Алтай - круговой маршрут Золотое кольцо Алтая

топ 100 блогов letniy_vecher25.08.2023 Мы так долго не могли решиться на эту путешествие, казалось далеко и дорого... И вот свершилось! Алтай – он особенный, ни на что не похожий. Описать словами впечатления об этом крае невозможно, это нужно увидеть самому и прочувствовать.

Ездили с Алтай Экспедицией. Эта местная компания в поисковых системах в топ не выпадает, я наткнулась на нее случайно, изучила их сайт, мне все понравилось. Золотое кольцо Алтая – тур с оптимальным соотношением наполненности и цены. Небольшие группы, комбинированный тур, где всего понемногу. К тому же обещалось, если в туре будет даже один участник, то тур состоится. В итоге нас было только трое, и тур состоялся исключительно для нашей семьи. Это было прекрасно – индивидуалка по цене группового тура. Я с ужасом смотрела на группы по 20-40 человек, которые привозили на автобусах, и радовалась, что не ошиблась в выборе компании. Мы были гибки и мобильны и увидели гораздо больше, чем смогли бы, путешествуя самостоятельно или большой группой. Мы ни о чем не думали, просто наслаждались. Реальность превзошла наши ожидания.

Тур рассчитан на 9 полных дней, пара дней проходит откровенно на расслабоне. Сейчас я бы кое-что добавила, а что-то исключила, сама бы искала жилье, одно было откровенно неудачным. И 2-3 дня можно было бы ужать в 1-2. Все это сделать можно, компания организует туры по индивидуальному запросу. У нас вышло хорошо, но не идеально.)) Регион для нас новый, заранее оценить было сложно.

Для начала мы решили прилететь на день раньше для адаптации. Летели авиакомпанией S7, билеты брали за 3 месяца. На одну ночь я забронировала отель Игман в Горно-Алтайске, улучшенный стандарт без предоплаты. Из Москвы вылетали в 8.30, прилетели в 16.55 по местному времени. Из-за раннего подъема спать легли тоже рано, и на местное время перешли вообще без проблем. После заселения в отель осталось время прогуляться по городу и поужинать, завтрак был включен, начало его в 7.00, что очень удобно для туриста.

1 день.
В 9.30 за нами приехал гид Рашид, чтобы отвезти на первое место размещения – Усадьбу Сокол. С Рашидом мы ездили потом еще несколько раз, и о каждом месте, которое мы проезжали, он мог рассказывать долго и интересно. Очень приятный, влюбленный в свой край человек.
Усадьба оказалась замечательной -  зеленой и уютной, с большой территорией, детской площадкой и двумя открытыми бассейнами. Там тихо, спокойно и потрясающе красивый вид. Нам достался деревянный домик, очень хорошо укомплектованный и удобный. Здесь у нас входили в стоимость завтраки и ужины, обед можно было заказать за свой счет. Завтраки были вкусные и разнообразные, а вот ужины углеводные, типа пельменей или пасты, заменить их было нельзя, я страдала.)

Через час после заселения мы поехали на первый разминочный маршрут – на пасеку и в пещеры. На пасеке проводят мини-экскурсии, рассказывают про пчел, как они живут, как устроены ульи. Можно полежать на лавках в домике Сон на пчелах.) Там мы купили очень вкусный свежий мед. Ну и виды вокруг – закачаешься!
Алтай - круговой маршрут Золотое кольцо Алтая

Далее наш путь лежал в Талдинские пещеры. Они находятся на территории комплекса "Бирюзовая Катунь", там очень красиво, есть даже аквапарк.
Впечатления остались смазанные – толпы, жара, пещеры как пещеры. Мы видали и получше.) Этот пункт я бы вычеркнула из программы.
К обеду вернулись на Сокол, поплавали в бассейне, а потом пошли на тропу здоровья для разминки. Три таких тропы проложены за воротами усадьбы Сокол, они имеют разные километраж, и подняться по ним можно на высоту от 500 до 600 м на гору. На всем протяжении выходишь на пологие участки, откуда открывается шикарный вид на окрестности. Мы доползли до 500м и решили, что пока нам хватит.)

