Алые паруса. В главной роли — баркентина "Альфа"
fotovivo — 01.06.2023Проза.ру:
Парусные суда, само воплощение морской романтики, прекрасные
птицы морей, альбатросы. У какого мальчишки не замирало сердце при
виде этого произведения кораблестроительного искусства, в каждом
парусник есть что-то мистическое.
До поступления в мореходку я увидел баркентину "Альфа" стоящую на
рейде порта Ростов и был просто заворожен её красотой и романтикой
которая казалась струилась с каждой её реи.
Потом уже я узнал, что это третий и как после оказалось, увы,
последний учебный парусник Ростовской мореходки, до него было ещё
два.
Ростовское мореходное училище им. Г.Я.Седова, названное так в честь
знаменитого полярного исследователя, в прошлом выпускника
Ростовских мореходных классов, как тогда называлась одна из
старейших мореходок России, всегда считалось одним из лучших
мореходных училищ, да это и не удивительно, здесь чтились старые
морские традиции и курсанты первых курсов проходили свою практику
на паруснике, а где молодые парни могли получить лучшую закалку как
не на паруснике.
Первым учебным парусником был "Ипполит", ещё до революции, кстати,
все морские, ещё немые фильмы снимались именно на нём.
После старого "Ипполита" училищу была передана баркентина "Вега" на
которой вплоть до Отечественной Войны курсанты мореходки прохолили
практическое обучение морской профессии. Фильм "Дети Капитана
Гранта" снимался именно на "Веге",но во время войны Вега попала под
бомбёжку и была утоплена.
Но Ростовская мореходка не могла существовать без парусного
учебного судна и в конце концов ей была передана отремонтированная
баркентина "Альфа", которая раньше была грузовым судном.
Альфа была очень изящное и красивое судно, фок мачта которого имела
прямое вооружение, а грот и бизань косое, почему она и называлась
баркентина, т.е. шхуна-барк. Высота мачт "Альфы" была около 35
метров, при длине самого судна 40 метров.
Кто видел фильм "Алые паруса" тот имеет представление о красоте
этого замечательного парусника, потому, что фильм снимался в Крыму
с участием "Альфы". Кстати, это был не единственный фильм в котором
снималась "Альфа" фильмы "Прощай" и "Море студённое" также
снимались на "Альфе". Для съёмок фильма "Алые парусоа" был закуплен
красный шёлк, который иммитировал алые паруса, после фильма
курсанты шили из него плавки и майки, что считалось модно и
престижно.
Но где-то к 1968-му году парусник очень сильно обветшал, а денег у
нашего государства на восстановительный ремонт как и следовало
ожидать не оказалось. Парусник пришвартовали к Ростовской
набережной, передав его дворцу пионеров, а потом он оказался вообще
бесхозным, но несмотря на свою ветхость, на рваный такелаж, всё
равно он представлял величественное зрелище, но потом на нём стали
жить бомжи, которые разводили костёр прямо на палубе и в конце
концов красавица "Альфа", как это не печально, прекратила своё
существование. Её куда-то отбуксировали с глаз долой и кажется
сожгли.
Я будучи в то время курсантом морехдки с несколькими
единомышленниками хотели выкупить "Альфу" и отремонтировать её
своими силами, тем более, что она к тому времени ничего не стоила,
но согласно действующим законам нам не разрешили этого сделать,
т.к. нельзя было частным лицам иметь судно такого водоизмещения в
собственности. Спалить проще. Сожгли и нет проблемы.
Это меня всегда шокировало и удивляло, бывая за границей во многих
портах мира, почти везде видел старые отжившие свой век парусники,
которые стояли на вечнй стоянке и служили украшением данного
города. Но это там, это в обществе, где человек человеку, как нам
говорили, волк, а у нас друг, товарищ и брат.
После "Альфы" в мореходке уже не было парусников и никогда не будет
больше этих альбатросов морей. После "Альфы" училище получило
бывший пассажирскийй теплоход, который был назван в честь ещё
одного знаменитого выпускника - "Адмирал Лунин", но это уже всё не
то. Сейчас в России только у морских институтов рыбной
промышленности остались два знаменитых парусника -"Крузнштерн" и
"Седов". Ни учебные заведения морского флота ни военно морского,
никто больше не имеет парусников. Увы.
Ну и в конце мои стихи о парусной морской романтике:
В каких штормах мы только не бывали
Трещали мачты, рвались паруса,
И ветры души насквозь продували,
А волны поднимались в небеса.
Но мы давно прошли эту науку.
Безбожники, но знаем - с нами бог
И на штурвале крепко держим руку,
Хоть палубы уходят из под ног.
От жизни нам пришлось хлебнуть не мало,
Но знаем твердо, наш наступит час,
В тавернах ждут нас полные бокалы
И женщины, что любят только нас.
Ну а когда от берега устанем,
И позовут морей нас голоса,
Мы мичманки потертые достанем
И снова ветры нам наполнят паруса.
