Алтай-май part2
gremlyk — 15.05.2012Пост про майский Алтай номер раз
В третий день на Алтае все еще было хорошо.
И даже лучше.
1. Чтобы попасть на самый большой каскадный водопад Алтая Учар (что в переводе значит "неприступный"), нужно переправиться на другую сторону реки Чулышман и протопать по долинам и по взгорьям по разным источникам от 7 до 12 км. В разную погоду по-разному, ага.
2. В моторную лодку к хозяину базы алтайцу Михалычу вмещается 4 человека. Рейс туда-обратно — 500 рэ с лодки.
Самое замечательное в процессе, как раз рейс обратно. Возвращаются туристы с водопада и начинают скакать по берегу разноцветными козликами, отчаянно махать руками и надеяться, что Михалыч примерно помнит сколько у него не вернувшихся, и иногда на противоположный берег поглядывает.
Фотографироваться, как и большинство алтайцев, Михалыч не любит, потому как фотография крадет часть души. Увидев объектив, закрылся рукой. Уважая чужой взгляд на принципы работы фотоаппарата, снимать исподтишка не стала. Вдруг и правда своровалось бы чего.
3. Насамом деле хорошо на Алтае накануне прерывалось на жуткий ветер. Ночью думали, что вместе с палаткой улетим сейчас если не в Страну Оз, то хотя бы в Монголию, без остановок на таможне.
Утром облака улетев, оставили на вершинах окрестных гор порядочный слой снега, а в душах наших сомнения. На всякий случай нацепили на себя всего-всего и побольше.
А ступив на другую сторону Чулышмана устроили чемпионат по скоростному сниманию термобелья.
Лето было в разгаре.
Картинка-загадка. Найди человечков.
4. К уже привычному маральнику-аморальнику добавились замерзшие водопады.
5. Ну и вообще милый вид.
Мы вчера со Светой с удивлением обнаружили, что водопад Учар занесен в некий список "топ-5 самых труднодоступных и загадочных мест России". Про которые, цитирую, "мало кто знает, а видели вообще единицы".
Ну то есть пройти 3 часа по не самой пересеченной в мире местности, это весьма трудно. Ок.
6. Хотя, конечно, все такие списки составляются специально обученными москвичами (внимание минутка расизма), а для них как известно проще на Луну слетать, чем доехать до Сибири.
До Алтая вот надо ехать аж с пересадкой!
Впрочем про древнюю столицу эскимосов Наукан пишут еще веселее.
7. Вот что бывает после того как облако поваляется по горе.
8. Еще интересного про рододендрон. Мало того что красив, так еще весьма морозостоек. И может цвести два раза в год. Весной и осенью.
9. Рододендрон, кстати переводится как дерево роз. Пока искала какую-нибудь легенду вроде того, что прекрасная алтайская девушка заблудилась в лесу, поранилась кустарником и капельки ее крови превратились в чудные цветы, как это всегда бывает с девушками и цветами в легендах. Узнала, что род Рододендрон насчитывает примерно 1700 видов, из них 1200 дикорастущие.
Про девушку ничего не нашла.
10.
Нашла про другие рододендроны и греческих солдат, наевшихся не того чего надо, и про китайского императора ставшего, очень горько плачущей кукушкой. Но об этом как-нибудь после поездок по Китаю и Греции.
12. Весьма трудный маршрут продолжается.
13. До финиша дойдут сильнейшие.
14. Ну да, на маршруте есть два не очень приятных, зато очень веселых, места.
По поводу этой переправы есть мнение, что летом, когда воды станет поменьше, переходить через нее можно в более приличной позе.
И без потерь в виде разбитой бутылки коньяка.
15. Потребность писать что-нибудь к каждой картинке во мне ужасно сильна. Видимо в следующий раз я начну копировать с садоводческих сайтов советы по удобрению и обрезанию.
16. Это, кстати, река Чульча. Познакомьтесь. Водопад Учар еще называют Большим Чульчинским водопадом.
17. Чтобы дойти до водопада, пишет один сайт, надо заплатить, но не деньгами, а ногами и сердцем.
18. Как гласит один смешной путеводитель, что увидев открывшийся водопад на пути, зря радуетесь до него еще идти и идти.
