Амстердам 1-го января.

Долгое время новогодняя ночь вызывала у меня только одно желание - быстрее бы она прошла! Сначала коты боялись ночных фейерверков, потом дети, теперь - машина: в прошлом году от каждого взрыва срабатывала сигнализация, а фейерверки у нас начинают запускают часов с шести вечера, а с полуночи до двух часов такая канонада стоит, что к глухим слух возвращается. Но теперь я знаю, как сигнализацию отключить. Поэтому 31 декабря я лег спать в 8 вечера, проснулся как раз к бою курантов, пригубил с Ирой и Яшей шампанского, посмотрел "Криминальное чтиво", пока на улице не стало тихо, и в три часа снова вернулся в постель. С утра был свежий как огурчик. А в первый день Нового Года, пока вся страна отсыпается после ночных фейерверков, я езжу куда-нибудь погулять. В этот раз был в Амстердаме. Многие не любят столицу Нидерландов из-за толп туристов, запаха марихуаны, уличного хаоса с людьми, велосипедами, трамваями. А мне это не мешает. Для меня Амстердам уже не просто город с домами, церквями, каналами и мостами, а история, которую они в себе хранят и мне регулярно открывают через книги, музеи, концерты, прогулки. Рембрандт, Ян Сикс, Анна Франк, Вим Алозерий, PJ Harvey, Royal Blood, Cloud Cafe, Hiqpy прочно связывают меня нитями впечатлений с этим городом. И сегодня будет мой любимый формат поста - много фоток, мало текста.

На площади у Государственного музея (Райксмузеум) - каток и какая-то конструкция. Я думал, что что-то строят, оказалось разбирают устройство для запуска новогоднего фейерверка.

Елка в Райксмузеум тоже, как и у нас дома, ненастоящая.

Русский супермаркет раньше назывался "Priwet Russia", в нем я покупал конфеты и баранки для "Royal Blood".

Из мультфильма "Соседи".

Памятник Торбеке, известному нидерландскому политическому деятелю 19-го века, в праздничном антураже.

Рождественские украшения.


Рембрандт в 1654-м году нарисовал портрет Яна Сикса и сделал оффорт с его изображением. Это очень известные работы, которые до сих пор находятся во владении семьи Сикс. Ян Сикс одно время был в тесных отношениях с Рембрандтом, в проблемные времена поддерживал его материально. В Амстердаме можно посетить дом, где до сих пор живет семья Сикс (десятое поколение недавно пошло в школу). Это шикарное, старинное здание в центре города, на четвертом и пятом этажах которого живут люди, а первые три со средневековыми интерьерами представляют собой семейный музей. Я там побывал в 2023-м году (сфотографировал только туалет, остальное не разрешают), был очень впечатлен не только увиденным, но и услышанным, и купил книгу - биографию семьи Сикс, где старших сыновей всегда называли Янами, которую известный голландский писатель-историк написал, работая с в этом доме с семейными архивами. С конца декабря и по начало февраля прошлого года я ее читал. Это документальный роман, который на протяжении 4-х веков описывает жизнь семьи и Амстердама с Нидерландами, рассказывает истории вещей, портетов и людей, на них изображенных, которые я видел в доме. Это было такое удивительное погружение в историю, натуральное прикосновение к истории. И Амстердам - раньше просто город с домами и каналами - становится намного ближе, когда узнаешь что, где, когда и как происходило на его улицах. Читать о том, что ты видел и о том, где ты был - очень интересно! Книгу посоветовать не могу, она доступна только на английском, немецком и голландском языках, но порекомендую больше читать про места, где вы живете - это очень увлекательно.
Здесь жил Ян Сикс, мэр Амстердама. Это не тот дом-музей, а рядышком, за углом. Попасть на бесплатную экскурсию в дом-музей Сиксов можно через их сайт (подавать заявку на посещение нужно минимум за месяц).

Киоск мороженого закрыт до замерзания канала)))

Разводной мост через канал, скорее всего, уже не работает, хотя кто его знает.

Вим Алозерий жил в этой части Амстердама. Во время немецкой оккупации Нидерландов его отправили на работы в Германию, он оттуда бежал, скрывался на голландской ферме, был схвачен, пережил три концентрационных лагерях и крушение затопленного англичанами немецкого лайнера "Кап Аркона" с 5000 тысячами узников концлагерей на борту, и только через 70 лет она рассказал об этом в книге "Последний свидетель", которую я прочитал в январе.

Трёхмачтовое торговое судно Голландской Ост-Индской компании "Амстердам", спущенное на воду в 1748-м году, на фасаде дома....

... и у причала Морского Музея (это реплика, оригинал затонул в Ла-Манше в 1749-м году в первом же рейсе).

