Аферы с чаем во времена Российской империи
radmirkilmatov — 06.08.2024За сообщениями в СМИ про президентов- паралитиков, спортсменов с мутной сексуальностью, выборы, переговоры, биржи и цены — хочется думать о чем-то простом и местном.
я всегда недоумевал, как скромный город Кунгур Пермской губернии в 19-м веке оказался «чайной столицей Российской империи». Почему? Речь идет о китайском чае, но от Кунгура до Пекина 6 тысяч верст. Потом еще тысяча на юг, где растет камелия китайская (Camellia sinensis), которую мы называем «чаем».
При этом, развитие торговли чаем проходило, когда железных дорог в этой части Империи еще не было. Мостов — тем более. Телеги по бездорожью не ездят. Реки текут поперек этого пути, а не вдоль... Получается, везти можно было только зимними караванами на санях? Вы представляете, сколько должна была составлять стоимость перевозки «китайского сена», его охрана, страховка? По таким ценам возят, извините, наркоту, а не чай.
Сегодня чиновники нередко выдумывают исторические факты, часто не обращая внимания на здравый смысл. Под «Славную Историю» можно выбить бюджеты, гранты, субсидии. Потому нелепый «пук», бывает, вырастает до размера большой задницы.
Успех создают не только бизнесмены, но и мошенники.
У меня три версии: 1) «китайский» чай в массовом количестве не везли «за тридевять земель», а делали на месте, при продаже выдавая за элитный импорт местный фальсификат.
2) Везли «не то», что мы сегодня называем «чаем».
3) Везли из мест намного ближе. Понятие «Китай» относилось не к сегодняшней China, которые сами китайцы называют Zhong Guo (внутреннее сокровище), а находилось намного ближе. Почему? На старых картах и «монголы» и «Китай» находились сразу за Уралом. Но когда в 19 веке стали понятны настоящие размеры Земли, территории «Китая» и «Монголии» перенесли на Дальний Восток. Таким образом, Романовы легитимизировали свои права на огромные территории. Не случайно, председателями Русского Географического Общества до 20 века были только высшие члены императорской династии.
Вообще, чайный рынок российской империи — это десятки миллионов рублей. На таком рынке всегда были- есть- и будут мошенники и фальсификаты.
Итак, география и экономика говорят, что «китайского» чая в 19 веке в Кунгуре могло быть мало. Ничего личного. Это не оскорбление, это возможность покопаться в наших представлениях о самих себе. И посмеяться над тем, что успешный бизнес почти всегда основан на грамотном «разводе».
Самый простой способ изготовить фальсификат — иван-чай, он же кипрей узколистый. Известный продукт, но его сбор и заготовка в Российской империи были запрещены. Об этом ниже. Существует много способов заготовки кипрея. Самое главное — его не надо сушить, тогда он, действительно, становится «сеном».
Надо сорвать листья в момент цветения, размять «до кашицы», сложить в полиэтиленовый пакет, перемотать, чтобы в пакет не проникал воздух. И (в зависимости от температуры в доме) продержать (так он ферментируется) 1-2 дня. К тому моменту, когда чай надо сушить (в духовке на слабом режиме) трава приобретает вкусный «фруктовый» аромат. Чем глубже ферментация — тем более душистый и насыщенный чай (главное — не пропустить время, когда трава протухнет).
Сок листа должен забродить и окислиться. Ферментировать можно любые травы и листья. Но - не лекарственные. Потому что чай - это повседневный напиток, а лекарства не нужно применять ежедневно.
Правильно приготовленный кипрейный напиток получается вкусным.
Но - это не чай. В нем нет той «глубины вкуса», который свойственен
хорошему чаю. Как же могли кунгурские купцы нае...
обманывать всю Россию, включая царя? За царя не обидно — тот
всю страну нае... обманывал.
К слову, в самом Китае столько чая, как мы, не пьют. Китайцы в течение дня пьют «белый чай» (кипяток из термоса). Понятно почему. Чай тонизирует, повышает давление, и в больших объемах чай окажется бомбой под твое здоровье.
Кипрей надо купажировать с другими ферментированными травами. Этим летом я экспериментировал с сорняками. Так вот, небольшие порции ферментированной сныти, таволги и листа малины «в купаже» кипрея — делают напиток неотличимым от самого хорошего китайского чая.
