Александр Панкратов: жизнь, смерть, кино



Все «плюшки» от жизни и кинематографа получил Панкратов-черный: как режиссер он не состоялся, но активно снимался как актер. А вот Панкратов-белый — режиссер интересный и тонкий (достаточно посмотреть «Портрет жены художника» или «Прощай, шпана замоскворецкая»), был крайне неудачлив и славой полностью обделен. Не сложилась и его личная жизнь: он любил Ларису Удовиченко, а она считала их брак фиктивным (с его помощью получила московскую прописку).
У Александра Панкратова-белого изначально отсутствовали важные для режиссера качества: локти, пробивная сила и готовность к компромиссам. Поэтому и фильмов он снял всего шесть. Это же раздавило его в святые девяностые — «черный» непрерывно снимался в кооперативной халтуре, а «белый» челночил, таксовал, продавал ботинки, печенье и пиво... Где-то в середине девяностых я попросил своего редактора дать ему прочитать мой застрявший сценарий.
— А смысл? – возразил он. – Постановку ему в любом случае не дадут.
…Десять лет Панкратов-белый ничего не снимал. Пробовал реализовать себя в драматургии и
прозе, но к пишущим режиссерам у нас всегда относились с иронией — даже «поэту» Эльдару Рязанову не удалось преодолеть общий скепсис.
Пишут, что он в последние годы потерял интерес к жизни. И это будто бы вызвано проблемами со здоровьем. Ну а здоровье, видимо, пошатнулось от безнадеги и невостребованности. Увы, история банальная. И все когда-нибудь умирают. А тут и возраст серьезный, но все равно грустно.
Помню его отсутствующий взгляд в суете мосфильмовского коридора — он здесь казался чужим и случайным. Боюсь, что и в жизни тоже.
Светлая память.
|
</> |