2 день
Сегодня мы отправляемся на рафтинг по реке Катунь, погода прекрасная, ура! Мне очень хотелось порафтить на Алтае, и я искала такой тур, чтобы он обязательно был в программе. Рафтинг, конечно, громко сказано, скорее был спокойный матрасный сплав. Но пару порогов (Мунинский и Манжерокский) мы все же прошли, и бочка какая-то была. Было красиво и весело, а это главное, по заказу несколько раз всех нас окатили брызгами.)) Все равно же промокли, поэтому по прибытии мы все втроем окунулись в Катунь, даже проплыли чуток в небольшой заводи.)) Но течение очень сильное, муж ловил меня и сына, чтобы не унесло. Вода, по слухам, была около 13 градусов, обжигающе холодная. Зато какой же кайф! Задумали при случае повторить рафтинг в другом месте.
Алтай - круговой маршрут Золотое кольцо Алтая

Потом переоделись и поехали в Манжерок. Нам предстоял подъем на канатной дороге с видовой площадкой наверху. На курорте Манжерок вовсю идет обустройство, всюду пыль и строительная техника, из развлечений только подъемник. Первый сегмент канатки это кабинки, поднимающие вас на высоту 1020 м. Там красот особых нет. Потом нужно пройти 600 м вниз по щебенке и пересесть на кресельную канатку Альбаган, которая доставит на самую высокую точку горы Малая Синюха (1240 м). Наверху панорама на 2 стороны, но смотреть тоже особо нечего, виды не впечатлили. Обратно до 1 сегмента канатки можно пройти по экотропе 1600 м, что мы с мужем и сделали. Часть тропы идёт по лесу, приятная теннисная дорожка, но часть по дороге среди пыли и грузовиков.
А Сенька поехал вниз на канатке и потом шел пешком по щебенке уже вверх. Пришли одновременно все в мыле. Можно было не ездить, толповато и не интересно.

Вечером через территорию пансионата Адару сходили на берег Катуни, я еще раз захотела окунуться в реку, очень уж было жарко.  Вода ледяная, конечно, ноги сводит, течение очень сильное. Но удержаться не шмогла.))
Алтай - круговой маршрут Золотое кольцо Алтая

3 день
Ночью прошел дождь и жара немного спала. Сразу после завтрака мы отправились в поездку на весь день. Сначала - на экскурсию в ущелье Чеч-Кеш, там поднялись к водопаду по очень живописной тропе. Водопад совсем маленький, чисто освежиться.

Далее прошли еще немного вверх и попали на смотровую площадку с невероятным видом на долину реки Катунь. Там дул легкий ветерок и была такая красота, аж дух захватывало!

Потом спустились вниз по живописному скальному каньону, набрав воды в роднике. После этого нас повезли в Чемал на скальный остров Патмос. С моста красивый вид на Катунь, но задерживаться на нем нельзя, стоит очередь, которую пускают небольшими группами. Заглянули в маленький православный храм, поставили свечи. Ну так, место попсовое.
Алтай - круговой маршрут Золотое кольцо Алтая

Далее пошли по «козьей тропе» над Катунским ущельем, где можно увидеть знаменитые ворота Сартакпая - узкое скалистое место после слияния Чемала и Катуни. Завораживающая красота!

Потом дошли до Чемальской ГЭС, от которой ничего не осталось. Сын с гидом перешли на другой берег Чемала по мосту, а мы с мужем, как старые любители экстрима, перелетели реку на Зиплайне.))

Весь день вокруг ходили чёрные тучи, гремело, но нам везло. Дождь накрыл только у Ботсада, в который мы заехали на обратном пути. Но экскурсию таки провели, пусть под дождем и в беседке. Все равно очень красиво вокруг.
Алтай - круговой маршрут Золотое кольцо Алтая

4 день
Сегодня нас ждало авто путешествие по легендарному Чуйскому тракту! Мы несколько раз выходили на смотровых и просто в красивых местах. Дорога хорошая, ехать было легко и приятно. Наш гид Рашид без устали рассказывал о местах, мимо которых мы проезжали.

