Алтайский аил

Вообще-то есть некоторые отличия в аилах разных местностй на Алтае (скорее, во внешнем виде и особенностях конструкции, а не во внутреннем обустройстве), но мы сейчас говорим о центральном Горном Алтае (долины Ело и Урсула).

Аил — традиционное жилище алтайцев.
В прежние времена аил (“содон аил” или “чадыр”) выглядел вот так:

Это была конструкция из трех толстых жердей, составляющих основу конуса аила, и большого количества более тонких, покрывалось это строение как правило корой лиственницы. Вверху оставлялось отверстие (дымоход). Внутри — земляной пол, посередине — очаг.
КАЖАН АИЛ


Такой аил по сей день непременный атрибут жизни алтайцев: он всегда есть рядом с основным домом (избой) в деревне, он есть на зимних и летних стоянках.
Как правило, новый аил ставится к свадьбе. Раньше это было место, где поначалу живут молодежены, пока не “встанут на ноги” и не построят уже свой дом. Бывает, что постройка нового аила связана и с хозяйственной необходимостью.
Чаще всего встречается шестигранная конструкция, хотя бывает и четырех-, и пятигранная, гораздо реже — восьмигранная.
Вход в аил часто делают с восточной стороны, но это не обязательно. Многое зависит от рельефа конкретной местности, скажем, вход не удобен, если он смотрит на гору. Не говоря уже о том, что недалеко перед входом стоит коновязь, так что из двери хорошо бы видеть, кто подъезжает к аилу.
Внутри аила — традиционно земляной пол. Сейчас, конечно, делают и деревянный, и бетонный, и покрывают линолеумом.
Посередине — сердце аила — очаг (от тюркского слова “очок”). В русском языке очагом называется домашнее место для огня, но алтайский “очок” — это треножная чугунная подставка, куда ставился казан.

Над очагом делался керем — специальная конструкция, на которой коптили сыр курут. Перед очагом и за ним ставили вертикальные жерди, на каждую из них приделывали по небольшой горизонатльной перекладине, а потом клали две горизонтальные жерди, соединяя две подставки. На этом фото подставок нет, керем подвешен к потолку, но общая идея понятна. Вот на эти горизонтальные жерди клали арткыш (сплетенная из тонких ивовых прутьев решеточка), на которую и раскладывали курут.

У аила есть несколько зон: слева от входа — мужская, справа от входа — женская, стена напротив входа — это красный угол.
На мужской части аила клали седла, вешали сбрую — словом, всё то, что касалось мужской работы, которая была связана с охотой и скотоводством. Там же были и топчаны для отдыха и сна.

На женской половине располагалось всё то, что было необходимо для хранительниц очага: вся домашняя кухонная утварь, припасы, еда, одежда, люлька. Как правило, тоже был небольшой топчан.
Вот фотографии домашней утвари из музея в Кулады (соседняя от нас долина):




В красном углу располагались нарядные резные сундуки (кайырчак) и большие кожаные сумки, тоже для хранения (сумки назывались каптырга или кап). Кап — показатель благосостояния хозяина, чем их больше, тем зажиточней хозяин.
Кстати, около деревни Ело есть гора, которая называется Аптырга. Это как раз измененное слово от “каптырга”. И действительно, гора имеет довольно пологий “сундучнообразный” верх, что наводит на мысль о коробке или сумке.
Вот этим сундукам (на фото) уже больше 100 лет.

Место между красной стеной и очагом нельзя было пересекать никому, кроме хозяина. Именно пересекать. А находится там могли только хозяин и хозяйка. В этом же пространстве стоял обычно небольшой столик, на который ставили вазочку с арчином (это такой горный можжевельник, который используется у алтайцев во всех обрядах).

Интересная подробность про коновязь: она всегда выглядит приблизительно так, как на фото, такими этажами, которых будет столько, сколько хозяин знает колен в своей родословной. Например, хозяин этой коновязи знает свою родословную до седьмого колена.
|
</> |