Афганская химера 1970-х
civil_disput — 28.04.2019Спросил у нескольких знакомых, на что был похож Кабул времен Захир-шаха и Дауда? Чаще всего мне отвечали: на ВДНХ с троллейбусами. Девушки в коротких юбках и фонтаны, фонтаны, фонтаны.
Дирижистская экономическая политика опиралась на иностранные кредиты, которые превращались в горнодобывающие и другие промышленные предприятия, которые затем раздавались в кормление членам неофеодальной элиты.
В 1955 г. СССР предоставил Афганистану льготный кредит в размере 100 млн. долларов. При поддержке СССР началось строительство ряда крупных объектов (автотрассы Кушка – Герат – Кандагар, крупнейшей в стране ГЭС в Наглу, ирригационного комплекса в провинции Нангархар). В 1956 г. состоялось подписание советско-афганского соглашения о поставках вооружений на сумму 32,4 млн. долларов. Афганские офицеры стали направляться на обучение в советские военно-учебные заведения.
Через десять лет афганский офицерский корпус стал в основном русскоязычным, как и местная инженерная прослойка.
10 лет модернизации создали внутри Афганистана несколько общенациональных линий разломов: между богатеющими городскими верхами и бедным населением растущих городов. Между промышленниками и племенными верхушками. Между столичным обществом, одетым по французской моде, и традиционалистами из касты богословов-талибов.
В стране стали формироваться два больших оппозиционных лагеря: левый лагерь средних офицерских чинов, считавших, что страна должна порвать с монархией и буржуазным развитием, и встать на путь социалистических преобразований по египетско-сирийской модели, и правый лагерь традиционного богословия, ориентированный на восстановление влияния ислама.
Своего расцвета афганская химера достигла в 1973 – 1978 гг., когда была установлена единоличная диктатура либерального реформатора Мохаммеда Дауда, перекрасившегося затем в насеровского социалиста, и правившего страной, опираясь на террор, развязанный его тайной полицией.
Официальной идеологией даудовского режима была «народная и национальная теория революции». По мнению специалиста по истории и политике Афганистана М. Ф. Слинкина, «…структура этой «теории» не была строго очерчена и в основном повторяла идеи, имевшие хождение при монархии: национализм, дух афганства и исторической пуштунской исключительности, ислам, демократия, основанная на законе, святость национальных традиций и обычаев, идеи патернализма и патриотизма, антиколониализм». Составным элементом даудовской риторики был и социализм.
В этих своих начинаниях Дауд не был по-настоящему оригинален. 2 марта 1955 г. король Камбоджи Сианук неожиданно для всех отрекся от престола и стал править в качестве главы буддийско-социалистической партии «Сангкум», объединившей вскоре более миллиона членов.
Как и в Камбодже полицейско-социалистическая химера, построенная Даудом в Афганистане, оказалась недолговечной.
В обоих случаях падению режима предшествовали попытки избавиться от частей химеры, которые она использовала в качестве декораций, но которые оказались более жизнеспособными, чем она сама.
Урок Афганистана: быстрое и успешное капиталистическое развитие возможно лишь в условиях демократической политики.
Язвы капитализма, когда их пытаются прикрыть паранджой религиозно-национальной исключительности, патернализмом, социалистической риторикой или, проще говоря, химерой, от этого нисколько не лечатся.
Государственная политика скрещения ежа с ужом должна рассматриваться в качестве опасного признака, порога, за которым начинается спуск в социальный ад.
Кабул, 1972 г.
Кто бы мог подумать?
Об авторе
Евгений Владимирович Милютин (род. в 1965 г.) – российский историк, востоковед, получивший образование в Институте стран Азии и Африки при МГУ, Дипломатической академии МИД России, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies (США). Имеет ранг второго секретаря российской дипломатической службы. Писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное», изданной в 2017 г. в Германии. Журналист, постоянный автор газеты «Литературная Россия».
Чтобы записаться на мой семинар психоистории, пришлите мне личное сообщение.
|
</> |