Акт школьного экзорцизма
uchitellka — 30.12.2022Поучаствовала вчера в очередной процедуре «экзорцизма», то есть попыток изгнать очередного нерадивого ученика из школы. В качестве экзорцистов были привлечены классный руководитель (я), завуч по воспитательной работе и социальный педагог. У ученика семь «неудов» в первой четверти, и «восемь» во второй. Мои увещевания «Миша, давай на троечки, и нажать на математику-русский, чтоб сдать экзамены в 9м классе, пойдешь как свободный человек хоть на работу, хоть в техникум», успеха, ожидаемо, не принесли. Вызываем маму.
Во время разговора с мамой выясняется, что родители в разводе. Мама проживает в другом районе, а работает в том же, где школа. Рабочий день матери с 9 до 18. Отец детей (двое мальчишек) проживает в районе, где расположена школа. Дети, соответственно, живут на два дома, тем более, что с матерью они проживают в комнате, а не в квартире. Отношения между родителями плохие, что вкупе с проживанием на два дома предоставляет мальчишкам широкие возможности для манипулирования. Отец, видимо, в жизни детей присутствует, но считает, что не просто присутствует, а вносит полезный вклад.
Мама говорит, что влияния на сына не имеет, убедить или заставить учиться не может, смотрит на нас с тоской и спрашивает, какие меры воздействия можно применить к здоровому четырнадцатилетнему лбу.
Дальше слово берет завуч и убедительно показывает, что ребенок будет иметь академические задолженности, которые не сможет ликвидировать, и в конце концов не будет допущен к экзаменам за 9 класс. В процессе дальнейшего обучения школа отправит документы в КДН, и КДН начнет оказывать воздействие на маму, через два имеющихся у них инструмента: административные штрафы и запросы на работу маме (а мама работает в бюджетном секторе). И если мама не хочет неприятностей на работе, то документы надо забрать, и ребенка перевести в школу по месту жительства. Благо, отказать в школе по месту жительства не имеют права. А наша школа, для того, чтобы ребенка взяли в школу по месту жительства, как только получит подтверждение, что он будет зачислен в другую школу, магическим образом исправит все «неудовлетворительно» в аттестате на «удовлетворительно». На этом и разошлись.
Не знаю, с каким настроением отправились по своим дальнейшим делам коллеги, а на меня каждый акт «экзорцизма» действует угнетающе, благо уроков нет, сижу второй день у себя в кабинете, видеть никого из них не хочу.
Причины у каждой такой учебной ситуации комплексные. Мне видится, что большинство таких ребят имеют какие-то особенности функционирования мозга (вступаю на тонкий лед, я очень далека от медицины), от СДВГ до ММД. В детском саду, в начальной школе эти особенности родители и педагоги не замечают или считают, что в коррекции они не нуждаются. Программа усложняется, стиль взаимодействия педагогов и учеников меняется на переходе из начальной школы в среднюю ступень, и то, что раньше можно было игнорировать, теперь принимает те размеры, когда игнорировать невозможно.
Изначальные особенности ребенка накладываются на провалы воспитания, неблагоприятную семейную обстановку, подростковый возраст.
Школа, как и государственная политика в области образования, вносят существенный вклад. Сначала в начальной школе проблемы ребенка игнорируются и преуменьшаются, потому что проще нарисовать «удовлетворительно», чем заниматься с отстающим ребёнком. И речь идет не только об усилиях, которые нужно потратить на занятия, сколько о выстраивании взаимодействия с родителями. Зачастую родители не хотят показывать ребенка ни неврологу, ни психиатру, ни приводить на дополнительные занятия (некогда), ни помогать делать уроки. Это я не говорю о ситуации, когда требуется работа с дефектологами.
Вот так ребенок переходит в среднюю школу. В седьмом классе происходит качественный скачок в уровне абстракции получаемого материала: математика меняется на алгебру и геометрию, начинается преподавание физики. Это совпадает с самым сложным этапом подросткового возраста. На седьмой/восьмой классы приходится самый большой процент школьной неуспешности.
Не секрет, что теперь рейтинговая оценка работы школы. Показатели, связанные с прохождением ГИА и ЕГЭ – одни из самых важных. Вот школы и пытаются избавиться от нерадивых учеников, перебрасывая их друг другу как горячую картошку. Никогда не пойму, почему, учитывая огромное количество факторов, из которых складывается школьная неуспеваемость, не установить «разрешенную планку неуспешных», скажем, в 2%. Я работала одно время в школе, которая была своеобразным «отстойником» ля неуспешных учеников. Это тяжело для всех, и для педагогов, и для самих детей, и для родителей.
Наша школу свою проблему, видимо, решила. Мама с сыном свои - нет. И мне очень жаль, что решение проблем школы и решение проблем ребенка и родителя лежит в разных плоскостях.
|
</> |