Александр Шаров - Человек-горошина и Простак
mosdetchtenie — 27.06.2018Видимо, нам не раз еще предстоит пересматривать свои
представления о том, как и почему в советские времена
происходили те или иные события. Когда мне в руки
попала эта сказочная повесть, она легла в канву тех
книг, что я тогда читал — древних мифов, литературных
сказок, приключенческих романов — абсолютно
естественно. Сегодня, когда я купил ее младшему сыну —
в новом издании, но все с теми же иллюстрациями Ники
Гольц — я не очень-то понимаю, как ее позволили
напечатать в 1973 году.
Впрочем, наши взгляды на то время достаточно мифологичны.
Они, с одной стороны, расценивают «совок» как нечто
тоталитарно-всесильное, что во многом верно, с другой —
мы прекрасно помним разветвленную систему антисоветских
анекдотов, каждый из которых по идее тянул на статью УК, а
вкупе они составляли повседневный фон жизни советского
человека, причем не только интеллигентного — их можно
было услышать в очереди в магазине, например, и
довольно громко. Что уж говорить о цензорах в детских
издательствах! Сказка и есть сказка, штука безобидная; потом,
там хорошее борется с плохим – а не так ли боролись
создатели СССР в 1917 году? К тому же вышла книга не в
«Детлите», а в «Советской России», издательстве,
которое специализировалось на взрослых книгах, но имело
квоту на детские, и там внимание проверяющих занимал
поиск блох отнюдь не в детских сказках...
Так или иначе, книга вышла – и осталась в сознании
тысяч детей, ее прочитавших. Это потом, в наше уже время ее
назвали «учебником свободы для детей»... Да нет,
конечно, никакой это не учебник, а прекрасная поэтическая
книга, в которую сын двух погибших в годы Большого
Террора людей, сильно пьющий (его собутыльниками были
Платонов и Гроссман, на секундочку!) писатель вложил
свои представления о том, как нужно жить, и главное —
зачем.
...Тринадцатилетний мальчишка выходит на дорогу,
ведущую в большой город. Он сирота; все его достояние –
ключик, негаснущий уголек да медный грош, но предметы эти,
как полагается, волшебные. Уже в пути он начинает замечать
неослабное внимание одного и того же существа,
рядящегося в разные обличья, но благодаря разного рода
случайностям (случайностей, как мы знаем, вообще-то не
бывает!) от этого внимания избавляется, а затем становится
учеником мэтра Ганзелиуса, некогда – кузнеца и здоровяка, а
ныне – гнома; учат его, что характерно, быть
сказочником. Это Ганзелиус – тот самый
«человек-горошина», а простак, соответственно, наш герой.
Тут важно, что его учат на сказочника. Да не просто так —
Ганзелиус готовит Простака к борьбе против колдуна
Турропуто, но, что интересно, не «за народное счастье»,
а за счастье совершенно конкретного окаменевшего юноши
и заколдованной Принцессы восьмисот лет от роду. Каковая
борьба в конечном итоге и происходит — и в ней
завоевывается победа.
Но — вот еще важная штука — победа эта не безусловна, и
Турропуто не повержен, а лишь унижен и изгнан; второе:
плодами победы пользуются Принцесса и Юноша, а вовсе не
Простак. Это тоже несколько меняет дело: герой,
немотивированный личной выгодой, куда интереснее. Ну и
третье: у Турропуто куча соратников; и пусть часть их
есть всего лишь вырезанные из бумаги одинаковые фигурки, но
другие — злобные и ревнивые Ножницы, которые эти
фигурки и вырезают, так что борьбу Простака никак легкой не
назовешь.
Шаров с невероятным для советского писателя мастерством
легкими штрихами выписывает образы героев. Кое-где они
схематичны, кое-где смазаны, но центральные фигуры
очень многослойны и объемны, включая ездовую муху,
аптекаря и собственно Турропуто – не абстрактное зло, а
вполне конкретное, мордатое и красноносое.
Сказочникам принадлежит будущее, в этом я уверен. И тут
надо еще раз вспомнить о том, почему я усомнился в том,
что книга «Человек-горошина и простак» могла быть
издана в 1973 году — да потому, что в прекрасных иллюстрациях
Ника Гольц поселила бумажную армию Турропуто аккурат в
совковые новостройки из тех, что как раз в начале
1970-х возникали в Беляево и Чертаново, в противовес
прекрасному разноцветному миру стилизованных
староевропейских домиков с обложки. «Бойся одинаковых
человечков!» — говорил своему ученику мэтр Ганзелиус; а
где живут одинаковые человечки? В одинаковых домах. Это
цензоры тоже проглядели. А мы заметили.
Свободе нельзя научиться. Свобода или есть в человеке, или
нет. Книги Шарова — а среди них есть и детские
(«Мальчик-одуванчик и три ключика», «Малыш Стрела —
победитель океанов») и взрослые
(сатирико-фантастические антиутопии вроде «Острова
Пирроу») — не были и не являются учебником свободы,
повторюсь, — они помогали и помогают ее в себе
выращивать, и свобода эта куда важнее той, которую
декларируют и к которой призывают. А главное — о ней не
приходится говорить вслух. Никто же не рассуждает вслух
о воздухе, без которого жизнь невозможна?
Так и здесь.
Мосдетчтение
в Телеграм
Мосдетчтение в Blogger
Мосдетчтение в Yandex.Zen