Семинский перевал и Чике-Таман, с которых открывается потрясающая панорама

Увидели слияние рек Чуи и Катуни

Постепенно зелёни становилось все меньше, берёзы и кедры вытеснялись ёлками и лиственницами. Мы приближались к степному Алтаю.

В конце маршрута заехали на экскурсию в Калбак-Таш – комплекс наскальных рисунков древнего человека от каменного века до тюркского периода. Там очень приятно посидеть у реки, место просто умиротворяющее.
Алтай - круговой маршрут Золотое кольцо Алтая

К вечеру, проехав около 340 км, мы добрались до второй точки нашего проживания – села Акташ и турбазы Теленгит. Тут у нас тоже было включено питание – завтраки и ужины в ближайшем кафе. Кормили там очень хорошо, вкусно и сытно. Завтраки гораздо лучше, чем на Соколе.  Там мы догонялись хлебом с маслом, а тут на выбор давались блины или сырники, каша или омлет. Ужин тоже могли выбирать сами на определенную сумму и доплачивать, если она превышена. Очень удобно, нам понравилось.

А сама база неудачный вариант. Несколько домиков на крохотном пятачке, тут же живут хозяева,  стоит беседка с общей кухней, мангал и детский батут. Домик очень аскетичный, 2 кровати, стол и пара стульев, холодильник с чайником. Ни одного шкафчика или тумбочки, только крючки на стене, вещи положить некуда. Чистенько. Но шумно. Дом никак не звукоизолирован, дверь вся светится. Вечерами во дворе тусят жильцы, а утром часов с 6 мычат коровы и лают собаки. Зато вокруг степь и горы, суровая такая красота! Лошадки пасутся, речка журчит..

5 день
В степи ночи холодные, температура опускалась до +5 градусов. Но спалось в домике хорошо, только под утро мы включали обогреватель. После завтрака выехали в сторону Курайской степи – одного из самых холодных мест на Алтае. Было солнечно, но температура не поднималась выше 15-18 градусов. Какие же невероятные просторы открываются с холма!

После небольшой прогулки едем в долину Кызыл-Чин с марсианскими пейзажами. Там гуляем около часа и не можем насмотреться на это чудо природы. На верхней точке ветрище, там особо не задерживаемся, тем более вся красота находится ниже.

Следующая точка нашего маршрута - Куехтанарские озёра. Сначала мы едем по Чуйскому тракту мимо заснеженных пиков Северо-Чуйского хребта и просторов Курайской степи. Озера прячутся высоко в долине между гор Курайского хребта. До них нужно идти пешком около 6 км то поднимаясь, то спускаясь, с набором высоты метров на 500. Идти по тропе через горную хвойную тайгу, альпийские луга, курумники. Хорошо, что было не жарко, идти не так сложно. Все равно часто останавливались отдышаться и заодно набрать горсть жимолости, ее там очень много растет, вкуснятина.)  Через 2 часа мы увидели первое озеро - Озеро горных эльфов, а чуть дальше и второе. Вода в них все время меняет свой цвет от насыщенного синего до изумрудно-зеленого, особенно на солнце.
Отдохнули и перекусили в беседке, Хорошо там, тихо, людей почти никого. Муж сходил к водопаду неподалеку, а у меня не было сил) Хотелось сидеть и не двигаться. Спуск занял меньше 2-х часов, опять же с зависанием у кустов жимолости) Снова нам повезло с погодой, по прогнозам был дождь 80%, а на нас не упало ни одной капли)

6 день
Ночью и утром шёл дождь, после завтрака решили подождать часок, когда распогодится. Потому что сегодня нам была нужна хорошая видимость, по плану – подъем на 3038 м к ретранслятору. Вскоре дождь закончился, но облака еще лежали на вершинах гор. Поэтому было принято решение съездить на редкое по красоте Гейзерное озеро. На дне время от времени оживают "гейзеры", выбрасывая на поверхность смесь голубоватой глины и песка.
Алтай - круговой маршрут Золотое кольцо Алтая

Ближе к обеду погода окончательно наладилась, можно было стартовать в горы. Эта поездка не заняла бы много времени, и мы попросили придумать нам что-нибудь еще. В самом Акташе заняться совсем нечем. Нам предложили заехать еще к озеру Горных духов и в Чуйские меандры с небольшой доплатой.
Скоро приехал другой гид - алтаец Эркин на Toyota Land Cruiser, потому что дорога в тех краях такая, что пройдет только вездеход. Он же сопровождал нас на протяжении следующих трех дней до посадки на катер на Телецком озере. Прекрасный рассказчик, умелый водитель и просто хороший и веселый человек) С ним было легко и надежно.
Через час мы уже были наверху, у ретранслятора. Высота и масштаб увиденного просто завораживают! Панорамы Северо-Чуйского и Курайского хребтов – как на ладони. Но Белуху разглядеть не удалось.

