Aftermath. Польское покаяние?
a_poli — 03.11.2013 1 ноября, в Нью-Йорке прошла премьера фильма Aftermath, посвященная событиям в польском городке Едвабне, где в 1941 году поляки убили еврейских жителей. Режиссер фильма - известный польский драматург Владислав Пасиковски.В центре фильма - два брата, старший, которого играет Ирениуш Чоп, возвращается в родную деревню после двадцатилетнего пребывания в США, и обнаруживает, что младший брат (Мацей Штур, сын знаменитого польского актера Ежи Штура) скупает старые еврейские надгробия, которые давно использовались жителями в чисто утилитарных целях. Постепенно братья узнают тайну, которую хранят местные жители - об убийстве евреев и присвоении их имущества.
Фильм Владислава Пасиковски вызвал крайне противоречивую реакцию в Польше. Министр культуры Богдан Збраевски и великий режиссер Анджей Вайда приветствовали Aftermath. Историк Малгожата Пакир высоко оценила работу Пасиковски и организовала показ фильма в Еврейском музее.
Правые круги, напротив, осудили фильм как очерняющий поляков. Издание Gazeta Polska назвала его оскорбительным и вредоносным. По некоторым данным, Мацею Штуру угрожали расправой из-за его роли в этом фильме. Владислав Пасиковски отметил, что фильм вызвал всплеск "антисемитизма без евреев".
В основу фильма легла книга историка Яна Гросса "Соседи", увидевшая свет в 2000 году. После выхода книги в свет польские власти провели новое расследование, согласно результатом которого, жертвами погрома, имевшего место в Едбавне 10 июля 1941 года, стали не менее 340 евреев. Их останки были обнаружены в двух братских могилах. При этом около трехсот человек, включая женщин и детей, были сожжены заживо в большом амбаре. Утверждение Гросса о гибели 1600 человек следователи признали преувеличенным.
Помимо этого, следователи постановили, что преступление было вдохновлено германскими оккупационными властями, но непосредственными исполнителями были поляки, без участия которых погром не мог произойти. Вместе с тем, следователи отметили, что в погроме участвовали далеко не все польские жители Едбавне, а некоторые из них помогли спастись нескольким десяткам евреев.
Конечно, это прорыв. И Польша встает на дыбы – лишнее свидетельство того, что авторы попали в точку. И польского поляка актера Штура угрожают убить за роль польского поляка! Тяжкое испытание для поляков – принять эту картину, принять правду о том, что отцы и деды – убийцы. Перебили «жидков», поселились в их домах, на их земле, присыпав их обгорелые кости землей, вымостив дороги плитами их кладбищ, и вырастили своих детей на этих костях и плитах. А тонкокожие дети услышали... Тяжкий труд души – взять вину на себя, а не открещиваться – «это сделал не я».
|
</> |