Американская гармошка

топ 100 блогов samsebeskazal22.02.2012 Сегодня очередной раз наткнулся на фотографию которая заставила меня сильно задуматься - Что делал автобус из социалистической Венгрии на улицах Сан-Франциско в 1978 году? Оказалось, что почти то же, что и на улицах Нью-Йорка, Портленда, Милуоки, Хьюстона и даже Гонолулу - перевозил пассажиров. Удивительно, но факт - столь привычные нам с детства автобусы-гармошки марки Икарус в 80-х годах производились на территории США и Канады.

Американская гармошка

Икарус для американского рынка выпускался с 1980 по 1986 год совместным предприятием созданным венгерским заводом Икарус и американской Crown Coach Corporation. В то время, Икарус был одним из крупнейших производителей пассажирских автобусов в мире (13 000 штук в год) и в выпускал в три раза больше машин, чем все американские компании вместе взятые. Для американского рынка выпускался Икарус 286 сделанный на базе 280-й модели, известной, наверное, каждому жителю России. Это был среднеприводный сочлененный автобус именуемый в народе "гармошка". Всего было изготовлено 243 автобуса модели Crown-Ikarus 286.

Тут я немного поправлюсь - в Сан-Франциско и Нью-Йорке автобус только демонстрировался и проходил испытания, в регулярных пассажирских перевозках его не использовали. Это автобус демонстрационный, венгерской сборки, в Сан-Франциско в 1978 году. Он же на первой фотографии.
Американская гармошка


Договор о создании СП был подписан компаниями в 1978 году, а первый заказ на венгерские автобусы был размещен в ноябре 1979 года. Кузов и шасси производились на заводе в Венгрии, а все остальные комплектующие включая двигатель, коробку передач, мосты, тормоза и прочее были американского производства. Только первая партия автобусов была почти целиком собрана в Венгрии из присланных американских комплектующих. Потом сборочное производство было организовано на заводе Crown Coach в Калифорнии. На автобусы устанавливалось специальное оборудование для посадки-высадки инвалидов. Большое количество американских комплектующих и сборочное производство на территории США подводили автобусы под действие закона "Покупай американское", по которому во всех закупках проводившихся счет бюджета, предпочтение должно было отдаваться товарам произведенным в США.

Икарус хотел так же наладить производство и продажу троллейбусов на базе 286-й модели, и даже прислал в США два тестовых образца 280T3, которые демонстрировались в 1980 и 1981 году в Сан-Франциско, Сиэтле и Мехико-сити, но ни одного заказа на них не поступило, производство так и не было организовано, а опытные образцы вернулись на завод в Венгрию.

Ikarus 280T3 на испытаниях в Сан-Франциско.
Американская гармошка

На автобусы устанавливали двигатели Cummins и автоматические коробки передал Allison. На 55 машинах были установлены трансмиссии Voith. В середине 80-х, для уменьшения эксплуатационных расходов, двигатели заменили на Detroit Disel. Автобусы выпускались в двух модификациях - 17 и 18 метров длинной, с двумя или тремя дверями. Максимальное количество мест было 73. В отличии от автобусов поставлявшихся в СССР сиденья устанавливались в два ряда с каждой стороны.

Икарус американской сборки (для Портленда) на испытаниях в Нью-Йорке, на территории автобусного парка компании Queens Transit в 1981 году.
Американская гармошка

Он же на видео.


Автобусы были закуплены девятью транспортными компаниями из различных штатов. Первые 15 машин были поставлены в 1980 году в Луисвилл, штат Кентукки.
Американская гармошка

Самая большая партия из 87 машин была заказана транспортной компанией из Портленда, штат Орегон. Их поставили заказчику в 1981-82 годах. Портленд был единственным городом, куда поставлялись трех дверные версии.
Американская гармошка

В Хьюстон, штат Техас, было куплено 50 автобусов Crown-Ikarus.
Американская гармошка

В Милуоки, штат Висконсин, отправили 40 машин.
Американская гармошка

Автобусы так же поставлялись в округ Санта-Клара, Калифорния - 15; Сан-Матео, Калифорния - 10; Джексонвилл, Флорида - 9; Олбани, Нью-Йорк - 8; Гонолулу, Гавайи - 8. После продажи транспортными компаниями на вторичном рынке, автобусы появлялись и в других городах США.