Началось с того, что узнал, как чай из сныти чистит сосуды и снижает давление. Тема полезная. Тем более, когда сегодня в магазинах под видом «продуктов» часто продается полное непотребство.
Хороший вкус дали листья малины. Перемолотый лист на мясорубке, с трехдневной ферментацией при комнатной температуре. Он и отдельно хорош, и улучшает любой купаж.
Таволгу надо ферментировать 4 дня. Она придает чаю аромат меда, ванили и какой-то тропической хрени, похожей на иланг-иланг. Тут важно не переборщить с «купажированием». С первого раза чай с добавками таволги, извините, «штырит». При повторном употреблении эйфория падает... Можно понять заказчиков, которые всем «китайским чаям» на рынке - предпочитали именно кунгурский.
Что не нужно добавлять? Ферментированный лист вишни дает природный хинин. Аспирин. Лопух чистит печень. Тоже не для каждого дня. Правильно заготовленная крапива может обеспечить прилив энергии, за которым последует упадок.
Если вы приготовили правильный чай — важно медленно и правильно его высушить, чтобы он не плесневел при хранении. Короче, еще одна отдельная наука.
О том, что травы могут помогать, я знаю с детства. 45 лет назад врачи поставили моей маме диагноз — смертельное заболевание почек. Держали два месяца в стационаре (времена были другие). Определили срок дожития в 1 год — и отпустили. А мама посадила себя на диету и травяные напитки. Через полгода врачи признали свой диагноз ошибочным. А мама прожила еще 35 лет. И книг про траволечение в доме было как в привокзальном ларьке.
Официальные историки говорят, что в конце 18 века в лавках в Москве стали продавать чай из Китая. Считается, что чай везли с Ирбитской ярмарки. Широким спросом он не пользовался, потому что был дорогой роскошью.
Ситуация кардинально изменилась в 1840 году, когда фирму по торговле чаем открыл Алексей Семенович Губкин, 24- летний кунгуряк, занимающийся с отцом с братьями переработкой кожи.
Официальная история говорит, что Губкин доставил товар в забайкальскую Кяхту, обменял кожу на чай, который выгодно продал на Ирбитской и Нижегородской ярмарках. Один ящик («цыбик») чая весом от 40 до 50 фунтов (от 18 до 22,5 кг, в зависимости от тонкости листьев) стоил как имение с деревянным домом за пределами Москвы. Два фунта чая (около 0,9 кг) меняли на соболиную шубу.
Предполагаю, что первой партией Губкина, действительно, было китайское сено. Затем он нашел замену «китайцам» из местных материалов.
Что такое предпринимательский успех? Не в последнюю очередь – умение оказаться в нужное время в нужном месте. Но пожалуй, главное — это предложить покупателю товар с правильной «легендой».
Губкин сломал систему перекупа, придумал развешивать чай мелкими партиями, продавал в красочных упаковках. В 1881 году магнат перевел своб контору в Москву. Через два года умер.
Губкин сумел «дать потребителю наилучший продукт по дешевейшей цене». Он установил фиксированные цены на сорта, дал возможность купить любое количество любого сорта. В результате цена снизилась, а потребление возросло.
Рост чайной торговли повлек развитие смежных отраслей. В стране появились производства самоваров, сахара, конфет и чайной посуды. Губкин стал Действительным Статским Советником, получил Орден Св. Владимира 3-й степени.
После смерти Губкина дело перешло его внуку Александру Григорьевичу Кузнецову, который в январе 1891 года учредил Торгово-промышленное товарищество на паях «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко».
С развитием железных дорог дело расширялось. В 1896 году была организована коммивояжерская сеть. В 1896 году павильон Товарищества на Нижегородской ярмарке посетил Николай Второй с женой, после чего на продукции Кузнецова стала красоваться надпись: «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
Только в 1898 году была организована прямая закупка чаев в Китае, открыта собственная контора в Ханькоу, приобретена фабрика для производства плиточного и кирпичного чая. В 1900 году была открыта контора на Цейлоне, в 1902 году – в Индии, в 1914 году - на острове Ява. С 1903 года в Лондоне работала своя контора для покупки чаев с местных аукционов. Как торговали до этого?