Вообще он гласит это несколько не так, но в стихах. И про идти и идти там тоже есть.
19. Меж тем мы дошли до второго ооочень трудного места. Лично я тут заплатила намоченной штаниной. Потому что надо ходить, а не скакать радостным козликом.
20. Ну можно уже пожалуй и немного про водопад сказать.
Этот здоровенный каскадный водопад, который скорее водоскат, примерно 160 метров высоты, был открыт всего-то в 70-х годах. А местом паломничества туристов так и вовсе является лет 10-15.
Ну и вообще водопад молоденький, всего-то 200 лет как образовался, в результате очередного алтайского землетрясения.
21. Вот, кстати, пока читала всякое про водопады и водоскаты, с удивлением узнала, что за пребывание на территории заповедника полагалось отдать инспектору сбор в размере ста рублей. Теперь буду мучиться совестью.
22. Река Чульча, на которой водопад стоит, имеет 72 км длины.
"Долина Чульчи слабо изучена и мало посещаема людьми. Одним из сдерживающих факторов является то, что Чульча находится на территории алтайского заповедника, имеющего категорию Ia — строгий природный резерват".
Буду считать себя одной из единиц видавших это!
23. Прогулка получилась преотличная. Солнышко, ветерок.
Шагается легко, и почти не чувствуется подъем. Просто рай для ленивых туристов вроде меня.
24. Так же не забываем про хваленую алтайскую энергетику, поминаемую во первых строках рекламного буклета каждым туроператором. Она буквально на своих плечах выносит туристов на горы.
25. Нам кстати настойчиво предлагали взять гида. И этот самый топ-5 настаивает, что без проводника лучше не ходить.
Так вот, враки все это. Чтобы там потеряться нужен недюжий талант.
Есть несколько развилок, но в итоге они все равно все сходятся в одну тропу.
26. Ну и наконец-то добрались. Зрелище конечно грандиозное.
27. Все смотришь и никак не можешь поверить, что это вот правда перед тобой стоит и грохочет.
28. Кстати про грохот. Все статьи, читанные мной, копипастят друг у друга фразу про то, что стоя с водопадом вообще ничего не услышать, такой грохот.
Ну да грохот, но общаться можно.
29. Водопад еще совсем молоденький, поэтому камни неподробленные. Ну и собственно поэтому он официально все-таки водоскат. Потому как у официального водопада вода должна падать с практически отвесного уступа.
Но ничего, еще лет 200-500 и все получится. Пожелаем ему удачи.
30. Валяются такие громадины, впечатление незабываемое на туристов производят. Там иные камни больше чем у меня квартира. Пойду жить в камень.
31. Красавец во весь рост.
32. Он большой, а я маленькая.
33. Рев, грохот, пыль столбом и водяные брызги.
Около водопада, кстати весьма удобная площадка для смотрения и валяния.
34. Особенно если не побояться перейти по такой вот бревнотрассе на островок, и оказаться лицом к лицу.
Бревно это, судя по тому что поминается в самых первых путеводителях, валяется там чуть ли не все эти 40 лет, которые водопад известен людям.
35. Вобщем финально посмотрели все на самый грандиозный Евразийский водопад (он же водоскат) и пойдем обратно.
36. В детстве у меня была 7 томная энциклопедия "жизнь растений". Я хотела быть ботаником и выучила наизусть несколько глав про лишайники, мхи и водоросли.
Дальше меня что-то отвлекло, но с тех пор эти товарищи мне как родные.
Когда знаешь как оно получается и ка кфункционирует, испытываешь куда больше восторга, чем когда просто смотришь.
Хотя знаю, многие со мной не согласятся.
37. Вот вам еще гибрид водоросли и мха.
По утверждению некоторых я выгляжу на 15 лет.
Все так, да.
38. Маральник, который мне все время хочется называть багульником, тоже выглядит хорошо.
39. Гораздо лучше меня. Поэтому фотографий меня тут две, а маральник на каждой второй.
40. Пользуясь случаем расскажу вам про емуранку.