Велосипедная дорожка на которой официально можно петь, не стесняясь других велосипедистов.

Базилика Святого Николая напротив Центрального вокзала. Справа под ней находится небольшая башня - единственная сохранившаяся башня крепостной стены, окружавшей Амстердам в средние века (построена в 1487-м году). Первоначально башня называлась Остроугольной, так как городская стена поворачивала в этом месте под острым углом, а сейчас известна как Плачущая, так как на этом месте женщины прощались с мужьями, уходившими в плавание на кораблях Ост-Индской компании.

Базилика и китайский плавучий ресторан.

Консерватория Амстердама, в которой учились и встретились участники группы Hiqpy. Только отделение современной музыки находится не здесь, а в другой части города.

Эта башня - Монтелбансторен, построенная в 1516-м году, служила наблюдательным пунктом, позже, в 1606-м году, на ней был установлен декоративный наконечник с часами.

Башня находится в старом районе Амстердама Lastage.

Этот Ситроен стоит здесь с незапамятных времен.

Первого января улицы завалены мусором от фейерверка.

Елка у здания биржи Берлаге, на эту башню я как-то поднимался.

Напротив стоит торговый центр De Bijenkorf (Улей) - самый большой и роскошный филиал сети универмагов с дорогими магазинами.

Витрина на тему "Утро 1-го января".

Елка на центральной площади Амстердама - De Dam.

Уличные украшения в районе Jordaan - старом рабочем квартале Амстердама, он считается самым аутентичным, живописным, пронизанным духом города районом. В 2012-м году мы смогли это ощутить на себе.



На заднем плане - церковь Вестеркерк с самым высоким шпилем в городе, построенная в 1620-1631-м году. В ней был похоронен Рембрандт, а рядом находится дом Анны Франк.


Амстердамский кот.

Я увидел эти памятники амстердамским музыкантам, прочитал про них на табличках, сфотографировал и пошел дальше. Через пару недель в книге, подаренной мне Леной на Рождество, читаю про голландского музыканта, который после аварии на мотоцикле из-за ошибки врачей потерял ногу, и уже без ноги под псевдонимом Хромой Нелис (Manke Nelis) выпустил свои самые известные песни. Памятнике ему стоит в Амстердаме в районе Йордаан. Я посмотрел - точно, Хромой Нелис - это музыкант с контрабасом! Вот так все в нашей жизни взаимосвязано - и в книге музыкант, и в столице памятник.

Каждые пять минут над этими домами очень низко пролетали самолеты.


Во многих городах сейчас стены домов расписывают картинами, навеянными локальной историей. Но на этой фтотографии главное - крипичное здание справа. Это рок-храм Парадизо, я бывал в нем на нескольких концертах.

Время было еще ранее, и я зашел в Райксмузеум повидать своих старых знакомых. "Ночной Дозор" снова спрятали за стекло - реставрация картины продолжается.

"Еврейская невеста" Рембрандта. Этот шедевр художник написал в зрелом возрасте, за четыре года до смерти, в 1665-м году

А этот портрет девушки из богатой роттердамской семьи был написан им в на 30 лет раньше, в 1634-м, тогда Рембрандту было 28 лет. Такой воротник был очень дорогой, на него уходило около 15 метров ткани.

"Молочница" Вермеера не просто льет молоко в горшок, она готовит хлебную кашу - broot pap - блюдо бедняков и среднего класса. Обычно черствый хлеб заливали молоком в специальном горшке для варки с тремя ножками, давали ему пропитаться, иногда добавляли пива по вкусу (пивной сосуд тоже стоит на столе), и потом ставили горшок среди углей на ножки и варили, пока хлеб с молоком не превращался в кашу. Печей, на которых можно было готовить еду в кастрюлях и горшках с плоским дном, в то время еще не было, готовили на открытом огне или углях, горшок на ножках прочно стоял среди углей. Перед девушкой лежат три сорта хлеба - два в корзине, а на столе - пара четырехконечных булочек (на тесте делали крестовый надрез сверху, и во время выпечки надрезы раскрывались кончиками вверх). Из какого хлеба она будет делать кашу - неизвестно.

"Веселый выпивоха" Франса Халса первого января похмеляется.

Конечно, это не новогоднее застолье, но огромный групповой портрет ополченцев из Амстердама авторства Бартоломеуса ван дер Хелста продолжает праздничную тему.



В Амстердаме 1-го января цвета были не такие яркие, как на картине Ван Гога, но, как я рассказывал в прошлом посте, в первые несколько дней Нового Года солнечной погоды и голубого неба в Нидерландах было много.

Текста получилось больше, чем я ожидал, да ладно.
|
</> |