К 25-летнему юбилею количество постоянных покупателей увеличилось в 20 раз. Годовые обороты выросли до 65 млн. Добавьте четыре нуля, чтобы получить сопоставимые с сегодняшними цены. Число работников выросло со 100 до 4 тысяч. Товарищество имело более 40 отделений в России и за рубежом.
Ист.: Исторический очерк двадцатипятилетней деятельности торгово-промышленного товарищества Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и К°, 1891-1916. М., Т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1917.
Кузнецов, к слову, скончался при невыясненных обстоятельствах в 39 лет в 1895 году.
Предполагаю, что секреты глубокого ферментирования (и сушки) сырья были тайным знанием кунгурских купцов.
О чем при СССР не знали. Журнал «Природа», 1944 год: «Хотя по виду копорский чай нередко был похож на китайский, но он был неприятен на вкус, его настой имел зеленоватый, грязно-жёлтый цвет и оставлял на стенках стакана тёмный осадок». Это про сушеный, а не ферментированный кипрей.
Чайный рынок Империи был «серым» и криминальным. Часто использовали «вторичную заварку». Ее собирали по трактирам, очищали от примесей, смачивали красителями, жжёным сахаром, химикатами, придававшим «правильный» вид.
Получившийся «напиток» упаковывался, перепродавался и подмешивался к настоящему чаю. Наряду с «копорским чаем» фальсификаты из спитой заварки считались опасными и преследовались, так как при «вторичной обработке» иногда использовались даже ядовитые красители и добавки. Самым безвредными были листья дуба, березы, опилки...
Большие объемы кустарного производства, подделок и качество чая — привели к тому что в 1816 году «копорский чай» был в России запрещен.
Указ «О запрещении подделки Копорского чая под видом Китайского», согласно которому на всей территории Российской империи запрещалась продажа и производство «копорского чая». Наблюдение за исполнением этого указа возлагалось на полицейские органы. В 1834 году эта норма вошла в новый свод законов Российской империи.
Запрет на сбор кипрея и употребление «копорского чая» нашёл своё отражение в марте 1839 в Сельском полицейском Уставе для государственных крестьян, в разделе «Общие меры по сохранению народного здравия» в статье 80 говорилось: «Запрещается употребление Копорского (Иван-чая) как одного, так и в смеси с китайским».
Был запрещен сбор самой «травы, из которой копорский чай составляется». Владимир Даль зафиксировал две очень странные «народные» поговорки: «Иван плох и в чаях» и «копорское крошево и кисло и дёшево».
Запрещается продажа плохо испечённого хлеба, мяса нездорового скота и живности, спитого и копорского чаев. (Промышленное законодательство// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907).
По другим источникам, в деревнях близ Петербурга производилось несколько десятков тысяч пудов «копорского чая» в год. Он возами перепродавался по территории империи и даже вывозился за границу (контрабандно, в упаковке под видом другой клади), где его тоже подмешивали к настоящему чаю.
Какие выводы?
1) Иногда хороший местный фальсификат нужнее рынку, чем «титульный бренд». Успех создают не только бизнесмены, но и мошенники.
2) Правильная ферментация русских трав — вкуснее и полезнее, чем китайская камелия и «сладкая бутилированная химия».
3) 50% правильно ферментированного Иван чая, остальное - сныть, лист малины и таволга (в равных долях). Настоящий русский чай должен выглядеть примерно так.
4) Присмотритесь к сорнякам (сныть, одуванчик) и листьям плодовых деревьев и кустарников (облепиха, смородина, малина, вишня).
5) Попробуйте настой ферментированной таволги вместо морсов или газировки. Травники утверждают, что «водкой» раньше называли водный раствор на таволге, пока в конце 19 века не придумали дешевый способ дистилляции, и эта название окончательно не перешло к спиртовым настойкам. Водный раствор на таволге, действительно, утоляет жажду, ты не просишь добавки.
И в заключение — что такое «фальсификация»? К примеру, Русская История — сплошные сказки. Но в них надо верить, так как это признак твоей «принадлежности к цивилизации» и признак политической лояльности. К тому же, эти «сказки» помогают нам лучше, чем немцам их истории про фридрихов, а французам — про бонапартов. Хорошими историями про обман и правильных мошенников — надо дорожить, как частью любого национального достояния.
Фотографии героев этой истории с сайта кунгурского музея. Эти лица я точно видел раньше — н0 с другими подписями.
|
</> |