"В этих краях водится животное под названием емуранка. Именно его коварством местное население обычно объясняет туристам внезапное исчезновение их провианта, а также покрышек, сигарет, наличных денег и другого. А между тем – этот зверек представляет собой что-то среднее между сусликом и тушканчиком. В словаре Владимира Даля, зверек емуранка, имеет объяснение, как "земляной зайчик"). Он, действительно не боится человека и способен подойти к нему совсем близко, но деньги и сигареты емуранка все-таки не ест. В лесах водится много и других зверей."
Вот он этот коварный зверь, ворующий у алтайцев покрышки и бензопилы.
Академовским белочкам еще учиться и учиться.
Мы правда ни одной емуранки не видели. И никто у нас сахар и деньги не таскал. Но это видимо потому что с нами не было проводника, который бы нам про нее рассказал.
41. Сложнейшая тропа по осыпи.
42. Как и в любых горах, погода меняется моментально. Только что светило и грело. А потом в раз пропало и подуло.
43. Любимая композиция алтайских туроператоров. Хвойное и размытая гора. Полная энергетики.
44. Хотя конечно смех смехом, но на Алтае и правда чудо как хорошо.
45. Даже когда на горизонте такое.
46. Или такое.
Кажется целебная алтайская энергетика покинула меня.
47. Прижим в другую сторону. С натянутой бельевой веревкой.
Замечу, что ходить цепляясь за скалу, куда безопаснее, чем цепляясь за слабо натянутую бельевую веревку.
Может вам это знание однажды пригодится.
48. Стоит поднять голову вверх и становится не по себе. А вдруг как эта вся хмарь опустится.
49. Суровая Похъела прямо-таки. У меня вообще любовь к таким пейзажам с раннего детства, когда я Калевалой зачитывалась и засматривалась. У всех же была книжка с этими суровыми иллюстрациями?
50. По дороге много не оттаявших водопадиков, и водопадиков просто сухих. Но после Учара, который хоть и не водопад, это все так, тьфу.
51. Опять он.
52. А это картинка про тот как здорово ходить в красном. Все тебя видят и фотают.
53. И как хорошо оттеняется красным капюшоном пейзаж.
54. А вот снова моя любимая тема в искусстве.
55. У меня в глазах горится!
56. Вообще, замечу мне жутко повезло с друзьями. с которыми можно вот пошататься по таким клевым местам. Когда-то давно я была маленькая и весь мир ограничивался деревней Ордынское.
А теперь оказывается, можно поехать в одно из самых труднодоступных и красивых мест России и сделать там найс фото потому как кругом найс вью.
57. И хоть я и пытаюсь рассказывать об этом и показывать картинки. Но все это фигня. Лучше увидеть. И не один раз.
Потому что как только ты уходишь от Учара, ты тут же перестаешь слышать его грохот.
Туман рассеивается и ты больше не видишь этой, не побоюсь, трагичной. величественной картины.
/нет, судя по всему, энергетика алтайская еще во мне, ишь какие прилагательные вспомнила.
58. Воспользуюсь тем, что Желязны знает прилагательных явно больше меня и процитирую.
Сэм несколько минут сидел, закрыв глаза, затем мягко сказал:
— У меня много имен, и ни одно из них не имеет значения. Говорить — это называть имена, но говорить — не существенно. Вдруг случается то, что никогда не случалось раньше. Видя это, человек смотрит на реальность. Он не умеет рассказать другим, что он видел. Однако, другие желают знать и спрашивают его: "На что похоже то, что ты видел?" Тогда он пытается объяснить им. Допустим, он видел самый первый в мире огонь. И он говорит: "Он красный, как мак, но сквозь него танцуют другие цвета. У него нет формы, он как вода, текущая отовсюду. Он горячий, вроде летнего солнца, только горячее. Он живет некоторое время на куске дерева, а затем дерево исчезает, будто он его съел, и остается нечто черное, которое может сыпаться как песок. Когда дерево исчезает, он тоже исчезает". Следовательно, слушатели должны думать, что реальность похожа на мак, на воду, на солнце, на то, что едят, и на то, что выделяют. Они думают, что огонь похож на все, как сказал им человек, знавший его. Но они не видели огня. Они не могут реально знать его. Они могут только знать о нем. Но вот Но вот огонь снова