akteon: Уважаемый likh c подачи не менее уважаем
akteon — 28.12.2009 Уважаемый likh c подачи не менее уважаемого г-на Волкера завел разговор о доходах сотрудников финансовой отрасли. Я там начал комментировать, а потом стал думать пару мыслей дальше, решил перейти сюда.Что мы, собственно, имеем - ничего особенного в рамках своей профессиональной деятельности сотрудники финансовой индустрии не делают. Торгуют не особо сложным товаром, инжинируют (pardon my French) не самые сложные устройства. Бывают и товары посложнее, и инженерные конструкции куда замысловатей. Но получают за это в разы больше денег. Заметим, это не тот случай, когда пахарь в благословенной Италии зарабатывает в разы больше, чем пахарь на вятских суглинках, ибо производит куда больше хлеба. Нельзя никак сказать, что инженер, разрабатывающий самолеты или автомобили создает меньше пользы, чем его собрат, выстраивающий очередную мезонинную облигации. В финансах, говорят, работа тяжелая, нервная, плохо сказывающаяся на личной жизни. Смотрим на заработки нефтяника, инженера по разработке месторождений, решения и ошибки которого стоят многия миллиарды с многими годами опыта, работающего в Нигерии, в отрыве от семьи и друзей, вынужденного жрать хинин и прививаться от всякой тропической дряни, имеющие шансы быть похищенным воинственной молодежью - так вот, этот человек получает в разы меньше выпускника колледжа с тремя годами опыта, работающего в Лондоне в банке. Ну да, по 70 часов в неделю. Вы скажете, что у инженера жизнь легче? Я бы поспорил... Что у финансиста более высокие и уникальные навыки? Да полноте. Сравните-ка сложность концепций и просто объем того, что нужно запомнить в финансах и в геологии и течении многофазной газо-жидкостной системы в неоднородной пористой среде. Так в чем дело-то?
Говорят, дело тут все в том, что в финансах один конкретный индивидуум может быстрым движением ума из пустоты, из ничего, из сумасбродства своего создать жуткие газиллионы прибыли и вообще валуя, за что его и стоит вознаградить. А в той же нефтянке из пустоты не получается, к пустоте надо прикладывать еще много дорогих железок, которые как бы и создают прибыль, а инженер - так, рядом постоял. Дальше, правда, выясняется, что и в финансах только из пустоты не получается, к пустоте нужно прикладывать много-много капитала. Впрочем, железка-то - штука редкая, дорогая, а много-много капитала, если не надолго, операцию провернуть - ничего, оказывается, не стоит. Впрочем, бывает так, что и без капитала можно, существенная часть advisory деятельности банков, за которую стрижется немалый процент и гонорар, не вовлекает участия собственных денег, но без "печати" правильного банка из малого круга многим компаниям будет закрыт ход к деньгам.
Когда я вижу труднообъяснимые перекосы в рынке, я
Есть правда, отдельный и очень интересный вопрос, почему эта сверхприбыль в такой мере достается именно сотрудникам отрасли, а не акционерам. На него у меня здесь и сейчас, если честно, ответа нет - не додумал я еще эту мысль
Но из вышеизложенного становится ясно, откуда растут ноги у набирающих силу в разных юрисдикциях мыслей о дополнительном налогообложении финансистов. Законодатели просто пытаются отобрать у них ту самую ренту, которую создали своими правилами, направленными на устойчивость финансового рынка (и дополнительно - на недопуск к определенным и неизбежным видам экономической деятельности никого, кроме достаточно узкой группы). Позыв понятен, только это, конечно, хоть и самое простое, но наименее, наверное, разумное средство. Куда правильнее было бы уменьшить возможность получения ренты или хотя бы ее размер.