Потом мы спустились метров на 500 к озеру Горных духов. Красивое и безжизненное озеро, рядом только камни и песок.
Алтай - круговой маршрут Золотое кольцо Алтая

И вот, наконец, мы спускаемся ниже и долго едем по бездорожью, чтобы увидеть Чуйские меандры – причудливые изгибы реки Чуя в долине. Очень красивое и необычное зрелище! Из-за плохой доступности там совсем мало людей, что позволяет спокойно и неторопливо наслаждаться эти чудом природы.

7 день
Утром прощаемся с Акташем и едем на Восточный Алтай. Переезд всего 150 км, но в пути нас ждет много интересного. Первая остановка – Красные ворота. Это узкий просвет между скалами, по которому проходит дорога. Живописное место.
Алтай - круговой маршрут Золотое кольцо Алтая

Следующая – Мертвое озеро. Не знаю, почему его так назвали, по виду вполне себе живое.

Едем мимо Улаганского плато со множеством озер. Совсем неподалеку от трассы, но где-то далеко-далеко внизу находится озеро Уч-Кёль. Увидеть его можно только с высоты перевала и молча полюбоваться.

Далее следует неприступный перевал Кату-Ярык – с него открывается великолепный вид на долину реки Чулышман.
Алтай - круговой маршрут Золотое кольцо Алтая

Спускаемся на джипе по серпантину и выходим, дальше нужно идти пешком к водопаду Куркуре. Прогулка совсем несложная по живописной долине с разбросанными камнями. Но сперва нужно пройти по узкой тропинке к лодке и переправиться на другой берег.

30-метровый водопад появляется неожиданно из-за поворота, мы слышим его шум и ощущаем брызги, которые разлетаются во все стороны. Какая сила и мощь! Великолепное зрелище!

После возвращения пообедали на ближайшей базе и поехали на нашу третью локацию - кемпинг Каменные грибы. Дорога плохая, доехали только на закате. Кемпинг находится в живописном месте на берегу реки Чулышман, в долине среди гор. Нам там сразу очень понравилось - просторно, красиво, милые деревянные домики. Очень уютное место, я бы пожила там подольше. А питание там было не очень, мало и невкусно. Благо на соседних базах были магазины со всякой мелочевкой.
Алтай - круговой маршрут Золотое кольцо Алтая

Домик наш был с санузлом и раковиной, вход на который с маленькой веранды. Душа нет, зато есть баня, она входила в стоимость – 1 час каждый вечер. В домике была печка, мы ее топить не стали, ночью было теплее, чем в Акташе. От дневного тепла домик прогревался, спали там очень хорошо. Вечером прогулялись по территории, сходили на ужин и в баню – лепота!

Завтрашний день у нас был не очень загруженный, и мы попросили Эркина найти нам рафтинг по Чулышману. Но, к сожалению, все было уже расписано. Я приуныла, а гид пообещал, что-нибудь придумать. На этом и порешили.

8 день
С утра сразу после завтрака выдвинулись к «каменным грибам», которые находились аккурат напротив нашей базы. Это удивительное произведение природы, которое  образовалось в результате селевого потока, вымывания и выветривания породы.
Дорога оказалась не сложной, шли мы меньше часа с остановками и любовались панорамой. По пути обогнали группу и наверх пришли первыми. Спокойно все посмотрели и пофоткали. Немного посидели наверху и стали спускаться. Очень красивый вид на долину реки Чулышман и домики турбаз.