приходит в мир, и не один раз. Многие смотрят на огонь. И через какое-то время огонь становится таким же обычным, как трава, облака или воздух, которым они дышат. Они видят, что он похож на мак, но не мак, похож на воду, но не вода, похож на солнце, но не солнце, похож на то, что едят и на то, что выбрасывают, но он не то, он отличается от всего этого, или он — все это вместе. Они смотрят на эту новую вещь и придумывают новое слово, чтобы назвать ее. И называют ее "огонь". Если они встретят человека, который еще не видел огня, и заговорят с ним об огне, он не поймет, что они имеют в виду. Тогда они, в свою очередь, станут объяснять ему, на что похож огонь, зная по собственному опыту, что говорят не правду, а лишь часть ее. Они знают, что этот человек так и не поймет реально, даже если бы они использовали все слова, существующие в мире. Он должен сам увидеть огонь, обонять его запах, греть возле руки, глядеть в его сердцевину, или остаться навеки невеждой. Следовательно, слово "огонь" не имеет значения, слова "земля", "воздух", "вода" не имеют значения. Никакие слова не важны. Но человек забывает реальность и помнит слова. Чем больше слов он помнит, тем умнее его считают товарищи. Он смотрит на великие трансформации мира, но не видит их, как видит тот, кто смотрит на реальность впервые. Их имена слетают с его губ, и он улыбается и пробует их на вкус, думая, что он знает о вещах по их названиям. То, что никогда не случалось раньше, все-таки случается. Это все еще чудо. Великое горящее цветение, поток, извержение пепла мира, и ни одна из этих вещей, которые я назвал, и в то же время все они, и это реальность — Безымянность.
И вот я требую от вас: забудьте ваши имена, забудьте слова, сказанные мною, как только они будут произнесены. Смотрите на безымянность в себе, которая поднимается, когда я обращаюсь к ней. Она внимает не моим словам, а реальности внутри меня, которая является частью Безымянности. Это атман, он слышит меня, а не мои слова. Все остальное нереально. Определять - значит терять. Суть всех вещей — Безымянность. Безымянность непознаваема, она сильнее даже Брамы. Вещи уходят, но суть остается. Следовательно, вы сидите среди сна.
Для тех кому лень читать, это все о том же, что разговаривать про природу бесполезно, надо идти и смотреть.
59. Но оставим пафос. Ибо снова эта прекрасная переправа. А какой пафос может быть, когда ты ползешь по скользким березам в такой позе, думая, о том,что одно неверное движение и ладно ты, но фототехника рухнет в воду.
60. Обратите внимание какой желоб вымыт водой.
61. Просто 61.
62. Медленно-медленно маленькие улитки ползут по склону Фудзи.
63. А с другой стороны опять солнце, день чудесный, все дела. И уже ужасно хочется в лагерь и пожрать. Это к слову о прекрасном.
64. Красота, она знаете ли очень располагает к пожрать.
65. Вот о чем думаешь глядя на такой пейзаж?
Если с утра, то о том как прекрасен этот мир, а если вечером то про банку тушенки.
66. Прекрасные яркие лишайники. Собой как бы симбиозируют.
67. От большого уважения к долине Чулышмана, пейзаж на бис.
68. А тут раз и ночь. И камушки. Камушки я люблю примерно так же как пожрать. Правда после похода в Киргизию, таскать их тоннами домой отучилась.
69. Ну все поняли, что я больше не знаю что писать. А вы вероятно не знаете как досмотреть всю эту бесконечную красоту.
70. Ну и еще раз маральник. Куда без маральника. Брошу все. Стану фотографом маральника.
71. Или фотографом оператора. Очень вот жду светиного видео. Там должен быть мой роман со сгущенкой.
72. А пока у нее роман с кукушкиными слезками. Да, на Алтае не только маральник цветет.
73. Найс вью, как сказали бы непальские путеводные доски.
74. Ну вы поняли.
75. Еще вот могу стать фотографом камней.
Досмотревшим в подарок видео про уррррчаррррр.
В количестве два штука
Ну и так как я убила весь день на этот пост, призываю помянуть его комментарием.
Вам это не трудно. А мне по-прежнему приятно.
А еще лучше расширить аудиторию этого бложика, кинув куда-нибудь ссылку
Будите зайками — завтра покажу каменные грибы.