Автобус из Гонолулу, штат Гавайи.
Американская гармошка

Crown-Ikarus в Олбани, штат Нью-Йорк.
Американская гармошка

Несмотря на большое количество американских комплектующих и американскую сборку автобусы не отличались высокой надежностью. Было достаточно много жалоб со стороны покупателей на различные поломки. Больше всего претензий было к механизму открывания дверей и работе окон и форточек. Всем автобусам заказанных в Орегон потребовался дополнительный ремонт и модификации в конструкции практически сразу после вывода их на линию. Еще одной претензией было отсутствие документации на английском языке, многие схемы и чертежи были исключительно на венгерском.

Салон Икаруса канадской сборки.
Американская гармошка

Через четыре года эксплуатации транспортная компания Портленда подала в суд на производителя, утверждая, что он не несет гарантийных обязательств по договору и не желает ремонтировать проданные машины, у многих из которых вскрылись достаточно серьезные дефекты - трещины на раме, например. Позже иск был урегулирован во внесудебном порядке, а гарантия продлена до 1992 года.

В 1986 году Crown Coach перестала принимать новые заказы на Crown-Ikarus, и производство автобусов в рамках СП было закончено.

С 1986 по 1989 год автобусы собирались по той же схеме на канадском заводе Orion, и выходили под маркой Orion III или Orion-Ikarus. Было выпущено 256 автобусов для транспортных систем Торонто и Оттавы, которые работали на городских линиях вплоть до 2003 года. Сейчас компания Orion International принадлежит концерну Daimler AG. Кстати, автобусы Orion различных поколений (Икарусов нет) составляют большую часть современного нью-йоркского автобусного парка.

Американская гармошка

Orion III в Оттаве.
Американская гармошка

В 1989 году Икарус вернулся на рынок как компания Ikarus USA, которая после серии преобразований, в 1996 году стала компанией North American Bus Industries (NABI). Компания существует до сих пор, и успешно выпускает автобусы для рынка США, причем использует ту же схему производства, что и раньше - кузова производятся на заводе в Венгрии, а окончательная сборка осуществляется в США.

Историю Икаруса в картинках можно посмотреть тут

Ваши дополнения, замечания или исправления я с удовольствием прочту в комментах.

Еще по теме:

Лада фром Канада


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На примере очередного варварского эпизода криминальной атаки Рамзана Кадырова и его подельников на семью Янгулбаевых мы видим не просто чеченизацию всей страны, а подтверждение того, что государственная власть в Российской Федерации принадлежит Рамзану Кадырову. Потому что ...
Английская реклама 60-х годов. Сейчас подтекст рекламы мало изменился,но мужчины стали более-менее держаться в рамочках. А просто реклама галстуков Наденьте эти брюки, и все женщины у ваших ног. Оформите комнату красивыми ковриками! ...
...
Ветра "перестройки" вроде как уже поднялись. Но антирелигиозная политика не меняется. Это лишь далеким от тематики людям кажется, что с приходом Горбачева религию "реабилитировали". Напротив, именно в 86 произошел неожиданный всплеск антицерковных публикаций. Их было заметно больше, чем в ...
О казнях – Емельяна Пугачёва и Людовика  XVI Вспомним сегодня два довольно мрачных события, случившихся с разницей менее чем в два десятилетия – и даже, в каком-то смысле, связанных… Итак, 21 января 1775 года москвичи соберутся на Болотной – посмотреть на казнь ...