© Copyright: Вячеслав Кутейников, 2015
Вдогонку, из истории:
Вскоре после начала наступления советских войск в Карелии летом
1944 года, Финляндия, подписав с Советским Союзом перемирие,
приняла участие в боевых действиях против германских войск в
Лапландии.
Но это не освобождало Финляндию от возмещения ущерба, нанесенного
нашей стране в годы войны. Согласно Тегеранской конференции 1943
года, все страны, находившиеся в военном союзе с Германией, должны
были выплатить СССР компенсацию на определенные денежные суммы,
которые заменялись поставками изделий промышленности и сельского
хозяйства.
Финляндия, помимо продукции бумагоделательных, деревообрабатывающих
и других предприятий, должна была построить для Советского Союза
новые суда и корабли, всего на сумму более 60 млн. американских
долларов.
После окончания Великой Отечественной войны потребность в
морских перевозках возросла. В небольших судах малого водоизмещения
нуждались транспортный (для малого каботажа), промысловый и научный
флота. Острую потребность в подобных судах испытывали и гидрографы.
И, если восстановить наш флот, обязаны были страны, нанесшие СССР
колоссальный ущерб, то обеспечить его квалифицированными кадрами
должны были мы сами.
Поэтому стали не только восстанавливать старые учебные заведения,
но и открывать новые мореходные школы, техникумы, училища. Чтобы
обеспечить корабельную практику сотням новых курсантов требовались
специальные учебные суда, коими в послевоенное время Советский Союз
почти не располагал.
Считалось, да и считается поныне, чтобы стать настоящим моряком,
курсанты должны пройти «оморячивание» на парусных судах. Исходя из
этих требований, в Финляндии по репарациям было заказано около 100
деревянных парусно-моторных шхун и баркентин. Суда строились с 1946
по 1953 гг. на верфях: LAIVATEOLLISUUS АВ, AUG, EKLOF SHIPYARD
(HAMARI), WALKON LAIVA ОУ, F.W.HOLLMING SHIPYARD.
Суда построенные по советскому заказу на этих верфях имели примерно одинаковые характеристики, по квалификации Морского Регистра СССР имели неограниченный район плавания и рассчитаны были на 18-20 лет активной морской службы. К ним относились баркентины «Альфа», «Вега 2», «Горизонт», «Зенит», «Капелла», «Кропоткин», «Менделеев», «Меридиан», «Секстан», «Сириус», «Тропик», «Чайка» и другие. Парусники были получены учебными заведениями всех флотов - ММФ, МРХ, ВМФ.
Обычными для этих «школ под парусами» были каботажные плавания, но случались и дальние океанские походы. Так, в конце 1940-х годов на Дальний Восток перегнали более двадцати парусных судов, предназначавшихся не только для учебных целей, но и для научной и коммерческой эксплуатации.
В 1954 году баркентина «Альфа» совершила переход с курсантами из
Балтийского моря в Азовское. Это судно было 1948 года постройки,
использовалось для грузовых перевозок. Но после перехода из
Таллинна в Ростов-на-Дону, «Альфа» была передана Мореходному
училищу им. Г.Я. Седова.
Красивая трехмачтовая баркентина стала визитной карточкой
ростовской мореходки, визитной карточкой «седовки». В течении трёх
лет курсанты училища ходили на «Альфе» в учебные рейсы по Азовскому
и Черному морям.
Но поскольку раннее судно использовалось как грузовое для пере
возки бочек, ящиков и даже угля, к тому же частой была смена
экипажей, то вскоре потребовался ремонт такелажа и профилактика
подводной части корпуса. Государство выделило средства на ремонт
парусника. Однако, специалистов способных провести
квалифицированный ремонт такелажа в стране практически не осталось.
Вопрос о ремонте баркентины «Альфа» на зарубежных верфях решен не
был, судно поставили к стенке.
В 1959 г. на Мосфильме решили экранизировать романтичную повесть
Александра Грина «Алые паруса». Главные роли в фильме должны были
исполнить начинающая актриса Анастасия Вертинская и молодой, но уже
популярный Василий Лановой. На роль галеона «Секрет» требовалось
парусное судно. Режиссёр фильма Александр Птушко из всех «парусных
кандидатур» выбрал баркентину «Альфа». М
ореходное училище со вздохом облегчения отдало судно под съёмки
вместе со всем экипажем, а капитаном «Секрета» стал Борис Дворкин -
капитан «Альфы». Появилась надежда, что богатый «Мосфильм»
отремонтирует судно, или хотя бы возьмёт его на свое
обеспечение.
Для съёмок судну сшили алые паруса из натурального тончайшего шёлка, которые на фоне голубого южного неба смотрелись очень эффектно и «Секрету» («Альфе») придавали поэтически-возвышенный облик. Для парусных кораблей паруса шьются из специальной парусной ткани, но даже они не выдерживают ветров и рвутся, а тут лёгкая полупрозрачная ткань. Поэтому съёмки проводились около берега и почти в полный штиль, судно тащил буксир.
