http://vpk-news.ru/news/299. Дата обращения: 30.12.2014
[23] National Institute for Health Research. Home. Our partners. Defence Science and Technology Laboratory // URL: http://www.srmrc.nihr.ac.uk/our-partners/defence-science-and-technology-laboratory/. Дата обращения: 30.12.2014
[24] EPSRC. Funding. Opportunities in Defence Research // URL: http://www.epsrc.ac.uk/funding/howtoapply/routes/standardresearch/defence/. Дата обращения: 30.12.2014
[25] Гусарова О.В. Совершенствование системы военной контрактации (опыт Великобритании) – Политические и военно-экономические аспекты обеспечения международной и региональной безопасности – М.: ИМЭМО РАН, 2012. – 38 с.
[26] Куницына Е.А. Военно-инновационная деятельность Великобритании на современном этапе – Политические и военно-экономические аспекты обеспечения международной и региональной безопасности – М.: ИМЭМО РАН, 2012. – 16 с.
[27] NewsStreet // URL: http://vpk-news.ru/news/299. Дата обращения: 30.12.2014
[28] Новости@Mail.ru. Британские военные ученые создали краску, абсорбирующую химическое оружие // URL: http://news.mail.ru/society/9687282/. Дата обращения: 30.12.2014
[29] GOV.UK. Government. Organisations. DSTL. About // https://www.gov.uk/government/organisations/defence-science-and-technology-laboratory/about. Дата обращения: 12.01.2015
[30] GOV.UK. Government. Organisations. DSTL. About // https://www.gov.uk/government/organisations/defence-science-and-technology-laboratory/about. Дата обращения: 12.01.2015
[31] Там же
[32] Wikipedia. Defence Science and Technology Laboratory // URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Minister_for_Defence_Equipment,_Support_and_Technology. Дата обращения: 27.12.2014
[33] Wikipedia. Defence Science and Technology Laboratory // URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Defence_Research_Agency. Дата обращения: 13.01.2015
[34] GOV.UK. Government. Organisations. DSTL. About // https://www.gov.uk/government/organisations/defence-science-and-technology-laboratory/about. Дата обращения: 13.01.2015
[35] Там же
[36] Там же
|
</> |