Наш гид Эркин сдержал слово и нашел для нас человека с моторафтом. Это было круто! Мы целых пол-часа гоняли по Чулышману с резкими поворотами и веером брызг! И еще успевали обозревать окрестности.))
Алтай - круговой маршрут Золотое кольцо Алтая

После обеда нам предложили съездить на шаманский камень, он был неподалеку. На нем нужно сидеть и заряжаться добром и позитивом. Вид оттуда шикарный, очень способствует релаксу.

По возвращении мы сидели у реки и грустили, потому что наше путешествие подходило к концу. Сенька возился в воде с камнями, а потом взял да и искупался. Вода ледяная, я не смогла.)

Вечером после бани я затащила мужа на концерт горлового пения сказителя кайчи. Он был настроен очень скептически, но концерт был замечательным! Кайчи оказался отменным рассказчиком, он пел, играл на топшуре и варгане. Все были в восторге. Без него наше знакомство с Алтаем было бы не полным)
Алтай - круговой маршрут Золотое кольцо Алтая

9 день
Утро было сумрачным, как и наше настроение. Сразу после завтрака сдали домик и поехали вдоль Чулышмана, на Телецком озере нас ждал катер. Нам предстояло преодолеть на катере около 80-ти километров по воде до села Артыбаш, с остановкой у водопада Корбу. Там мы простились с нашим замечательным проводником Эркином и влезли на катер. Его качало на волнах, проходить по узкому мостку внутрь катера было страшновато.
Впечатлений от этой поездки не осталось никаких, потому что всю дорогу лил дождь, висели клочья облаков, за окном была сплошная серая пелена.

На Корбу мы приехали первыми, прогулялись втроем под дождем, посмотрели водопад и перекусили в какой-то лавочке вкусными чебуреками с хариусом. Я уж думала, что в такую погоду никто больше не приедет, но тут же причалили несколько катеров – привезли большую группу. Экскурсии идут в любую погоду)
Алтай - круговой маршрут Золотое кольцо Алтая

В Артыбаше нас встретил знакомый уже Рашид и повез в Горно-Алтайск. Оставался самый последний пункт нашей программы – экскурсия в музей. Национальный музей имени Анохина - замечательный. Современное красивое здание, интересные коллекции и выставки - природа Алтая, история, этнография, картинная галерея, там же выставлена мумия Укокской принцессы.

После экскурсии в музее нас отвезли в отель Авторейс, в котором был забронирован номер для нас. В принципе, мы могли бы улететь в тот же вечер, но, наверное, так делают для перестраховки, если в дороге что-то пойдет не так. Отель больше похож на хостел, я такой бы не стала снимать. Номер нормальный, но ужасная слышимость, маленькое окошко и нет завтраков.

После ужина в ближайшем кафе мы сходили в магазин и купили кое-что для завтрака, благо в номере был чайник. Утром нас доставили в аэропорт.

Алтай-экспедиция отработала тур на все сто! Смело могу рекомендовать эту компанию как надежного проводника по прекрасному и завораживающему Алтаю!

Бюджет 2+1(13 лет):
тур - 194 тыс руб
перелет 78 тыс руб
отель Игман - 6400 руб
доп расходы ~ 30 тыс руб

Как-то не задался вчерашний день у делегации парламента РФ, летевшей с визитом в Женеву, на Ассамблею Межпарламентского союза. О том как высокодуховных политиков, во главе с господи... кхм, товарищем Нарышкиным, бомбануло появление поблизости самолета неизвестного истребителя - уже знаю ...
Специальный выпуск «Die Zeit» , приуроченный к годовщине 22 июня, публикует фрагменты из книги и экспозиции Петры Бопп «Чужеземцы под (фото)прицелом» – фотографии наступления в Советском Союзе, повседневной жизни солдат, смерти и уничтожения, глазами самих содеявших.Представлена панорама ...
. ...
Генерал-полковник Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук, профессор кафедры международной журналистики МГИМО, начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России (1996—2001) для сайта Изборского ...
Можно ли вот так вот просто взять и выложить фото без каких-либо разглагольствований? Я думаю, что можно, особенно если не знаешь о чем писать и выкладываешь из раза в раз примерно одно и то же. Да, это очередной уникальный каньон, к которому всех возят, все ходят, купаются, едят, ...