После съёмок парусник вернули, поставив его к набережной
напротив мореходки, у которой по-прежнему средств на ремонт судна
не было. Курсантов отправляли в учебные плавания на парусниках,
принадлежащих другим мореходным училищам. «Альфу» перевели на
баланс городского Дворца пионеров, а позднее - горкома ВЛКСМ.
После случившегося на баркентине пожара, судно отбуксировали в Ковш
- бухту на левом берегу Дона, где гниют и ржавеют списанные
суда.
И, если парусник «Вега», принадлежавший Ростовскому мореходному
училищу в 1930-е годы погиб во время эвакуации из Ростова-на-Дону в
1941 году, попав под бомбёжку, то парусник «Альфа» погиб в
результате человеческого равнодушия.
Но как бы то ни было, в памяти ростовчан и всех, кто когда-то на
ней познавал мореходную науку, как Владимир Вейхман, написавший
стихотворение, «Альфа» останется гордой, белоснежной, рассекающей
волны под парусами из алого шелка...
Текст - Виталий Титов, «Вестник Ростовского-на-Дону морского собрания», январь-февраль 2016 г.
Давай припомним, мой сокурсник Алька,
Отринув дел текущих суету,
Тот день, когда на баркентине «Альфа»
Мы швартовались в Вентспилсском порту.
Расписаны на полубак и шканцы,
Мы разбегались по своим местам,
И возгласами: «Шевелись, албанцы!»
Нас ободрял Шульга - наш капитан...
Мой слух не услаждали звуки арфы,
Иной напев явил мне океан.
Я не забыл Вас, баркентина «Альфа»
И мой незнаменитый капитан.
Вот только жаль, что нашу баркентину
(Где взять теперь такие корабли?),
Снимая фильм по Александру Грину,
Киношники нечаянно сожгли.
Действительность, конечно же, скромнее,
Чем яркий Лисс и пестрый Зурбаган,
Но наш Шульга нам ближе и роднее,
Чем мистер Грей, киношный капитан.
Судьба моя! На пленке ты осталась,
Иное имя на твоем борту.
А нам казался алым серый парус
В том незабвенном Вентспилсском порту.
Подобно «Веге», и у «Альфы» сложилась удивительная
«киносудьба». Ее снимали в художественных фильмах «Прощай», «Море
студеное». Время в штормовых плаваниях все-таки состарило и ее.
На смену баркентине пришел в мореходку теплоход «Васил Коларов». Но
долго в те годы ростовчане и гости города любовались крылатым
кораблем, ошвартованным к набережной Дона.
Хозяевами баркентины стали школьники Ростова: здесь они постигали
азы морской науки. Казалось, что «Альфа» уже никогда не поднимет
свои паруса.
Но, готовясь к съемкам приключенческого фильма «Чертова дюжина»,
про парусник вспомнили на Одесской киностудии. Ей понадобился
корабль, на котором герои фильма - мятежные запорожские казаки -
могли бы совершить опасное путешествие. Судно было одесситами
получено, и 11 июля 1970 года бригантина снова вошла в устье Дона,
взяв курс на Азовское море.
На судоремонтном заводе в Таганроге «Альфу» сделали похожей на
парусные корабли восемнадцатого века. Для этого сняли все палубные
надстройки, кроме кормовой, срезали шлюпбалки, убрав на берег и
сами шлюпки. На корме появилась новая высокая надстройка с двумя
трапами, ведущими на палубу. Вдоль бортов установили точеные
перила, которые великолепно делали старые корабельные мастера.
Такие же перила появились и на баке судна.
Что же это был за фильм? Он рассказал своим зрителям о выступлении
запорожских казаков против Екатерины Второй, сославшей их на
Дальний Восток. Группа восставших, захватив корабль «Святой Петр»,
идет из тихоокеанских вод к берегам родного Днепра...
Когда судно было готово для плавания из Таганрога в Ялту, где шли
съемки фильма «Чертова дюжина», на «Святой Петр» начали искать
капитана для этого перехода. В «седовке», не раздумывая долго,
порекомендовали Самойлова. Флотский ветеран в не очень дальнем
плавании «казацкого» корабля с успехом справился с порученным
заданием, а его прежняя родная «Альфочка» еще раз подтвердила свои
великолепные мореходные качества...
Из книги Валентина Алекумова «Седовка». Ростов-на-Дону,
2009
Я там бывала, в Седовке, лет шести от роду, батя брал с собой на работу — они летом там с бригадой ремонтировали помещения; купалась в холоднющем фонтане перед главным входом.
Помню красавец-парусник на «Левбердоне» (так на местный лад
называли тогда еще не застроенный район, только промзона была на
левом берегу,
не знаю, Альфа или другое судно — ухоженное и нарядное, красовалось
еще в нулевых, кажется под ресторан его переделали.